Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:43, творческая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм, как финансовая категория, имеет объективное содержание и выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов, поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно-организационную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

Межбюджетные отношения.pptx

— 129.85 Кб (Скачать)

Характеристики

Фонд финансовой поддержки

Фонд компенсации

Фонд софинансирования соц. расходов

Фонд регионального и мун. развития

Фонд  реформирования рег. фин.

Условия предоставления

Для высокодотационных регионов  кассового обслуживания бюджетов

Целевое использование средств

Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ

Софинансирование 

Выполнение программ реформ

Порядок перечисления / использования

Финансовым органам

Гражданам и предприятиям, через  территориальные органы федерального Казначейства

Финансовым органам при подтвержден. проведенных расходов на соответствующую  статью

Предприятиям, организациям через  органы фед. казначейства

Финансовым органам при подтверждении  произведенных расходов на проведение бюджетных реформ и оздоровление финансов

Период действия

С 1994 г

С 2001 г

С 2003-2004 г

С 2000 г, новый механизм 2002-2003г

В 2001-2004 г


Тема 3. Содержание межбюджетных отношений

 

Разграничение расходных полномочий

 

Межбюджетное регулирование

 

Закрепление расходных полномочий на постоянной основе федеральным законодательством

 

Передача полномочий отдельными нормативными актами

 

Налоговое регулирование бюджетной  обеспеченности

 

Перераспределение средств между  уровнями БС

 

Установление дополнительно отчислений от налогов 

 

 

Закрепление налогов и отчислений на постоянной основе НК и БК

 

 

Закрепление налогов и отчислений на постоянной основе рег. и местным  законодательством

 

Дотирование нижестоящих бюджетов

 

Временная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов

 

 

Поддержание социального и экономического развития

 

С учетом бюджетной обеспеченности

 

По подушевому принципу

 

Субвенции и субсидии из фондов развития

 

Субсидии из ФССР

 

Межбюджетные отношения

Проблема  вертикальной сбалансированности решается как двуединая задача, с одной  стороны вертикальная сбалансированность предполагает разумное распределение  и законодательное закрепление  бюджетных полномочий за соответствующими органами власти, т.е. выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного  за ними набора обязательных государственных  услуг.  С другой стороны выравнивание финансовых возможностей соответствующих  уровней власти путем долевого участия  разных уровней власти в общенациональных налогах при распределении налогового потенциала страны.

Основные  принципы распределения расходных  функций :

    • государственные услуги, оказываемые в местных пределах должны предоставляться местными властями;
    • услуги, которыми пользуются одновременно жители нескольких административных единиц должны предоставляться властями областного и регионального уровня;
    • услуги, распространенные на всю страну должны предоставляться федеральным правительством.

Обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности  между уровнями БС по самостоятельному осуществлению определенных видов  расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов для этого.

 

Вертикальная  сбалансированность

Целью горизонтального  бюджетного выравнивания является обеспечение  единого уровня потребления государственных  услуг жителей различных регионов страны.

Данное  выравнивание обеспечивается по средствам  применения единых формализованных  методов распределения федеральной  финансовой помощи нижестоящих бюджетов. Соответственно механизм городского бюджетного выравнивания так же ориентирован на решение двуединой задачи. С одной  стороны это выравнивание уровня потребления государственных услуг  по территориям, а с другой выравнивание стоимости государственных услуг  для каждого уровня власти.

 

Горизонтальная  сбалансированность

4.1. Виды  межбюджетных трансфертов

Все межбюджетные трансферты можно классифицировать по следующим направлениям:

    1. обусловленные – безусловные;
    2. целевые – нецелевые;
    3. широкоцелевые – узкоцелевые;
    4. долевые (зеркальные) – недолевые;
    5. лимитированные – нелимитированные;
    6. выравнивающие – общие.

Обусловленные трансферты предполагают во-первых наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых финансовую ответственность и отчетнсть получателей трансфертов.

Безусловные трансферты – денежные ассигнования бюджетополучателей и использование последними по собственному усмотрению.

Целевой трансферт – предоставляются трансфертополучателю, только для финансирования конкретных благ и услуг.

Нецелевой трансферт – трансферт, предоставляемый без установленных ограничений его использования.

Лимитированные трансферты – это те трансферты, общий объем софинансирования которых ограничен.

Нелимитированные трансферты – это те трансферты, общий объем софинансирования которых растет с ростом целевых ассигнований трансфертополучателей.

 

Тема 4. Межбюджетные трансферты

Широкоцелевой трансферт – является промежуточным вариантом между целевыми и нецелевыми трансфертами на направление использования данного трансферта накладываются очень большие ограничения.

