Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:43, творческая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм, как финансовая категория, имеет объективное содержание и выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов, поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно-организационную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

Межбюджетные отношения.pptx

— 129.85 Кб (Скачать)

Межбюджетные  отношения

1.1. Основы  бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм, как финансовая категория, имеет объективное содержание и  выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования  фондов денежных ресурсов, поэтому  в самом простом виде бюджетный  федерализм выражает системно-организационную  совокупность денежных потоков между  субъектами межбюджетных отношений  по формированию, распределению и  использованию бюджетных фондов.

Бюджетный федерализм характеризуется рядом  свойств и особенностей:

    • специфическими субъектами;
    • направленностью денежных потоков;
    • потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей;
    • наличием той или иной причины обусловленности трансфертов;
    • признаками повторяемости, воспроизводственности и замкнутости трансфертов.

Основная  часть бюджетных потоков в  системе бюджетного федерализма  движется в направлении сверху - вниз,  но есть потоки, движущиеся снизу  – вверх (бюджетные кредиты).

Направленность  бюджетных потоков может характеризоваться  их адресностью – т.е. определенностью  юридического или физического лица, получающего бюджетные средства.

 

 

 

Тема 1. Бюджетный федерализм

Федеративные  принципы построения бюджетной системы, направленные на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетного процесса, в более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения, для обеспечения  совместного достижения общих целей, при сохранении целостности, но ограничением самостоятельности каждой из сторон.

Федеративная  система характеризуется рядом  признаков:

    • наличие иерархии;
    • четко сформированные полномочия каждого уровня управления;
    • установленная автономия и регламентированный суверенитет каждого из уровней.

Конкретные  формы федерализма в каждой стране периодически видоизменяются, это относится  к разграничению предметов ведения  и полномочий между уровнями власти и регионами в области бюджета  и налогов. В настоящее время  в отечественной финансовой науке  нет единого подхода к толкованию такого понятия, как бюджетный федерализм.

Термин  бюджетный федерализм чаще всего  используют для характеристик бюджетного устройства федеративного государства. Определение принципов, взаимоотношений  федеральных и региональных органов  власти, как полноправных участников бюджетного процесса.

При этом особое внимание уделяется оценки степени  децентрализации бюджетной системы  и финансовой самостоятельности  территориальных образований.

 

 

1.2. Понятие  бюджетного федерализма

В связи  с этим бюджетный федерализм можно определить, как  отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма, между органами власти различных уровней по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничением бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов, исходя из необходимости единства общегосударственных интересов населения, проживающего на территории субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.

Бюджетный федерализм, как способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с  интересами его частей можно определить, как отношение федеральной власти и властями национально-государственных  и административно-территориальных  образований по поводу оптимального научно-обоснованного распределения  доходов бюджета и расходов, финансируемых  из него.

Другой  подход затрагивает государственно-правовые аспекты бюджетного федерализма.  С правовой точки зрения бюджетный  федерализм рассматривается, как форма  бюджетного устройства государства  и законодательная основа межбюджетных отношений.

Бюджетный федерализм не ограничивается сферой межбюджетных отношений, а естественным образом пронизывает всю бюджетную  сферу страны.

Под бюджетным  федерализмом понимается такая форма  бюджетного устройства, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной  системы и учет интересов всех участников бюджетного процесса.

 

1.3. Принципы  бюджетного федерализма.

 

1. Разграничение  бюджетной системы на федеральный  бюджет, бюджет субъектов РФ и  местных бюджетов.

2. Исключительные  полномочия РФ в отношении  федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов, федеральных  фондов регионального развития.

3. Самостоятельность  субъектов РФ в регулировании  бюджета и бюджетной системы  субъектов РФ.

 

4. Возможность  взаимной передачи бюджетных  полномочий органами исполнительной  власти.

 

5. Наделение  законодательных органов субъектов РФ правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства, бюджетной политики, бюджетного процесса, бюджетной политики.

 

6. Предоставление  субъектам федерации бюджетных  и финансовых полномочий в  рассмотрении федерального бюджета и вопросов финансового регулирования денежной эмиссии.

 

7. Юридическое  отделение местных бюджетов от  государственной бюджетной и налоговой системы.

 

Принципы  бюджетного федерализма

Основным  звеном конституционной модели бюджетного федерализма является совместные бюджетные  и налоговые полномочия федерации  и ее субъектов. С одной стороны  они взаимоограничивают полномочия центра и регионов, с другой стороны  устанавливают их связи и взаимозависимость.

В рамках бюджетного федерализма выделяются следующие виды взаимоотношений:

 

 

 

Сквозные федеральные налоги

 

Раздельные налоги

 

Целевые программы

 

Дотации, субсидии, субвенции

 

Финансовые трансферты

 

Взаимные расчеты

 

Бюджетные ссуды

 

Обособленные системы фин. Взаимоотношений  внутри региона

2. Германская  модель.

