Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:17, курсовая работа
За последние десять лет в России произошли принципиальные изменения в сфере финансов. В первую очередь, это коснулось взаимоотношений бюджетов разных уровней, в частности изменилась нормативно-правовая база, регулирующая межбюджетные отношения, формы и механизмы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные и местные.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития межбюджетных отношений ………………….5
Этапы становления межбюджетных отношений……………….5
Фонды финансовой поддержки………………………………….9
Глава 2. Межбюджетные трансферты в современной бюджетной системе
2.1. Формы и виды межбюджетных трансфертов……………….20
2.2 Роль межбюджетных трансфертов в бюджетном регулировании…………………………………………………………………...30
Глава 3. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых районному бюджету Красносельского муниципального района в динамике
3.1 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета……………………………………………………….35
3.2 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в расходной части бюджета……………………………………………………….38
Заключение…………………………………
В 2001 г. средства Фонда компенсаций направлялись только на реализацию двух федеральных законов: «О социальной защите инвалидов» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В последующие годы число федеральных законов, обязательства по которым были включены в состав Фонда компенсаций, ежегодно увеличивалось (см. табл. 3).
Таблица 3
Федеральные законы, на реализацию норм которых выделяются средства Фонда компенсаций
Название закона |
Годы финансирования |
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей |
2001 – 2004 |
О социальной защите инвалидов |
2001 – 2007 |
О статусе военнослужащих
(субсидии на возмещение льгот по оплате
услуг жилищно-коммунального |
2002 – 2002 |
О милиции (субсидии
на возмещение льгот по оплате услуг
жилищно-коммунального |
2002 – 2002 |
О федеральных
органах налоговой полиции (субсидии
на возмещение льгот по оплате услуг
жилищно-коммунального |
2002 – 2002 |
О реабилитации жертв политических репрессий |
2002 – 2004 |
О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы |
2002 – 2005 |
О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы |
2002 – 2005 |
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
2002 – 2007 |
О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
2002 – 2007 |
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
2002 – 2007 |
Об основах федеральной жилищной политики |
2003 – 2007 |
О донорстве крови и ее компонентов |
2004 – 2007 |
О ветеранах |
2005 – 2007 |
Выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния |
2005 |
О воинской обязанности и военной службе |
2006 |
О присяжных заседателях
федеральных судов общей |
2006 |
В целях
финансового обеспечения
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) был создан в 2002 г. в целях поддержки приоритетных, социально значимых расходов в условиях проведения структурных реформ в регионах. Субсидии из этого Фонда распределяются между всеми регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных, социально значимых расходов при соблюдении определенных условий.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта РФ может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов.
По замыслу
федерального правительства, первоначально
средства ФССР расходов планировалось
направить на частичное возмещение
расходов консолидированных региональных
бюджетов на предоставление жилищных
субсидий населению по оплате жилья
и коммунальных услуг, что позволило
бы ускорить переход к новой системе
оплаты жилья и коммунальных услуг,
повысить социальную защищенность населения
при проведении реформы, обеспечить
заинтересованность субъектов Федерации
в соблюдении федеральных стандартов
и создать предпосылки для
реализации программы модернизации
жилищно-коммунального
Однако уже в ходе обсуждения проекта бюджета на 2002 г. в Государственной Думе было принято решение направить средства из ФССР не только на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, но и на частичное возмещение расходов консолидированных региональных бюджетов на повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Аналогичное распределение средств из ФССР было предусмотрено в федеральном бюджете в последующие годы (см. табл. 4). Правила предоставления субсидий на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, были утверждены правительством. В 2004 г. средства ФССР в полном объеме направлялись на частичное возмещение расходов консолидированных региональных бюджетов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. В 2005 г. объем ФССР был значительно увеличен и через него стали распространяться субсидии на социальную поддержку и разграничения полномочий между разными уровнями власти[9].
В целом
опыт использования подхода, создающего
заинтересованность субнациональных
властей в осуществлении
Таблица 4
Объем средств федерального Фонда софинансирования социальных расходов, млрд. руб.
Объём |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего |
16,6 |
15,0 |
3,3 |
23,0 |
26,1 |
33,5 |
В том числе Субсидии на расходы на предоставление жилищных субсидий |
2,9 |
5,0 |
3,3 |
6,3 |
8,0 |
8,2 |
Субсидии на расходы на повышение тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки |
13,7 |
10,0 |
- |
- |
- |
- |
Субсидии на социальную
поддержку реабилитированных |
- |
- |
- |
1,7 |
2,1 |
2,5 |
Субсидии на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла |
- |
- |
- |
11,0 |
11,7 |
12,1 |
Субсидии на выплату гос. пособий гражданам, имеющим детей |
4,0 |
4,3 |
10,7 | |||
Доля финансовой помощи из федерального бюджета, % |
6,9 |
4,3 |
1,0 |
3,1 |
2,9 |
3,1 |
Еще одним каналом федеральной финансовой помощи является Федеральный фонд регионального развития, идея создания которого впервые была закреплена в Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999–2001 гг. Согласно Концепции, в рамках Фонда регионального развития осуществляется консолидация разрозненных капитальных расходов федерального бюджета в регионах, в том числе по реализации федеральных целевых программ регионального развития.
