Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:43, творческая работа
Бюджетный федерализм, как финансовая категория, имеет объективное содержание и выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов, поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно-организационную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Межбюджетные отношения
1.1. Основы бюджетного федерализма.
Бюджетный
федерализм, как финансовая категория,
имеет объективное содержание и
выступает формой финансовых отношений,
которые возникают в процессе
формирования, распределения и использования
фондов денежных ресурсов, поэтому
в самом простом виде бюджетный
федерализм выражает системно-организационную
совокупность денежных потоков между
субъектами межбюджетных отношений
по формированию, распределению и
использованию бюджетных
Бюджетный федерализм характеризуется рядом свойств и особенностей:
Основная часть бюджетных потоков в системе бюджетного федерализма движется в направлении сверху - вниз, но есть потоки, движущиеся снизу – вверх (бюджетные кредиты).
Направленность
бюджетных потоков может
Тема 1. Бюджетный федерализм
Федеративные принципы построения бюджетной системы, направленные на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетного процесса, в более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения, для обеспечения совместного достижения общих целей, при сохранении целостности, но ограничением самостоятельности каждой из сторон.
Федеративная система характеризуется рядом признаков:
Конкретные
формы федерализма в каждой стране
периодически видоизменяются, это относится
к разграничению предметов
Термин бюджетный федерализм чаще всего используют для характеристик бюджетного устройства федеративного государства. Определение принципов, взаимоотношений федеральных и региональных органов власти, как полноправных участников бюджетного процесса.
При этом
особое внимание уделяется оценки степени
децентрализации бюджетной
1.2. Понятие бюджетного федерализма
В связи с этим бюджетный федерализм можно определить, как отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма, между органами власти различных уровней по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничением бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов, исходя из необходимости единства общегосударственных интересов населения, проживающего на территории субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.
Бюджетный
федерализм, как способ управления,
при котором органично
Другой
подход затрагивает государственно-
Бюджетный
федерализм не ограничивается сферой
межбюджетных отношений, а естественным
образом пронизывает всю
Под бюджетным федерализмом понимается такая форма бюджетного устройства, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы и учет интересов всех участников бюджетного процесса.
1.3. Принципы бюджетного федерализма.
1. Разграничение
бюджетной системы на
2. Исключительные
полномочия РФ в отношении
федерального бюджета,
3. Самостоятельность субъектов РФ в регулировании бюджета и бюджетной системы субъектов РФ.
4. Возможность
взаимной передачи бюджетных
полномочий органами
5. Наделение
законодательных органов
6. Предоставление субъектам федерации бюджетных и финансовых полномочий в рассмотрении федерального бюджета и вопросов финансового регулирования денежной эмиссии.
7. Юридическое отделение местных бюджетов от государственной бюджетной и налоговой системы.
Принципы бюджетного федерализма
Основным звеном конституционной модели бюджетного федерализма является совместные бюджетные и налоговые полномочия федерации и ее субъектов. С одной стороны они взаимоограничивают полномочия центра и регионов, с другой стороны устанавливают их связи и взаимозависимость.
В рамках бюджетного федерализма выделяются следующие виды взаимоотношений:
Сквозные федеральные налоги
Раздельные налоги
Целевые программы
Дотации, субсидии, субвенции
Финансовые трансферты
Взаимные расчеты
Бюджетные ссуды
Обособленные системы фин. Взаимоотношений внутри региона
2. Германская модель.
Характерной
чертой данной модели является возрастающая
тенденция единообразного распределения
ресурсов между землями. Бюджетная
система базируется на общих налогах.
Также существуют налоги, которые
зачисляются в один бюджет. Для
выравнивания условий между землями
используется механизм дифференциации
нормативных отчислений от общих
налогов. Основные финансовые ресурсы,
которые также используются для
выравнивания уровня социально-экономического
развития, поступают через федеральные
и совместные программы регионального
развития. Несмотря на сложную систему
финансового выравнивания отдельные
земли продолжают оставаться слабыми,
для них разработаны
Строится
на относительно большой самостоятельности
отдельных штатов, зачастую рассматривается
как классическая модель бюджетного
федерализма. В США отсутствует
система горизонтального
1.4. Модели бюджетного федерализма
Не смотря на ряд существенных различий в системах бюджетного федерализма в них существуют общие закономерности
3. Канадская модель.
Данная модель во многом похожа на
американскую, т.е. местные органы власти
могут проводить налоговую
2.1. Сущность межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения можно определить, как отношения, складывающиеся органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления по поводу распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
БК РФ даёт такое определение:
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений организаций и осуществления бюджетного процесса. Отношения между органами государственной власти РФ, а также органами местного самоуправления муниципальных образований.
Межбюджетные отношения
В свою очередь межбюджетные отношения
направлены на решение тактических
задач – обеспечение
Тема 2. Межбюджетные отношения
2.2. Принципы межбюджетных
Распределение и закрепление расходов бюджета по определенным уровням БС
Принцип разграничения, закрепления на постоянной основе, распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровню БС
Единство бюджетной системы
Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений
Самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы
Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношении с федеральным бюджетом и равенство местных бюджетов во взаимоотношении с бюджетами субъектов РФ
Выравнивание уровня min бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований
Равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований
Законодательное разграничение доходных источников между бюджетами
2.3. Формы межбюджетных отношений
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе, являющиеся нецелевыми трансфертами и входят в состав дохода бюджета.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, на финансирование определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – средства, используемые для финансирования бюджетных расходов, которые предусматривают предоставление средств на условиях срочности, платности, возвратности.
Характеристики |
Фонд финансовой поддержки |
Фонд компенсации |
Фонд софинансирования соц. расходов |
Фонд регионального и мун. развития |
Фонд реформирования рег. фин. |
Цель |
Выравнивание БО по текущим расходам |
Финансирование соц. пособий и льгот населения |
Стимулирование приоритетных расходов, поддержка реформ в соц. сфере |
Поддержка регионального развития инфраструктуры |
Поддержка бюджетных реформ |
Принцип распределения |
Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов |
Формула, на основе числа лиц,имеющих право на получение льгот |
Формула на основе нормальных расходов и их частичного возмещения |
На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов |
Конкурс (программы реформ и их выполнения) |
Тип финансовой помощи |
Дотация |
Субвенция |
Субсидия на определенную функциональную статью расходов |
Субсидия на финансирование инвестиционных проектов |
Субсидия или субвенция на определенный тип или направление расходов |