Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение становления межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные модели межбюджетных отношений;
Введение………………………….……………………………………….…….3
1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений……6
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений……………...6
1.2. Основные модели межбюджетных отношений……………….…12
1.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ………………………………………….……………………18
2. Анализ межбюджетных отношений субъектах в РФ и пути их совершенствования…………………………………………………………...25
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……………………………………………………….……………...25
2.2. Анализ межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Татарстан……………………………..30
2.3. Пути совершенствования межбюджетных отношении в субъектах РФ……………………………………………...……………………………….37
Выводы и предложения………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………….49
Кроме того, распределение указанных дотаций и субсидий производится вне формализованной основы без увязки с текущей финансовой помощью, предоставляемой в рамках основных форм межбюджетных трансфертов, а также без учета уровня бюджетной обеспеченности регионов, что существенно снижает эффект от предоставления межбюджетных трансфертов в целом [17. C. 75]. Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов должно производиться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ целесообразно условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ поставить в зависимость от уровня их дотационности.
С нашей точки зрения,
целесообразно использование
Необходимо внести изменения в методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, которые обеспечат создание механизма стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к развитию собственной налоговой базы. Стимулирующий эффект будет достигаться путем уточнения порядка расчета указанных дотаций, не предусматривающего сокращения их размеров в результате достижения субъектом РФ более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития [17. C. 77].
В условиях разграничения полномочий предстоит пересмотреть принципы оказания финансовой помощи, предоставляемой на условиях софинансирования в целях обеспечения выполнения приоритетных для Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, на взгляд автора, основными путями совершенствования межбюджетных отношениях в субъектах РФ являются:
- оптимизации
распределения налоговых
- расширения
полномочий по региональным
- внесение изменений
в методику распределения
Подведем итог главы в целом. Вертикальное бюджетное выравнивание в Республике Татарстан отличается позитивными изменениями. В структуре доходов бюджета Республики Татарстан преобладают налоговые доходы, удельный вес которых в среднем составил 56,5% от общего объема бюджетных доходов, причем в 2011 году они составили 59,8%, тогда как в 2009 году только лишь 55,3%.
На фоне увеличения удельного веса налоговых доходов наблюдается снижение удельного веса безвозмездных поступлений, которые занимают второе место в структуре доходной части республиканского бюджета.
Что касается горизонтального бюджетного выравнивания, то в структуре межбюджетных трансфертов преобладают целевые перечисления – субсидии и субвенции. Доля субсидий в общем объеме трансфертов в среднем составила 67,2%, а субвенций – 19,1%. Наибольший объем дотаций Республика Татарстан получила в 2010 году в размере 5125 млн. рублей, в 2011 году объем дотаций был снижен на 54,9% относительно 2010 года.
Высокая доля субсидий
и субвенций объясняется тем,
что Татарстан активно
Основной вывод из проведенного анализа разнообразных моделей выстраивания бюджетного федерализма основывается на следующем заключении: рационально и эффективно налаженный механизм функционирования межбюджетных отношений влияет на установление четкого разграничения полномочий между уровнями власти, что зачастую приводит к ярко выраженной централизации, либо влечет за собой потерю управляемости и распад союзного государства.
На взгляд автора, основными путями совершенствования межбюджетных отношениях в субъектах РФ являются:
- оптимизации
распределения налоговых
- расширения
полномочий по региональным
- внесение изменений
в методику распределения
Выводы и предложения
На основании проведенного анализа можно сделать нижеследующие выводы.
1. Межбюджетные
отношения – это отношения
между органами
Экономическая сущность межбюджетных отношений состоит в ряде функций: централизации, распределения и перераспределения бюджетных ресурсов. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.
2. Существуют следующие модели организации межбюджетных отношений исходя из взаимодействия органов власти разных уровней: модель кооперативного федерализма; модель идеального федерализма (или дуалистического федерализма); модель внутригосударственного федерализма (или связывающая модель); модель межгосударственного федерализма (или разделяющая модель).
Существует и другая классификация моделей межбюджетных отношений. О. Богачева предлагает разделить модели организации межбюджетных отношений на два типа: децентрализованные и кооперативные.
3. Основой нормативно-правового регулирования межбюджетных отношений является Бюджетный кодекс РФ, помимо этого, в федеральном бюджете на текущий год и на плановый период закрепляется объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а сами дотации рассчитываются по методики Правительства Российской Федерации в редакции от 20 декабря 2011 года.
4. Взаимоотношения
федерального и региональных
бюджетов не имеют достаточной
законодательной базы, крайне запутаны,
во многом произвольны и
5. Вертикальное бюджетное выравнивание в Республике Татарстан отличается позитивными изменениями. В структуре доходов бюджета Республики Татарстан преобладают налоговые доходы, удельный вес которых в среднем составил 56,5% от общего объема бюджетных доходов, причем в 2011 году они составили 59,8%, тогда как в 2009 году только лишь 55,3%. На фоне увеличения удельного веса налоговых доходов наблюдается снижение удельного веса безвозмездных поступлений, которые занимают второе место в структуре доходной части республиканского бюджета.
Что касается горизонтального бюджетного выравнивания, то в структуре межбюджетных трансфертов преобладают целевые перечисления – субсидии и субвенции. Доля субсидий в общем объеме трансфертов в среднем составила 67,2%, а субвенций – 19,1%. Наибольший объем дотаций Республика Татарстан получила в 2010 году в размере 5125 млн. рублей, в 2011 году объем дотаций был снижен на 54,9% относительно 2010 года.
Высокая доля субсидий
и субвенций объясняется тем,
что Татарстан активно
6. На взгляд
автора, основными путями
- оптимизации
распределения налоговых
- расширения полномочий по региональным налогам, например, по налогу на имущество организаций в части определения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, пределов налоговых ставок, что могло бы оказать благоприятное воздействие на уровень поступления платежей по данному налогу.
- внесение изменений
в методику распределения
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
II. Специальная литература: