Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:46, доклад
Отношения между бюджетами различного уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные отношения – отношения различных уровней власти по распределению централизованных финансовых ресурсов.
Характер распределения и перераспределения налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации отражает бюджетный федерализм - такое устройство бюджетной системы страны, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий
Отношения между бюджетами различного уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Для трехуровневой территориальной структуры (федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет) распределение налогов выглядит следующим образом: земельный — низший уровень, имущественный — средний, подоходный с физических лиц и на прибыль, НДС и акцизы — верхний. Однако имущественные налоги, включая земельный, не являются достаточно крупными (на размер налога оказывают влияние рыночные факторы, например, в одинаковых по количеству жителей регионах, но расположенных на разном удалении от транспортных и промышленных узлов, будет разная рыночная стоимость недвижимости и, следовательно, разный размер налога) и стабильными (они обычно уплачиваются раз в год), их взимание сопряжено с серьезными техническими трудностями, в первую очередь связанными с определением стоимости имущества.
Эти налоги не могут реализовывать расходные требования региональных бюджетов, что и определяет необходимость перераспределять поступления от наиболее действенных и надежных налогов — подоходного с физических лиц и на прибыль.
Инструментами реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации.
ТрансфЕрты, предоставляемые регионам из федерального фонда поддержки регионов, обладают выраженной социальной ориентацией и призваны содействовать выравниванию бюджетной обеспеченности разных территорий в расчете на душу населения. Трансферты принято делить на общие и целевые. Общие трансферты используются для корректировки общих уровней доходов региональных бюджетов. Целевые выполняют функции, определенные федеральными органами, их размер необязательно зависит от уровня бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения. Если общие трансферты используются регионами по их усмотрению и не обусловлены встречным финансированием, то целевые трансферты связаны рядом условий. Поэтому целевые трансферты выделяются в самостоятельную группу, которую называют субвенциями.
Субвенции - денежные средства, выделяемые федеральным бюджетом или бюджетами регионов в пользу других регионов. Они имеют ярко выраженное целевое назначение. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены, влечет необходимость их возврата. Субвенции призваны стать одним из источников финансовых ресурсов для обеспечения саморазвития регионов.
Дотации есть средства безвозмездной бюджетной поддержки региона, обусловленной объективными неблагоприятными факторами, временными или постоянными. Дотации используются для финансовой поддержки определенных видов экономической деятельности, объектов, социальных процессов, категорий населения.
Определяют порядок распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации)
ПРАВИЛА распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Право на получение дотаций имеют субъекты Российской Федерации, в которых при исполнении консолидированных бюджетов сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательных субъектов Российской Федерации. Из распределения исключаются субъекты Российской Федерации, уровень фактической бюджетной обеспеченности которых на 10 процентов выше среднероссийского показателя.
НЕ дотационные регионы:
Москва, Санкт-Петербург
Татарстан
Пермский край
Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Тюменская области
Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
Дотации, субсидии и субвенции региональным бюджетам из Центра на душу населения | |
10 регионов с минимальными дотациями |
Руб. в год |
Белгородская область |
958 |
Свердловская область |
997 |
Нижегородская область |
1004 |
Красноярский край |
1044 |
Калужская область |
1066 |
Оренбургская область |
1286 |
Вологодская область |
1572 |
Республика Башкортостан |
1762 |
Калининградская область |
1894 |
Новгородская область |
1898 |
10 регионов с максимальными дотациями | |
Республика Бурятия |
12 454 |
Еврейская автономная область |
12 730 |
Чеченская Республика |
13 021 |
Республика Ингушетия |
15 258 |
Чувашская Республика – Чувашия |
20 331 |
Республика Алтай |
29 683 |
Республика Тува |
31 686 |
Республика Саха (Якутия) |
42 998 |
Магаданская область |
48 947 |
Камчатский край |
86 957 |
Источник: Минфин, расчеты по проекту бюджета-2011 |
В 2011 году Минфин планирует выделить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в объеме почти 400 млрд. руб. Эти деньги будут распределены между большинством субъектов РФ. Не забывает Минфин и о субсидиях региональным бюджетам на содействие занятости населения, на финансирование оказания дополнительной медицинской помощи местными врачами. В сумме эти отчисления из Центра достигают более 470 млрд. руб.
В минфиновский список получателей дотаций попали около 70 субъектов РФ. Согласно сводке Росстата о численности населения в регионах России за 2009 год, речь в данном случае идет примерно о 100 млн. россиян. Тем самым в пересчете на душу населения приходится в среднем около 4700 руб. дотаций из федерального бюджета.
В то же время из проекта бюджета-2011 следует, что в России между регионами существует сильнейшая дифференциация не только по доходам населения, но и по федеральной помощи Центра. Объемы этой помощи субъектам различаются порой более чем в 50 раз, а иногда и в 100 раз. Так, в Белгородскую область Минфин перечислит в 2011 году менее тысячи рублей на каждого жителя. Дотации же Центра в расчете на каждого жителя Камчатки достигнут почти 90 тыс. руб.
