Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает изучение становления межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные модели межбюджетных отношений;

Оглавление

Введение………………………….……………………………………….…….3
1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений……6
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений……………...6
1.2. Основные модели межбюджетных отношений……………….…12
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18
2. Анализ межбюджетных отношений субъектах в РФ и пути их совершенствования…………………………………………………………...25
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……………………………………………………….……………...25
2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан……………………………..30
2.3. Пути совершенствования межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………………….37
Выводы и предложения………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………….49

Файлы: 1 файл

межбюджетные отношения_27.11.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

При этом федеральное правительство имеет больше возможностей, больше компетенции, и оно обязано обеспечивать такую сбалансированность для региональных и местных бюджетов.

Если органами государственной власти был выявлен дисбаланс доходов и расходов в бюджете более низкого уровня, то правительство принимает меры по его устранению, а именно направляет в доходную часть несбалансированного бюджета средства федерального бюджета. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства региональные и местные власти несут ответственность за финансирование исполнения своих обязательств перед регионом и населением.

В настоящее время наблюдается централизация налоговых доходов. Ярким примером, подтверждающим данный тезис является то, что  налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, который до 2010 года зачислялся с бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 5%, на сегодняшний день зачисляется полностью в федеральный бюджет.

При этом, в первые три года предусматривается частичная компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации: в 2010 году в размере 60 процентов, в 2011 году – 40 процентов; в 2012 году – 20 процентов. Однако эта компенсация возмещает выпадающие доходы лишь частично.

Бюджетный кодекс Российской Федерации также устанавливает порядок и условия передачи расходов и доходов бюджетов с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой.

При осуществлении регулирования межбюджетных отношений в этой части законодатель исходит из того, что расходы бюджетов делятся на:

- расходы, финансируемые исключительно из бюджета определенного уровня;

- расходы бюджетов, связанные с передачей (делегацией) отдельных властных полномочий одного уровня государственной власти или местного самоуправления.

Необходимо  отметить, что в действующей редакции Бюджетного кодекса, все межбюджетные трансферты, за исключением субвенций  относятся к собственным доходам  бюджета. Данное положение подвергалось и на сегодняшний день подвергается вполне обоснованной критике, так как стимулирует иждивенчество и не отражает реального положения региона.

Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

             Согласно Бюджетному кодексу  РФ уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов РФ  до распределения дотаций из  Фонда определяется по формуле:

БОi = ИНПi / ИБРi

где:

БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта РФ;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации.

 Индекс налогового  потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных  расходов применяется для сопоставления  уровней расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

         Дотации образуют Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ. Проект и методика распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ  между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

Совокупность  субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов. В  составе федерального бюджета могут  предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

Совокупность  субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный  фонд компенсаций.

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР.

В соответствии с федеральными законами о федеральном  бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14% от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов  от таможенных пошлин.

Таким образом, взаимоотношения федерального и  региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной базы, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан

Республика  Татарстан (РТ) - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в  центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Межбюджетные  отношения между федеральным  бюджетом и бюджетом субъекта РФ можно  рассматривать с позиции как  вертикального, так и горизонтального бюджетного выравнивания.

Вертикальное  выравнивание предполагает обеспечение  финансовой базы для всех бюджетов для полной реализации полномочий, установленных законом. Вертикальное выравнивание связано с наличием достаточных источников доходов  для покрытия расходов, которые определены функциями органов власти. Суть сбалансированности бюджета состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. На рис. 1 представлена динамика расходов, доходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан в 2009-2011 гг.

Рис. 1. Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан в 2009-2011 гг., млн. рублей [4, 5, 33]

 

Данные рис. 1 наглядно показывают, что в рассматриваемый  период дефицит бюджета Республики Татарстан имеет нестабильную динамику: если в 2009 году дефицит составил 6606,9 млн. рублей, то в 2010 году уже на 2 318,8 млн. рублей больше (35,1%), а в 2011 году уже на 2 334 млн. рублей меньше (26,1%).

Для анализа  обеспеченности региона доходами необходимо рассмотреть, из каких источников формируется доходная часть бюджета. В табл. 1 представлена структура доходов бюджета Республики Татарстан в 2009-2011 гг.

Таблица 1

Структура доходов бюджета Республики Татарстан 

в 2009-2011 гг. [4, 5, 33]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Налоговые доходы

64728857,3

55,3

81981498,7

54,3

97631612,7

59,8

Неналоговые доходы

3163433,9

2,7

4017026,7

2,7

5242055,0

3,2

Безвозмездные поступления

49228920,6

42,0

64880116,7

43,0

60311557,5

37,0

Доходы, всего

117121211,8

100

150878642,1

100

163185225,2

100


 

В структуре  доходов бюджета Республики Татарстан  преобладают налоговые доходы, удельный вес которых в среднем составил 56,5% от общего объема бюджетных доходов, причем в 2011 году они составили 59,8%, тогда как в 2009 году только лишь 55,3%.

На фоне увеличения удельного веса налоговых доходов  наблюдается снижение удельного  веса безвозмездных поступлений, которые  занимают второе место в структуре  доходной части республиканского бюджета. Если доля безвозмездных поступлений в 2009 году составляла 42%, то в 2011 году она сократилась до 37%. В среднем же безвозмездные поступления составили 40,7% от общего объема бюджетных доходов.

Наименьший  удельный вес в структуре доходов бюджета занимают неналоговые доходы, однако их доля в течение рассматриваемого периода увеличилась с 2,7% в 2009 году до 3,2% в 2011 году.

Действующая редакция Бюджетного кодекса РФ относит к  собственным доходам бюджета  все доходы, за исключением субвенций, что неоднократно подвергалось критике как со стороны практиков, так и теоретиков. В предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджета относились исключительно налоговые и неналоговые доходы, что представляется более целесообразным.

Целью горизонтального  бюджетного выравнивания является обеспечение  единого стандартного уровня потребления  государственных услуг жителями различных регионов страны посредством  применения единых формализованных  методов распределения федеральной  финансовой помощи нижестоящим бюджетам. 

Финансовые  возможности субъектов Российской Федерации по выполнению возложенных  на них законодательством расходных  обязательств и полномочий значительно  различаются между собой и  зависят от ряда причин, среди которых - уровень развития экономики регионов, налоговый потенциал региона, степень развития производства, географические и климатические факторы, количество проживающего населения и ряд других.

В то же время  именно на бюджеты субъектов Российской Федерации все в большей степени возлагаются полномочия по обеспечению комплексного развития регионов, решению социальных проблем, вопросов здравоохранения и образования.

Высокая степень  самостоятельности региональных бюджетов, подразумевающая главным образом  самостоятельность органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственность за сбалансированность своего бюджета, является одним из базовых принципов бюджетного федерализма как способа бюджетного устройства и организации межбюджетных отношений.

Таким образом, указанный принцип в полной мере может соблюдаться только для бюджетов с высоким уровнем бюджетной обеспеченности, обладающих достаточной доходной базой, которая позволяет полностью исполнять возложенные на органы государственной власти полномочия, не прибегая к помощи вышестоящего бюджета.

Однако, несмотря на объективные причины различий развития территорий, Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам  нашей страны равный доступ к бюджетным  услугам независимо от местожительства  человека. Данная задача на сегодняшний день решается в нашей стране путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, динамика которых отражена на рис. 2.

Информация о работе Межбюджетные отношения