Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:46, доклад

Краткое описание

Отношения между бюджетами различного уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Бюджет ТулОбл.docx

— 47.73 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">Распределение налогов и налоговых доходов от подоходного налога и налога на прибыль зафиксировано в Конституции, распределение доходов от НДС устанавливается в законодательных актах.

Основные налоговые полномочия закреплены за федеральным уровнем, но налоговое администрирование делегировано землям. Налоги, которые полностью поступают в бюджет одного уровня, обеспечивают незначительную часть бюджетных доходов. В федеральном бюджете такими налоговыми источниками являются акцизы (14 % налоговых поступлений), в бюджетах земель — налоги на автотранспорт и чистое богатство (соответственно 5 %), в местных бюджетах — налоги на регистрацию бизнеса, на имущество, плата за коммунальные услуги (8 %). Важнейшими налоговыми доходами всех бюджетных уровней являются расщепляемые налоговые поступления от подоходного налога, налога на прибыль и НДС. В совокупности они составляют около 70 % налоговых поступлений в бюджетную систему Германии, они собираются централизованно, а затем распределяются в соответствии с установленными долями (см. табл. ). Важная особенность германской налоговой системы заключается в том, что федеральное правительство не может изменять пропорции распределения в одностороннем порядке. Кроме того, установление пропорций распределения поступлений от НДС требует согласования с землями.

Вид налога

Доля федерального правительства (в %)

Доля правительств земель (в %)

Доля органов  местного самоуправления (в %)

Индивидуальный подоходный налог

42,5

42,5

15

Корпоративный 
налог

50

50

НДС

52,2

45,7

2,1


 

Региональное распределение  поступлений от НДС осуществляется пропорционально численности населения, между местными бюджетами — на основе формулы, что обеспечивает дополнительное горизонтальное бюджетное выравнивание. Горизонтальное распределение подоходного налога и налога на прибыль осуществляется в соответствии с принципом происхождения налоговых поступлений (принцип резидентности).

Широкое применение методов  расщепления налоговых доходов  свидетельствует о высокой централизации  управления налоговыми доходами в этой стране.

В то же время расщепляемые налоговые доходы во многом сходны с межбюджетными трансфертами. Возможность  применения различных способов горизонтального  перераспределения расщепляемых налоговых  доходов только подчеркивает это  сходство. Применение этого метода влечет те же негативные последствия  снижения финансовой автономии, как  и в случае трансфертов. Субнациональные органы власти получают доходы вне зависимости от их усилий по сбору, они не отвечают за установление налоговой базы или ставки. Поскольку данные поступления рассматриваются как даровые, они почти не стимулируют эффективное расходование средств, снижаются стимулы к росту налогового потенциала, ослабляется конкуренция между территориями за результаты деятельности, снижается подотчетность и качество управления общественными финансами. В то же время методы расщепления налоговых доходов в полной мере не могут заменить трансферты. Они выполняют только часть функций общих (необусловленных) трансфертов — вертикальное выравнивание и частичное горизонтальное выравнивание — и не могут заменить целевых трансфертов.

Ослабить эти проблемы может законодательное закрепление  многолетних пропорций распределения  налоговых доходов (или единых многолетних  нормативов отчислений от налоговых  доходов), что позволяет стабилизировать  состояние субнациональных бюджетов и создать предпосылки для  среднесрочного бюджетного планирования. Введение механизмов согласования с  регионами возможных изменений  пропорций распределения также  существенно ослабляет дестимулирующее  влияние долевых налоговых доходов.

Недостатки расщепления  налоговых доходов многократно  усиливаются, если национальное правительство  изменяет нормативы отчислений ежегодно и в одностороннем порядке  и если используются не единые, а  дифференцированные нормативы отчислений. Это приводит к непрозрачности межбюджетных отношений, усилению несбалансированности и восприятию системы перераспределения  бюджетных ресурсов как несправедливой. На уровне субнациональных бюджетов возникают трудности расчета  и планирования налоговых поступлений  от расщепляемых налоговых доходов, неясность и неопределенность целей  бюджетной политики. Все это способствует формированию условий мягких бюджетных  ограничений субнациональных властей, то есть ситуации их безответственного  поведения в ожидании получить более  высокие нормативы отчислений от общенациональных налогов.

