Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает изучение становления межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные модели межбюджетных отношений;

Оглавление

Введение………………………….……………………………………….…….3
1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений……6
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений……………...6
1.2. Основные модели межбюджетных отношений……………….…12
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18
2. Анализ межбюджетных отношений субъектах в РФ и пути их совершенствования…………………………………………………………...25
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……………………………………………………….……………...25
2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан……………………………..30
2.3. Пути совершенствования межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………………….37
Выводы и предложения………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………….49

Файлы: 1 файл

межбюджетные отношения_27.11.doc

— 260.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………….……………………………………….…….3

1.   Теоретические  основы формирования межбюджетных  отношений……6

1.1. Сущность  и принципы межбюджетных отношений……………...6

1.2. Основные модели межбюджетных  отношений……………….…12

1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18

2. Анализ  межбюджетных  отношений  субъектах в РФ  и пути их  совершенствования…………………………………………………………...25

2.1. Механизм  взаимоотношений федерального и  региональных бюджетов……………………………………………………….……………...25

2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан……………………………..30

2.3. Пути совершенствования  межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………………….37

Выводы и  предложения………………………………………………...46

Список использованной литературы………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, нацелены на повышение качества жизни граждан. На эту цель, как основную, указывал Президент России в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. На ее достижение направлено реформирование бюджетного процесса и совершенствование межбюджетных отношений, выражающиеся в принятых законах, касающихся разграничения доходных и расходных полномочий и их финансового обеспечения.

Сбалансированность  бюджетов, которая практически должна реализовываться через равенство  бюджетных прав, в настоящее время  ограничивается направленностью механизмов бюджетного выравнивания на бюджетное  потребление, но не на выравнивание фискального потенциала каждого региона. При этом усиливающаяся «трансферизация» финансовой помощи регионам из федерального бюджета создает вредную иллюзию о бюджетном равенстве субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что  декларированный в законе принцип «равенства всех бюджетов» не может быть полностью реализован, так как все бюджеты имеют свои особенности. Нельзя согласиться с нормой, устанавливающей, что принцип равенства во взаимоотношениях между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации «предполагает установление единых нормативов отчислений». Единый подход к территориям заключается не в одинаковых (единых) размерах нормативов отчислений, а в единой методологии их исчисления с использованием единых критериев, имеющих разное количественное выражение, что и позволяет учитывать особенности каждой территории.

Совершенствование межбюджетных отношений в условиях реформирования бюджетного процесса необходимо рассматривать с позиций обеспечения непрерывного улучшения деятельности всех уровней власти по повышению качества жизни граждан. Учитывая, что территориальные власти наиболее приближены к населению, совершенствование деятельности этого уровня является самым значимым.

В этой связи особую актуальность имеют вопросы как связанные с теоретическими аспектами межбюджетных отношений, так и их практическая реализация. Помимо вышеназванного, в настоящее время, когда российские регионы ощущают дефицит ресурсов и обострение социальных проблем, вопрос их устойчивого развития в контексте реформы межбюджетных отношений приобретает особую актуальность

Целью курсовой работы выступает изучение становления  межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной  цели необходимо решить ряд задач:

- выявить сущность  и принципы межбюджетных отношений;

- рассмотреть  основные модели межбюджетных  отношений;

- изучить нормативно-правовую  базу, регламентирующую межбюджетные  отношения в РФ;

- проанализировать  механизм взаимоотношений федерального  и региональных бюджетов;

- провести анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан;

- выявить пути совершенствования межбюджетных отношении  субъектах в РФ.

Объектом исследования выступает комплекс межбюджетных отношений, предметом - межбюджетные отношения между федеральными и региональными властями (на примере бюджета Республики Татарстан).

Структурно  работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, а также  списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, поставлены цели и задачи исследования.

В первой главе  исследования рассмотрены  теоретические  основы формирования межбюджетных отношений.

Вторая глава  посвящена анализу межбюджетных отношений  в субъектах РФ и путям их  совершенствования.

В выводах и предложениях обобщены результаты исследования.