Такая система предназначена для перехода регионов в режим саморазвития.
В случае отмены этой системы резко возросло бы число регионов с дефицитом бюджета текущих расходов при одновременном увеличении бюджетного профицита нескольких наиболее «богатых» регионов. Обобщая вышеизложенные соображения, можно сделать вывод, что и прямая финансовая помощь из федерального бюджета, и отчисления от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты являются необходимыми инструментами бюджетного регулирования. Оптимальный баланс между ними не может быть установлен раз и навсегда, так как в значительной степени определяется текущей экономико-политической ситуацией, соотношением регионов с развитой и отсталой налоговой базой, дифференциацией уровня бюджетной обеспеченности тех и других, объемом расходных полномочий субнациональных бюджетов и прочими факторами. Поэтому представляется нежелательной фиксация в Бюджетном кодексе определенного норматива распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы.
Разработана Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ, её первоочередные задачи:
Германская модель федерализма
В Германии бюджетный федерализм
характеризуется высокой
Германия федеративное государство
– 3 уровня:
1) Федеральный бюджет
2) бюджет 16 земель
3) бюджеты общин
+ специальные правительственные
фонды, внебюджетные фонды, фонды железных
дорог, фонды федеральной почты и т.д.
Основные правила
При вертикальном
выравнивании федеральный центр предоставляет
ресурсы регионам.
При горизонтальном
выравнивании более богатые земли предоставляют
свои фин. ресурсы бедным.
Горизонтальное выравнивание
основывается на 2х показателях:
1) Финансовая сила (показывает
величину собираемых с земли налогов и
корректируется с учетом финансовых потребностей
земель)
2) Финансовое выравнивание
(отражает соотношение доходов, которые
получают разные земли).
Трансферты слабым землям предоставляются
ступенчато (есть определенный уровень
доходов, если земля имеет 92% от этого показателя,
то ей помощи не предоставляется).
В результате
горизонтального выравнивания даже в
самой бедной земле уровень финансовой
обеспеченности приближается к среднему
по Германии!!!
Федеральный бюджет
В структуре расходов преобладают
социальные расходы (1/3), дальше расходы
на экономику, содержание государство,
школы и дошкольное воспитание, приоритетным
является финансирование науки (кроме
социалки)
Бюджеты
земель и обществ:
Принцип: местные расходы должны покрываться
за счет собственных доходов.
Расходы местных
бюджетов: безопасность, правопорядок,
школы, здравоохранение досуг, ЖКХ.
Из местных бюджетов финансируется
100% на ЖКХ
80% на транспорт и дороги
Часть идет на обслуживание
государственного долга
Специальные
фонды
Фонд социального страхования(главный)
Доходы: обязательные отчисления,
взносы работодателей и субсидии из фед.
бюджета
Расходы: страхования от несчастных
случаев, по болезни, страхование.
Налоговая система
Существуют:
1) Федеральные налоги
2) Совместные налоги (с их помощью происходит вертикальное выравнивание)
3) Налоги земель
Основные федеральные
налоги:
- таможенные сборы- акцизы-
налог на движение капитала – вексельный
налог
Совместные налоги:
- корпорационный налог- налог
с оборота- подоходный налог- промысловый
налог
Налоги земель:
- налог на имущество-
наследство- транспортный- налог на
пиво
Горизонтальное выравнивание
за счет земельных налогов и местных потребительских.
Принципы налоговой
системы: (специфика)
1) налоги должны быть минимальными,
на сколько возможно
2) при налогообложении должна
учитываться целесообразность взимания
налога.
3) величина налогов должна находиться
в соответствии с объемом услуг которые
обслуживают государство.
4) налоговая система должна
исключать двойное налогообложение
2/3 налоговых поступлений в
Федеральный бюджет - это подоходный, корпорационный,
налог с оборота и промысловый. Это совместные
налоги.
Подоходный налог – минимальная
ставка 22,9%; максимальная 53%
Налог на доходы от капитала
– 25% уплачивают физические лица.
Корпорационный налог – 25% уплачивают
только юридические лица
Налог с оборота (НДС)– 15%(общая),
7% - по продовольственным товарам
Земли в гораздо более непосредственной степени вовлечены в процесс принятия решений на федеральном уровне, чем какие бы то ни было территориальные единицы любой другой федерации. Это стало возможным, благодаря требованию, содержащемуся в Конституции страны, согласно которому, верхняя палата немецкого парламента, Бундесрат (Bundesrat) включает в свой состав Первых министров Земель и Старших министров, чей миссией в федеральном парламенте является неофициальное (ex-officio) представительство своих органов власти на федеральном уровне. Бундесрат обладает правом абсолютного вето в отношении всего принимаемого нижней палатой федерального законодательства в части, затрагивающей полномочия субнациональных властей (органов власти земель). Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны быть получить согласие бундесрата.
Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики. В России, хотя налоговые ставки ниже, также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). В 2010 году субсидии менее развитым землям составили 164 млрд евро.
<