Возможность применения различных  вариантов закрепления налоговых  полномочий (источников) и распределения  расщепляемых налоговых доходов  свидетельствует о том, что статистические данные о доле налоговых доходов  субнациональных уровней власти в бюджетных системах различных  стран не всегда дают реальное представление  о степени децентрализации в  этой сфере. Для этого необходим  учет дополнительных сведений относительно налоговых полномочий субнациональных  органов власти.

Относительно централизованным является управление налоговыми доходами в Германии в которых основную часть налоговых поступлений субнациональных бюджетов формируют доходы от расщепляемых налоговых доходов.

 

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых

(НДПИ)

Водный налог

Государственная пошлина

Сборы за пользование объектами

животного мира и за пользование

объектами водных биологических

ресурсов

Страховой взнос на обязательное

социальное страхование от несчастных

случаев на производстве и

профессиональных заболеваний

Страховые взносы

·         налог на имущество организаций

·         налог на недвижимость

·         дорожный налог

Налог на игорный бизнес

·         налог с продаж

·         налог на вмененный доход

·         сбор на нужды образовательных учреждений

·         региональные лицензионные сборы 

·         земельный налог

·         налог на имущество физических лиц

·         налог на рекламу

·         налог на наследование или дарение

·         местные целевые сборы (на содержание милиции, на благоустройство территории и т.д.)

·         налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

·         местные лицензионные сборы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗЛИЧНОГО  УРОВНЯ

Налог

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  бюджеты субъектов Российской Федерации

2%

18%

налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе  продукции" и не предусматривающих  специальных налоговых 

 

80%

налога на доходы физических лиц

 

70% субъекты

30% гор.округа

налога на наследование или дарение

 

100

акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья

 

50

акцизов на спиртосодержащую продукцию

 

50

акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей

 

60

акцизов на алкогольную  продукцию

 

100

акцизов на пиво

 

100

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного)

 

5

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых

 

100

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

 

60

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного)

 

5

сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

 

30

сбора за пользование  объектами животного мира

 

100

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,

 

90

единого сельскохозяйственного  налога

 

30

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)

 

100


 

 

 

 

ТАБЛИЦА 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ  РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов  Федерации

Местные бюджеты

·              обеспечение деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственного управления;

·              функционирование федеральной судебной системы;

·              осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

·              национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

·              фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;

·              государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

·              государственная поддержка атомной энергетики;

·              ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

·              исследование и использование космического пространства;

·              содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·              формирование федеральной собственности;

·              обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

·              пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

·              проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

·              обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

·              обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·              финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

·              официальный статистический учет;

·              прочие расходы.

·          обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·          обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

·          проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

·          обеспечение реализации региональных целевых программ;

·          формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

·          осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

·          содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

·          обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

·          оказание финансовой помощи местным бюджетам;

·          обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

·          компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

·          прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. 

·          содержание органов местного самоуправления;

·          формирование муниципальной собственности и управление ею;

·          организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·          содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

·          организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

·          муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

·          благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

·          организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

·          содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

·          организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·          обеспечение противопожарной безопасности;

·          охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

·          реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

·          обслуживание и погашение муниципального долга;

·          целевое дотирование населения;

·          содержание муниципальных архивов;

·          проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

·          финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.


 

Расходы, финансируемые совместно  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов

·        государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

·        обеспечение правоохранительной деятельности;

·        обеспечение противопожарной безопасности;

·        научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

·        обеспечение социальной защиты населения;

·        обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

·        обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

·        развитие рыночной инфраструктуры;

·        обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

·        обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·        обеспечение деятельности средств массовой информации;

·        финансовая помощь другим бюджетам;

·        прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


 


Информация о работе Межбюджетные отношения