При написании  курсовой работы были использованы труды  отечественных ученых-экономистов, как теоретиков, так и практиков, материалы газет и журналов по исследуемой проблематике, а также  материалы из сети Интернет.

Информационной  базой исследования послужили данные Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Республики Татарстан, а также Федеральной службы государственной  статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Теоретические основы формирования  межбюджетных отношений

 

1.1. Сущность  и принципы межбюджетных отношений

Распределительная  и контрольная функция обуславливает  сущность бюджета как экономической  категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования  общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики [6. C.78].

Взаимосвязь между  отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.

Структура бюджетной  системы предполагает наличие в  государстве бюджетов разных уровней. Процесс взаимоотношений, возникающих между бюджетами различных уровней как финансовыми структурами, можно назвать бюджетным федерализмом. Другими словами бюджетный федерализм - форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования, распределения и использования денежных ресурсов. бюджетная система Российской Федерации, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, включает в себя:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации;

- бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты,  в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений [2].

Иванова О.С. дает следующее определение межбюджетных отношений: межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, складывающиеся при разграничении и закреплении доходов и расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации [19. С.386].

Несколько иное определение дается А.С. Нешитой: межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [23. С.291].

Авторы ряда публикаций трактуют межбюджетные отношения  как форму текущей поддержки  регионов. По их мнению, к собственно региональной экономической политике можно относить лишь инвестиционную поддержку регионов. С этой точки зрения межбюджетные отношения оказывают на региональное развитие лишь косвенное влияние, поскольку они сводятся к предоставлению помощи и не в состоянии повлиять на формирование межрегиональных пропорций. Однако в данном случае имеет место узкая трактовка межбюджетных отношений. На самом деле они охватывают не только оказание финансовой помощи регионам. Их сферой является распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, а также разграничение на постоянной основе или распределение по временным нормативам перераспределяемых доходов [7. C.104].

На взгляд автора, вторая трактовка межбюджетных отношений наиболее полно отражает их сущность, так как данный тип отношений не ограничивается исключительно регулированием доходов и расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, а охватывает гораздо более широкий круг бюджетных правоотношений. Также данная трактовка наиболее близка определению данному в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [2].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] каждому гражданину гарантированы широкие социальные и гражданские права. Однако в Российской Федерации решение задачи обеспечения граждан гарантированными государственными услугами связано со значительными различиями в экономическом положении регионов, дифференциацией уровня доходов населения и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

В идеале объем налоговых (или доходных) полномочий экономических субъектов полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако практически существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении  гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации определила на ближайшую перспективу основные цели, задачи и направления реформирования межбюджетных отношений. Эта реформа должна обеспечить:

- повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;

- выравнивание возможностей реализации па всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;

- создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов [9. C.18].

В этих целях предусматривается разрешение следующих задач:

- повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем;

- оздоровление региональных финансов.

Главная цель бюджетного развития - корректирующие воздействие на структуру реального сектора экономики муниципального образования, являющегося фактором, в наибольшей степени влияющим на объемы производства товаров, работ, услуг, пользующихся спросом.

Сущность любой  экономической категории проявляется  в ее функциях. Межбюджетные отношения  выполняют функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти, а их внешняя сфера выражает общественную предназначенность бюджетных отношений - обслуживание не самого по себе государства как надстройки, а обеспечение функционирования гражданского общества (юридических и физических лиц, институтов местного самоуправления) [15. C.74].

Фондообразующая и регулирующая функции межбюджетных отношений взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Регулирование бюджетов позволяет формировать их в соответствии с политикой бюджетного выравнивания и социальными стандартами и нормативами, социальными обязательствами государства и местных органов управления.

В бюджетной  системе Российской Федерации межбюджетные отношения обычно рассматривают в аспекте взаимоотношений органов власти разных уровней и их регулирующей функции. Однако не менее важна и другая функция - формирование бюджетов на региональном и местном уровне.  В межбюджетных отношениях конечной целью является предоставление населению общественных благ и услуг за счет государственных и муниципальных бюджетных ресурсов.

Информация о работе Межбюджетные отношения