Выравнивающий трансферт – является особым видом финансовой помощи, при формировании системы которых необходимо:

    1. определить источники финансирования:
    • вертикальное выравнивание (за счет средств вышестоящего бюджета)
    • горизонтальное выравнивание (за счет отрицательных трансфертов)
    1. установить критерий выравнивания:
    • относительно законодательного уровня
    • пропорционально выбранному фактору в пределах объема фонда
    1. определить факторы по которым может производиться выравнивание:
    • численность населения или потребителей услуг
    • налоговый потенциал
    • расходные потребности
    • налоговый потенциал, скорректированный на расходные потребности или индекс бюджетных расходов.

 

Используется  следующий механизм определения  трансфертов, которым сопоставлены определенные цели

 

Цели  органов власти (самоуправления) предоставляющих  средства

Механизм 

1. Установление  вертикальной несбалансированности  БС

Изменение распределенных полномочий, налоговый  трансферт (регулирующий налог), нецелевой  трансферт.

2.  Горизонтальное  выравнивание бюджетной обеспеченности

Нецелевой выравнивающий трансферт и изменение  распределения полномочий

3.  Снижение  внешних эффектов

Целевые долевые трансферты, адресная помощь, альтернативные соглашения

4. Выравнивание  обеспеченности жителей бюджетными  услугами

Целевой трансферт, постатейный и подушевой

5. Стимулирование  проведения определенной политики

Целевой (цель сформирована достаточно широко) долевой трансферт


    1.  Возмещать бюджеты нижних уровней, расходы на услуги общенационального значения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты
    2. способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальной диспропорцией в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами
    3. служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в области наращивания налогового потенциала территорий.

Реализация  этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Прежде всего, следует отметить, что процесс возмещения расходов на услуги общенационального назначения по разному воспринимается федеральным  центром и субъектами федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами  разных уровней, поэтому важно установить стабильные нормализованные процедуры  выделения и получения подобных трансфертов.

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов, в частности  федеральный центр стремится  к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко  воспринимается на местах, как препятствие  на пути  эффективного использования  этих средств, ввиду непонимания, либо незнания центром местных приоритетов.

 

 

Межбюджетные  отношения являются частью системы  межбюджетных отношений, призваны выполнять  следующие функции:

 

Обеспечение вертикальной сбалансированности БС. Соответствие возможностей по мобилизации  доходов расходным потребностям для каждого уровня власти

 

 

 

Гармонизация  расходов. Обеспечение условий при  которых устанавливают единые стандарты  качества и количества предоставления условий.

 

 

 

Стимулирование  проведения определенной политики предоставления услуг. Как правило, осуществляется путем выделения трансфертов  на условиях софинансирования.

 

 

 

Горизонтальное  выравнивание бюджетной обеспеченности. Целью является необходимость сглаживания  горизонтальных дисбалансов.

 

 

 

Снижение  внешних эффектов. Для этого используют долевые гранты, адресная помощь и  создание сообществ или округов  для предоставления услуг.

 

 

Цели межбюджетных трансфертов

Критерии оценки системы трансфертов

 

Адекватность и соответствие –  характеризуют способность трансфертов  обеспечивать объем ресурсов для  предоставления услуг общего сектора.

 

Стимулирование – трансфертная система должна быть организована т.о. чтобы создать стимулы для  эффективного использования бюджетных  средств.

 

Эффективность – подразумевает  минимизацию стоимости предоставления бюджетных условий, необходимость  обеспечения эффективной налоговой  политики и установление адекватного  налогового бремени.

 

Равенство субъектов МБО – горизонтальное выравнивание позволяет использовать все преимущества децентрализации  доходных источников и расходных  полномочий.

 

Самостоятельность – местные власти должны обладать достаточной независимостью и возможностью устанавливать собственные  приоритеты, свобода принятия решений  не должна сильно ограничиваться целевыми трансфертами.

 

Предсказуемость, простота и прозрачность – система трансфертов должна иметь законодательно утвержденный статус, методики распределения должны утверждаться на долговременной основе

Тема 5. Фонды финансовой поддержки

 

Характеристика

Региональный фонд финансовой поддержки

Региональный фонд финансовой поддержки МР (ГО)

Районный фонд финансовой поддержки  поселений

Источники средств

Собственные доходы субъектов РФ и  субвенции из бюджетов сверхобеспеченных  поселений

Собственные доходы субъектов РФ и  субвенции из бюджетов сверхобеспеченных  МР и ГО

Собственные доходы районов

Получатели дотаций

Все поселения, не превышающие двукратно  среднего уровня

Все МР (ГО), не превышающие установленного критического уровня

Все поселения, не превышающие установленного критического уровня

Принцип расчетов дотаций

На душу населения

Выравнивание расчетной бюджетной  обеспеченности с учетом объективных  различий на душу населения

Выравнивание расчетной бюджетной  обеспеченности с учетом объективных  различий

Форма передачи средств

Дотации, дополнительные нормативы  НДФЛ и субвенции районов

Дотации и подушевые трансферты

Дотации

Информация о работе Межбюджетные отношения