Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:42, реферат
Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.
1.1. Введение……………………………………………………………………...3
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5
2.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………………………....9
2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Заключение…………………………………………………………………...…..12
2.4. Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки…………………………………………………..…16
2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20
3.1. Заключение…………………………………………………………………..24
4.1. Список литературы………………………………………………………….26
-иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР. (см. таблицу 1).
года |
сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) |
доля в % в федеральном бюджете (вкл.внебюджеиные фонды) |
кол-во дотационных регионов |
1996 |
11,9 |
6,1 |
– |
1997 |
23,6 |
8,3 |
78 |
1998 |
39,3 |
9,0 |
75 |
1999 |
52,9 |
10,0 |
81 |
2000 |
39,2 |
7,8 |
76 |
2001 |
33,7 |
5,9 |
76 |
2002 |
57,4 |
6,7 |
71 |
2003 |
100,3 |
8,4 |
70 |
2004 |
147,5 |
7,6 |
71 |
2005 |
173,8 |
7,2 |
71 |
2006 |
175,8 |
6,4 |
71 |
2007 |
189,9 |
5,4 |
67 |
2008 |
228,2 |
5,3 |
65 |
2009 |
260,4 |
4,8 |
69 |
2010 |
328,6 |
5,2 |
72 |
Проблема обеспечения соответствия расходных функций и доходных источников на всех уровнях бюджетной системы решается посредством бюджетного регулирования, которое применительно к местным бюджетам реализуется, как правило, через механизм бюджетного выравнивания.
Для этих целей в составе регионального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.09.97 № 126 - ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» создается фонд финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), основное назначение которого - выравнивание бюджетной обеспеченности.
Из всего разнообразия существующих инструментов бюджетного регулирования наибольшее внимание в последнее время к себе привлекает именно механизм распределения этого фонда, имеющий целью повысить заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов.
Можно с уверенностью сказать, что столь пристальное внимание к проблеме распределения средств фонда финансовой поддержки между бюджетами не вполне обосновано, поскольку объем ресурсов, перераспределенных через регулирующие налоги, в 8-10 раз больше. Поэтому правильнее было бы рассматривать, в первую очередь, регулирующие налоги как важнейший инструмент бюджетного выравнивания.
Однако
подавляющая часть
Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений
Межбюджетные
отношения - один из основных факторов,
влияющих на социально-экономическое
развитие государства. От того, насколько
эффективно и целесообразно распределены
обязанности и финансовые ресурсы
для их выполнения между бюджетами,
зависит возможность
Основная
причина хронического кризиса межбюджетных
отношений и региональных финансов
России — резкая диспропорция между
переданными на региональный уровень
финансовыми ресурсами и
Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет региональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия.
Также одной
из основных причин является недостаточно
эффективная система
Конечно, определенные позитивные сдвиги в данном направлении есть, но они все еще недостаточны, чтобы в ближайшее время существенно изменить ситуацию к лучшему.
На наш взгляд, система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована не на само по себе выравнивание в плане реализации финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов и снижения уровня различий в их социально-экономическом развитии, а на выравнивание социально-экономической базы действительно нуждающихся регионов, отсталость которой является причиной финансовой несостоятельности этих регионов.
Должна быть создана четкая нормативно-правовая основа и система, объективно оценивающая усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Эффективное стимулирование регионов в данном плане должно привести со временем к снижению или ликвидации отсталости социально-экономической базы, что приведет к существенному сокращению дотационных регионов.
Таким образом
выделять необходимо трансферты дифференцированно
и не просто исходя из нуждаемости,
а под программы лучшего
Все это, конечно, невозможно без увязки с налоговой политикой, которая в последнее время направлена, наоборот, на централизацию. Конечно, есть много моментов, когда усиление централизации оправданно.
На наш взгляд, она была оправданна в 90-х и начале 2000-х годов, когда налогооблагаемая база страны была очень слаба, были сильны сепаратистские настроения в регионах и началась политика по укреплению вертикали власти. Но в последние годы, когда страна была в состоянии интенсивного экономического роста, такая политика неоправданна.
Да и
с вертикалью власти федеральные
власти явно «перегнули палку». Россия
все сильнее и сильнее
На наш взгляд, также необходимо обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Также необходимо применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.
К позитивным
итогам преобразований в федеративных
отношениях, осуществляемых в последние
годы, следует отнести начавшийся
процесс совершенствования
Само
количество субъектов Федерации
чрезвычайно велико, в мире нет
подобного аналога
И, наконец,
существует очень сложная проблема,
как было ранее сказано, асимметричности
российского федерализма в
Конечно, данный процесс должен проходить на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному признаку.
Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.
В данной Концепции определены следующие основные задачи:
1)укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2)создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;
3)создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;
4)повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
5) оказание
методологической и
В Бюджетном послании президента РФ определены следующие основные задачи на 2008-2010 годы:
- превращение
федерального бюджета в
- обеспечение
долгосрочной
- дальнейшее
удлинение горизонта
Основными
направлениями
1) укрепление
финансовой самостоятельности
2)укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3)создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4)введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности
5) обеспечение
определенных финансовые
Так как мы придерживаемся оптимистических взглядов, то дальнейшее развитие межбюджетных отношений пойдет именно по направлениям, указанным выше.
Заключение
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный
федерализм определяет взаимоотношения
между бюджетами различных
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
1) проблема
несоответствия доходов
2) недостаточно
эффективная нормативно-
3) чрезмерная
межрегиональная
4)неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.
Информация о работе Понятие и принципы межбюджетных отношений