Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:43, творческая работа
Бюджетный федерализм, как финансовая категория, имеет объективное содержание и выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов, поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно-организационную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Характеристики |
Фонд финансовой поддержки |
Фонд компенсации |
Фонд софинансирования соц. расходов |
Фонд регионального и мун. развития |
Фонд реформирования рег. фин. |
Условия предоставления |
Для высокодотационных регионов кассового обслуживания бюджетов |
Целевое использование средств |
Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ |
Софинансирование |
Выполнение программ реформ |
Порядок перечисления / использования |
Финансовым органам |
Гражданам и предприятиям, через территориальные органы федерального Казначейства |
Финансовым органам при |
Предприятиям, организациям через органы фед. казначейства |
Финансовым органам при |
Период действия |
С 1994 г |
С 2001 г |
С 2003-2004 г |
С 2000 г, новый механизм 2002-2003г |
В 2001-2004 г |
Тема 3. Содержание межбюджетных отношений
Разграничение расходных полномочий
Межбюджетное регулирование
Закрепление расходных полномочий на постоянной основе федеральным законодательством
Передача полномочий отдельными нормативными актами
Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности
Перераспределение средств между уровнями БС
Установление дополнительно
Закрепление налогов и отчислений на постоянной основе НК и БК
Закрепление налогов и отчислений на постоянной основе рег. и местным законодательством
Дотирование нижестоящих бюджетов
Временная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов
Поддержание социального и экономического развития
С учетом бюджетной обеспеченности
По подушевому принципу
Субвенции и субсидии из фондов развития
Субсидии из ФССР
Межбюджетные отношения
Проблема
вертикальной сбалансированности решается
как двуединая задача, с одной
стороны вертикальная сбалансированность
предполагает разумное распределение
и законодательное закрепление
бюджетных полномочий за соответствующими
органами власти, т.е. выравнивание финансовых
потребностей властей соответствующего
уровня для оказания закрепленного
за ними набора обязательных государственных
услуг. С другой стороны выравнивание
финансовых возможностей соответствующих
уровней власти путем долевого участия
разных уровней власти в общенациональных
налогах при распределении
Основные принципы распределения расходных функций :
Обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями БС по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов для этого.
Вертикальная сбалансированность
Целью горизонтального
бюджетного выравнивания является обеспечение
единого уровня потребления государственных
услуг жителей различных
Данное
выравнивание обеспечивается по средствам
применения единых формализованных
методов распределения
Горизонтальная сбалансированность
4.1. Виды межбюджетных трансфертов
Все межбюджетные трансферты можно классифицировать по следующим направлениям:
Обусловленные трансферты предполагают во-первых наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых финансовую ответственность и отчетнсть получателей трансфертов.
Безусловные трансферты – денежные ассигнования бюджетополучателей и использование последними по собственному усмотрению.
Целевой трансферт – предоставляются трансфертополучателю, только для финансирования конкретных благ и услуг.
Нецелевой трансферт – трансферт, предоставляемый без установленных ограничений его использования.
Лимитированные трансферты – это те трансферты, общий объем софинансирования которых ограничен.
Нелимитированные трансферты – это те трансферты, общий объем софинансирования которых растет с ростом целевых ассигнований трансфертополучателей.
Тема 4. Межбюджетные трансферты
Широкоцелевой трансферт – является промежуточным вариантом между целевыми и нецелевыми трансфертами на направление использования данного трансферта накладываются очень большие ограничения.
Выравнивающий трансферт – является особым видом финансовой помощи, при формировании системы которых необходимо:
Используется следующий механизм определения трансфертов, которым сопоставлены определенные цели
Цели органов власти (самоуправления) предоставляющих средства |
Механизм |
1. Установление
вертикальной |
Изменение распределенных полномочий, налоговый трансферт (регулирующий налог), нецелевой трансферт. |
2. Горизонтальное
выравнивание бюджетной |
Нецелевой
выравнивающий трансферт и |
3. Снижение внешних эффектов |
Целевые долевые трансферты, адресная помощь, альтернативные соглашения |
4. Выравнивание
обеспеченности жителей |
Целевой трансферт, постатейный и подушевой |
5. Стимулирование
проведения определенной |
Целевой (цель сформирована достаточно широко) долевой трансферт |
Реализация
этих функций на практике сталкивается
с рядом объективных и
В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов, в частности федеральный центр стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах, как препятствие на пути эффективного использования этих средств, ввиду непонимания, либо незнания центром местных приоритетов.
Межбюджетные отношения являются частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:
Обеспечение вертикальной сбалансированности БС. Соответствие возможностей по мобилизации доходов расходным потребностям для каждого уровня власти
Гармонизация расходов. Обеспечение условий при которых устанавливают единые стандарты качества и количества предоставления условий.
Стимулирование проведения определенной политики предоставления услуг. Как правило, осуществляется путем выделения трансфертов на условиях софинансирования.
Горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности. Целью является необходимость сглаживания горизонтальных дисбалансов.
Снижение внешних эффектов. Для этого используют долевые гранты, адресная помощь и создание сообществ или округов для предоставления услуг.
Цели межбюджетных трансфертов
Критерии оценки системы трансфертов
Адекватность и соответствие –
характеризуют способность
Стимулирование – трансфертная система должна быть организована т.о. чтобы создать стимулы для эффективного использования бюджетных средств.
Эффективность – подразумевает
минимизацию стоимости
Равенство субъектов МБО – горизонтальное выравнивание позволяет использовать все преимущества децентрализации доходных источников и расходных полномочий.
Самостоятельность – местные власти должны обладать достаточной независимостью и возможностью устанавливать собственные приоритеты, свобода принятия решений не должна сильно ограничиваться целевыми трансфертами.
Предсказуемость, простота и прозрачность – система трансфертов должна иметь законодательно утвержденный статус, методики распределения должны утверждаться на долговременной основе
Тема 5. Фонды финансовой поддержки
Характеристика |
Региональный фонд финансовой поддержки |
Региональный фонд финансовой поддержки МР (ГО) |
Районный фонд финансовой поддержки поселений |
Источники средств |
Собственные доходы субъектов РФ и субвенции из бюджетов сверхобеспеченных поселений |
Собственные доходы субъектов РФ и субвенции из бюджетов сверхобеспеченных МР и ГО |
Собственные доходы районов |
Получатели дотаций |
Все поселения, не превышающие двукратно среднего уровня |
Все МР (ГО), не превышающие установленного критического уровня |
Все поселения, не превышающие установленного критического уровня |
Принцип расчетов дотаций |
На душу населения |
Выравнивание расчетной |
Выравнивание расчетной |
Форма передачи средств |
Дотации, дополнительные нормативы НДФЛ и субвенции районов |
Дотации и подушевые трансферты |
Дотации |