Впервые образование этого фонда в объеме 2 млрд. руб. было предусмотрено в федеральном бюджете на 2000 г. В бюджете 2001 г. Фонд регионального развития был образован уже в объеме 3 млрд. руб. Предусматривалось, что эти средства будут направлены на финансирование федеральных целевых программ развития регионов, а также на дополнительную помощь высокодотационным субъектам Федерации. Однако направление средств Фонда регионального развития на финансирование объектов, предусмотренных в десятках таких программ, приводило к «распылению» денежных средств.
Поэтому в 2002–2004 гг. произошли изменения принципов формирования Фонда регионального развития: его объем был резко увеличен (см. табл. 5), а количество федеральных целевых программ развития регионов при этом сократилось – с 30–50 программ в предыдущие годы до шести-семи в 2002–2006 гг.
Таблица 5
Объем средств Федерального фонда регионального развития, млрд. руб.
Объем |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего |
17,8 |
12,8 |
25,1 |
2,5 |
2,7 |
4,2 |
Доля в финансовой помощи из федерального бюджета, % |
7,3 |
3,7 |
7,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Распределение средств Фонда регионального развития долгое время не имело четких методологических обоснований. Только осенью 2003 г. была одобрена Методика распределения средств на 2004 г.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения в составе бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития субъекта РФ.
Фонд реформирования региональных финансов был впервые предусмотрен в Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999–2001 гг. В качестве источника формирования этого фонда был установлен кредит Международного банка реконструкции и развития. Впервые этот фонд в федеральном бюджете был образован в 2002 г., и его суммарный объем в 2002–2004 гг. составил 120 млн. долл. США.
Федеральное
правительство определило, что субсидии
из Фонда реформирования региональных
финансов ежегодно предоставлялись
не более чем пяти регионам, отобранным
на конкурсной основе и обеспечившим
реализацию двухлетней программы реформирования
региональных финансов или ее первого
(годичного) этапа. Направления реформирования
региональных финансов включали мероприятия
по совершенствованию бюджетного процесса,
межбюджетных отношений, управления бюджетными
расходами, тарифной и ценовой политике,
управлению государственным и
К началу 2004 г. процесс функционирования Фонда реформирования региональных финансов, по сравнению с другими фондами, через которые предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета, был наиболее детально урегулированным на нормативно-правовом уровне, а механизм конкурсного отбора регионов – получателей средств этой финансовой помощи, носящей «стимулирующий» характер, уже на первом этапе показал свою высокую эффективность[12].
Начиная с 2005 г. было решено увеличить количество получателей средств из него до восьми (позднее – до десяти) субъектов Федерации ежегодно, а начиная с 2006 г. предоставлять такие субсидии и муниципальным образованиям. В отличие от своего «предшественника» Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ) формируется исключительно за счет собственных средств федерального бюджета. Положение о ФРРМФ было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 2, а первый конкурс среди регионов проведен в соответствии с приказами Минфина России еще во второй половине 2004 г.
Таким образом, сформированные фонды демонстрировали вполне устойчивый характер системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов других уровней.
В результате
десятилетнего реформирования в
России в основном завершилось создание
новой системы организации
Наряду с горизонтальной диверсификацией
межбюджетных отношений между федерацией
и её субъектами идет активное распространение
принципов, на которых они основаны, вниз
– в сферу бюджетных взаимодействий между
субъектами федерации и муниципальными
образованиями. Другими словами, происходит
унификация принципов и механизмов межбюджетных
отношений по всей вертикали власти, по
всем уровням бюджетного устройства государства.
Рассмотренная нами бюджетная реформа
становится все более самодостаточной.
Её цели и задачи не выходят за пределы
собственно сферы межбюджетных отношений.
Усложняя и совершенствуя действующие
здесь технологии, эта реформа, тем не
менее, почти не продвинула страну к более
однородному в территориальном разрезе
социальному и экономическому пространству.
И это при том, что собираемость налогов
повышается, все более прозрачными становятся
финансовые потоки, растет число факторов,
учитываемых при расчете размеров бюджетной
поддержки.