Понятие и принципы межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:42, реферат

Краткое описание

Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Оглавление

1.1. Введение……………………………………………………………………...3
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5
2.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………………………....9
2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Заключение…………………………………………………………………...…..12
2.4. Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки…………………………………………………..…16
2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20
3.1. Заключение…………………………………………………………………..24
4.1. Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Понятие и принципы межбюджетных отношений.docx

— 43.98 Кб (Скачать)

Проблема  правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации  вновь стала особо актуальной в связи с введением в действие с 1 января 2005 г. новой редакции гл. 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Изменилось не только название гл. 16, но и содержание. Если раньше гл. 16 именовалась "Межбюджетные отношения", то в новой действующей редакции она называется "Межбюджетные трансферты", а термин "межбюджетные отношения" используется в БК РФ лишь однажды, в его ст. 6 определяется понятие межбюджетных отношений. Действующая редакция гл. 16 посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

1)формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;

2)условия предоставления межбюджетных трансфертов;

3)общие положения о фондах, формируемых в составе федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные  трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы  Российской Федерации, перечисляемые  другому бюджету бюджетной системы  Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты", нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

C 1 января 2005г. в соответствии Федеральным законом от 20 августа 2004г. № 120 - ФЗ в БК РФ исключено понятие «регулирующие доходы», что не совсем логично. Определение понятий дотаций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации, и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью  соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий.

Таким образом, основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ. Действующая редакция гл. 16 БК РФ посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

1) формы  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из федерального, региональных и местных бюджетов;

2) условия  предоставления межбюджетных трансфертов;

3) общие  положения о фондах, формируемых  в составе федерального, региональных  и местных бюджетов, из которых  предоставляются межбюджетные трансферты.

 

  Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

 

Современное состояние межбюджетных отношений  в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они  складываются между федеральным  центром и регионами.

Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

Основными задачами бюджетных взаимоотношений  между центром и регионами  является:

- ликвидации  несоответствия между объемом  расходных обязательств субфедеральных  органов власти и величиной  закрепленных за бюджетами данных  уровней доходных поступлений;

- сдерживание  и сокращение уровня дифференциации  регионов в плане социально-экономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;

- стимулирование  территориальных «налоговых усилия»  (побуждать территориальные органы  власти к мобилизации дополнительных  бюджетных доходов на основе  более полного использования  и развития их собственного  доходного потенциала;

- ориентация  бюджетных политик территориальных  властей на реализацию общегосударственных  приоритетов.

- устранение  недостатков налоговой системы.

Все эти  задачи решаются с помощью механизма  межбюджетного выравнивания.

Основным  инструментом механизма межбюджетного  выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и  регионами (также как между регионами  и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

1. дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, которые распределяются  между субъектами РФ в соответствии  с единой методикой, утверждаемой  Правительством РФ в соответствии  с требованиями БК РФ.

Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и  методика распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и утверждается при  рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое  касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность  субсидий бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета  образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

3. Совокупность  субвенций бюджетам субъектам  РФ из федерального бюджета  образует Федеральный фонд компенсаций.

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты. В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого - выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ Соотношение доходов между федеральными и региональными бюджетами составляло в 2001 г. 59:41, вместо прежнего 53:47, а в 2002-2007гг. это соотношение было в среднем 60:40. Это результат налоговой политики, направленной на полную централизацию НДС и акцизов на табачные изделия в федеральном бюджете. При этом остающиеся в субъектах РФ доходы распределяются в следующих соотношениях: примерно 24-25 % доходов от консолидированного бюджета остаются в субъектах РФ и 19-20 % - доходы органов местного самоуправления Подавляющее большинство регионов постоянно находится на дотации.

В настоящее  время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют  достаточной законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

Таким образом, помощь из центра не носит целевого характера, не стимулирует региональные органы управления совершенствовать свою собственную деятельность и полнее использовать внутренние возможности хозяйства соответствующих территорий, более того - поощряет иждивенчество. Все это усугубляется растущей централизацией финансовых ресурсов, провоцируемой налоговой системой. В итоге взаимоотношения федерального бюджета с регионами зашли в тупик. Количество регионов-доноров за последние несколько лет не только перестало увеличиваться, но за последний год их уменьшилось на 5.И это при том, что в стране за последние несколько лет наблюдался устойчивый экономический рост. Причем эти регионы справедливо возмущены тем, что не имеют никаких преимуществ по сравнению с иждивенцами. Получается, что регионы, которые слабо работают над программами лучшего использования имеющихся у них ресурсов или более того проводят политику торможения реформ, могут жить не хуже других за счет перераспределения средств через федеральный бюджет от более успешно и творчески работающих регионов.

Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки

 

Основным  инструментом механизма межбюджетного  выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и  регионами (также как между регионами  и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

Согласно  ей уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций  из Фонда определяется по формуле:

БОi = ИНПi / ИБРi ,где:

БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

Индекс  налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры  экономики субъекта Российской Федерации. Индекс налогового потенциала применяется  для сопоставления уровней расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых  доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс  бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг  в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс  бюджетных расходов применяется  для сопоставления уровней расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов  Российской Федерации в расчете  на душу населения или в абсолютном размере.

Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Проект  и методика распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и утверждается при  рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое  касается субсидий и субвенций.

-Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

-Совокупность субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально  численности населения, потребителей соответствующих государственных  (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных)услуг в субъектах РФ

Информация о работе Понятие и принципы межбюджетных отношений