Характерной чертой данной модели является возрастающая тенденция единообразного распределения  ресурсов между землями. Бюджетная  система базируется на общих налогах. Также существуют налоги, которые  зачисляются в один бюджет. Для  выравнивания условий между землями  используется механизм дифференциации нормативных отчислений от общих  налогов. Основные финансовые ресурсы, которые также используются  для  выравнивания уровня социально-экономического развития, поступают через федеральные  и совместные программы регионального  развития. Несмотря на сложную систему  финансового выравнивания отдельные  земли продолжают оставаться слабыми, для них разработаны федеральные  субсидии.

 

  1. Американская модель.

Строится  на относительно большой самостоятельности  отдельных штатов, зачастую рассматривается  как классическая модель бюджетного федерализма. В США отсутствует  система горизонтального долевого распределения доходов. Большинство  федеральных субсидий штата зависит  от объема долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая  политика направлена на дальнейшее развитие богатых регионов и не выравнивает  уровень социально-экономических  условий жизнедеятельности региона. Отдельные штаты и местные  органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику.

 

 

 

1.4. Модели  бюджетного федерализма

 

 

 

 

 

 

Не смотря на ряд существенных различий в системах бюджетного федерализма  в них существуют общие закономерности

    • разграничение предметов ведения и компетенции должно быть осуществлено т.о., чтобы они не пересекались друг с другом на разных уровнях власти;
    • региональные органы власти, отвечающие за выполнение конкретных программ должны иметь собственные финансовые источники для их реализации;
    • взаимоответственность по предметам ведения должна быть сведена до минимума;
    • необходимо разъединить политические и административные отношения, установить четкие границы административной власти и финансовой компетенции;
    • налоговая политика должна давать возможность различным уровням бюджетной системы извлекать свою долю дохода от экономического развития предприятия и регионов.

 

 

3. Канадская модель.

Данная модель во многом похожа на американскую, т.е. местные органы власти могут проводить налоговую политику, принимать законы по региональным и  местным вопросам, присутствуют как  общие, так и индивидуальные налоги. Для канадской модели характерно присутствие процессов повсеместного  выравнивания уровня социально-экономического развития. Размер трансфертов намного  меньше, чем в германской модели. Критерием выделения трансфертов  служит степень отставания финансовой обеспеченности провинции от средненационального  расчетного уровня. 

 

 

2.1. Сущность  межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения можно определить, как  отношения, складывающиеся органами государственной  власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ с органами местного самоуправления по поводу распределения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

БК РФ даёт такое определение:

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений организаций и осуществления бюджетного процесса. Отношения между органами государственной власти РФ, а также органами местного самоуправления муниципальных образований.

Межбюджетные отношения являются одной из составных частей бюджетного федерализма, бюджетный федерализм определяет главную стратегическую цель построения бюджетной системы  и отношений, возникающих внутри нее – поиск баланса интересов.

В свою очередь межбюджетные отношения  направлены на решение тактических  задач – обеспечение общественных благ независимо от места проживания граждан. 

 

 

Тема 2. Межбюджетные отношения

2.2. Принципы межбюджетных отношений

 

Распределение и закрепление расходов бюджета по определенным уровням  БС

 

Принцип разграничения, закрепления  на постоянной основе, распределение  по временным нормативам регулирующих доходов по уровню БС

 

Единство бюджетной системы

 

Сбалансированность интересов  всех участников межбюджетных отношений

 

Самостоятельность бюджетов всех уровней  бюджетной системы

 

Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношении  с федеральным бюджетом и равенство  местных бюджетов во взаимоотношении  с бюджетами субъектов РФ

 

Выравнивание уровня min бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований

 

Равенство бюджетных прав субъектов  РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований

 

Законодательное разграничение доходных источников между бюджетами

2.3. Формы  межбюджетных отношений

 

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе, являющиеся нецелевыми трансфертами и входят в состав дохода бюджета.

 

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, на финансирование определенных целевых расходов.

 

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

Бюджетный кредит – средства, используемые для финансирования бюджетных расходов, которые  предусматривают предоставление средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Характеристики

Фонд финансовой поддержки

Фонд компенсации

Фонд софинансирования соц. расходов

Фонд регионального и мун. развития

Фонд  реформирования рег. фин.

Цель 

Выравнивание БО по текущим расходам

Финансирование соц. пособий и  льгот населения

Стимулирование приоритетных расходов, поддержка реформ в соц. сфере

Поддержка регионального развития инфраструктуры

Поддержка бюджетных реформ

Принцип распределения

Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов

Формула, на основе числа лиц,имеющих право на получение льгот

Формула на основе нормальных расходов и их частичного возмещения

На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов

Конкурс (программы реформ и их выполнения)

Тип финансовой помощи

Дотация

Субвенция

Субсидия на определенную функциональную статью расходов

Субсидия на финансирование инвестиционных проектов

Субсидия или субвенция на определенный тип или направление расходов

Информация о работе Межбюджетные отношения