Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение становления межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные модели межбюджетных отношений;
Введение………………………….……………………………………….…….3
1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений……6
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений……………...6
1.2. Основные модели межбюджетных отношений……………….…12
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18
2. Анализ межбюджетных отношений субъектах в РФ и пути их совершенствования…………………………………………………………...25
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……………………………………………………….……………...25
2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан……………………………..30
2.3. Пути совершенствования межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………………….37
Выводы и предложения………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………….49
Содержание
Введение………………………….……………………………
1. Теоретические
основы формирования
1.1. Сущность
и принципы межбюджетных
1.2. Основные модели межбюджетных отношений……………….…12
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18
2. Анализ межбюджетных
отношений субъектах в РФ
и пути их совершенствования…………………………………
2.1. Механизм
взаимоотношений федерального
2.3. Пути совершенствования
межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………
Выводы и
предложения……………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….49
Введение
Преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, нацелены на повышение качества жизни граждан. На эту цель, как основную, указывал Президент России в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. На ее достижение направлено реформирование бюджетного процесса и совершенствование межбюджетных отношений, выражающиеся в принятых законах, касающихся разграничения доходных и расходных полномочий и их финансового обеспечения.
Сбалансированность
бюджетов, которая практически должна
реализовываться через
Очевидно, что декларированный в законе принцип «равенства всех бюджетов» не может быть полностью реализован, так как все бюджеты имеют свои особенности. Нельзя согласиться с нормой, устанавливающей, что принцип равенства во взаимоотношениях между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации «предполагает установление единых нормативов отчислений». Единый подход к территориям заключается не в одинаковых (единых) размерах нормативов отчислений, а в единой методологии их исчисления с использованием единых критериев, имеющих разное количественное выражение, что и позволяет учитывать особенности каждой территории.
Совершенствование межбюджетных отношений в условиях реформирования бюджетного процесса необходимо рассматривать с позиций обеспечения непрерывного улучшения деятельности всех уровней власти по повышению качества жизни граждан. Учитывая, что территориальные власти наиболее приближены к населению, совершенствование деятельности этого уровня является самым значимым.
В этой связи особую актуальность имеют вопросы как связанные с теоретическими аспектами межбюджетных отношений, так и их практическая реализация. Помимо вышеназванного, в настоящее время, когда российские регионы ощущают дефицит ресурсов и обострение социальных проблем, вопрос их устойчивого развития в контексте реформы межбюджетных отношений приобретает особую актуальность
Целью курсовой работы выступает изучение становления межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные модели межбюджетных отношений;
- изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую межбюджетные отношения в РФ;
- проанализировать
механизм взаимоотношений
- провести анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан;
- выявить пути совершенствования межбюджетных отношении субъектах в РФ.
Объектом исследования выступает комплекс межбюджетных отношений, предметом - межбюджетные отношения между федеральными и региональными властями (на примере бюджета Республики Татарстан).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, а также списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы работы, поставлены цели и задачи исследования.
В первой главе исследования рассмотрены теоретические основы формирования межбюджетных отношений.
Вторая глава посвящена анализу межбюджетных отношений в субъектах РФ и путям их совершенствования.
В выводах и предложениях обобщены результаты исследования.
При написании
курсовой работы были использованы труды
отечественных ученых-
Информационной базой исследования послужили данные Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Республики Татарстан, а также Федеральной службы государственной статистики.
1.
Теоретические основы
1.1. Сущность
и принципы межбюджетных
Распределительная
и контрольная функция
Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики [6. C.78].
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Структура бюджетной системы предполагает наличие в государстве бюджетов разных уровней. Процесс взаимоотношений, возникающих между бюджетами различных уровней как финансовыми структурами, можно назвать бюджетным федерализмом. Другими словами бюджетный федерализм - форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования, распределения и использования денежных ресурсов. бюджетная система Российской Федерации, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, включает в себя:
- федеральный
бюджет и бюджеты
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских
- бюджеты городских и сельских поселений [2].
Иванова О.С. дает
следующее определение
Несколько иное определение дается А.С. Нешитой: межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [23. С.291].
Авторы ряда публикаций трактуют межбюджетные отношения как форму текущей поддержки регионов. По их мнению, к собственно региональной экономической политике можно относить лишь инвестиционную поддержку регионов. С этой точки зрения межбюджетные отношения оказывают на региональное развитие лишь косвенное влияние, поскольку они сводятся к предоставлению помощи и не в состоянии повлиять на формирование межрегиональных пропорций. Однако в данном случае имеет место узкая трактовка межбюджетных отношений. На самом деле они охватывают не только оказание финансовой помощи регионам. Их сферой является распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, а также разграничение на постоянной основе или распределение по временным нормативам перераспределяемых доходов [7. C.104].
На взгляд автора, вторая трактовка межбюджетных отношений наиболее полно отражает их сущность, так как данный тип отношений не ограничивается исключительно регулированием доходов и расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, а охватывает гораздо более широкий круг бюджетных правоотношений. Также данная трактовка наиболее близка определению данному в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [2].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] каждому гражданину гарантированы широкие социальные и гражданские права. Однако в Российской Федерации решение задачи обеспечения граждан гарантированными государственными услугами связано со значительными различиями в экономическом положении регионов, дифференциацией уровня доходов населения и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.
В идеале объем налоговых (или доходных) полномочий экономических субъектов полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако практически существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий.
Конечная цель
межбюджетных отношений и бюджетного
федерализма состоит в
Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации определила на ближайшую перспективу основные цели, задачи и направления реформирования межбюджетных отношений. Эта реформа должна обеспечить:
- повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;
- выравнивание возможностей реализации па всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
- создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов [9. C.18].
В этих целях предусматривается разрешение следующих задач:
- повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем;
- оздоровление региональных финансов.
Главная цель бюджетного развития - корректирующие воздействие на структуру реального сектора экономики муниципального образования, являющегося фактором, в наибольшей степени влияющим на объемы производства товаров, работ, услуг, пользующихся спросом.
Сущность любой
экономической категории
Фондообразующая
и регулирующая функции межбюджетных
отношений взаимосвязаны и
В бюджетной системе Российской Федерации межбюджетные отношения обычно рассматривают в аспекте взаимоотношений органов власти разных уровней и их регулирующей функции. Однако не менее важна и другая функция - формирование бюджетов на региональном и местном уровне. В межбюджетных отношениях конечной целью является предоставление населению общественных благ и услуг за счет государственных и муниципальных бюджетных ресурсов.