Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59
В дипломной работе проведен анализ исполнения бюджета Иркутской Области за исследуемый период с 2009 года по 01.05.2012 года.
Информационной базой для анализа послужили отчеты об исполнении бюджета по доходной части и отчеты об исполнении бюджета по расходной части за 2009 – 4 мес. 2012гг. Анализ исполнения бюджета Иркутской области за период 2009-01.05.2012 гг. представлен в таблице 2.1 и на рисунке 2.1
Таблица 2.1
Исходные данные исполнения бюджета Иркутской области млрд. руб.
Наименование |
Исполнено за 2009 год |
Исполнено за 2010 год |
Исполнено за 2011 год |
Исполнено за 4 мес. 2012 года |
Доходы |
68,5 |
75,7 |
89,6 |
29,1 |
Расходы |
62,7 |
69,9 |
82 |
21,3 |
Дефицит/профицит |
5,8 |
5,8 |
7,6 |
7,8 |
Фактическое исполнение доходной части бюджета за 2009 год составило 68,5 млрд.руб., расходы исполнены в объеме 62,7 млрд.руб., профицит бюджета составляет 5,8 млрд.руб. За 2010 год фактические доходы бюджета составляют 75,7 млрд.руб., расходы исполнены в объеме 69,9 млрд. руб., профицит составил 5,8 млрд.руб. За 2011 год фактические доходы бюджета составили 89,6 млрд.руб., расходы исполнены в объеме 82 млрд.руб. Профицит составляет 7,6 млрд.руб. За 4 месяца 2012 года фактические доходы составили 29,1 млрд.руб., расходы исполнены в объеме 21,3 млрд. руб., профицит бюджета 7,8 млрд.руб.
Рис.
2.1. Исходные данные исполнения
бюджета Иркутской области,
млрд. руб.
Исполнение бюджета в 2009 году меньше исполнения в 2010 году:
Исполнение бюджета в 2010 году меньше исполнения в 2011:
Профицит сохранил свою величину за счет значительного увеличения доходов бюджета.
Доходы бюджетов субъектов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Собственные доходы состоят из налоговых, неналоговых доходов - это поступления, которые генерируются общественным (государственным или муниципальным) имуществом, поступления по операциям от прямого предоставления государством различных услуг, от продажи товаров, а также платежи штрафного характера20 и безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Исходные данные для анализа исполнения бюджета Иркутской области по доходам представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Состав и структура доходов бюджета Иркутской области, млрд. руб.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За четыре месяца 2012 года | ||||
Сумма Млрд. руб. |
Уд. Вес % |
Сумма Млрд. руб. |
Уд. Вес % |
Сумма Млрд. руб. |
Уд. Вес % |
Сумма Млрд. руб. |
Уд. Вес % | |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
68,5 |
100 |
75,7 |
100 |
89,6 |
100 |
29,1 |
100 |
Налоговые доходы |
42,9 |
62,6 |
49,0 |
64,7 |
64,7 |
72,2 |
23,0 |
79,0 |
Неналоговые доходы |
2,6 |
3,8 |
2,5 |
3,3 |
1,3 |
1,4 |
0,4 |
1,4 |
Безвозмездные поступлении |
23 |
33,5 |
24,2 |
32,0 |
23,6 |
26,4 |
5,7 |
19,6 |
Анализ показал, что
структура доходов бюджета
Рис. 2.2. Состав и структура доходов бюджета Иркутской области,
млрд. руб.
Исследование динамики
доходов Иркутской области
Таблица 2.3
Динамика бюджета Иркутской области
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За четыре месяца 2012 года | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
68,5 |
100,0 |
75,7 |
110,5 |
89,6 |
118,3 |
29,1 |
34,8 |
Налоговые доходы |
42,9 |
100,0 |
49,0 |
114,2 |
64,7 |
132,0 |
23,0 |
35,5 |
Неналоговые доходы |
2,6 |
100,0 |
2,5 |
96,1 |
1,3 |
52,0 |
0,4 |
30,7 |
Безвозмездные поступлении |
23,0 |
100,0 |
24,2 |
105,2 |
23,6 |
97,5 |
5,7 |
24,1 |
Рис. 2.3. Динамика доходов бюджета Иркутской области, млрд. руб.
Анализ показал, динамика
доходов бюджета Иркутской
Изменения показателя было связано с увеличением налоговых доходов на 14,2%. Неналоговые доходы снизились на 3,9%
Рост безвозмездных поступлений составил 5,2%.
В 2011 году доходы бюджета Иркутской области увеличились по сравнению с 2010 годом на 18,3%, что было обусловлено увеличением налоговых доходов на 32%. Доля неналоговых доходов снизилась почти в двое до 52% Безвозмездные поступления уменьшились на 2,5%. Совокупный доход за 4 месяца 2012 года составил 34,47% от показателей 2011 года. Изменение было связано с уменьшением налоговых доходов до 35,5% от 2011 года.
Формирование собственной доходной базы бюджета Иркутской области осуществляется за счет следующих видов налоговых и неналоговых доходов:
Анализ налоговых поступлений бюджета Иркутской области представлен в таблице 2.4 и на рисунке 2.4
Таблица 2.4
Состав и структура налоговых поступлений бюджета Иркутской области, млрд. руб.
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За 4 месяца 2012 года | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Налоговые доходы |
42,9 |
100,0 |
49,0 |
100,0 |
64,7 |
100,0 |
23,0 |
100,0 |
Налог на имущество организаций |
5,6 |
13,0 |
6,7 |
13,6 |
7,6 |
11,7 |
3,1 |
13,5 |
Транспортный налог |
0,8 |
1,8 |
0,9 |
1,8 |
0,9 |
1,4 |
0,16 |
0,7 |
Налог на игорный бизнес |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Анализ показал,
что структура налоговых
Рис. 2.4. Структура налоговых поступлений бюджета Иркутской области млрд. руб.
Динамика налоговых
и неналоговых поступлений
Таблица 2.5
Динамика налоговых поступлений бюджета Иркутской области, млрд. руб.
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За 4 месяца 2012 года | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Налоговые доходы |
42,9 |
100,0 |
49,0 |
114,2 |
64,7 |
132,0 |
23,0 |
35,5 |
Налог на имущество организаций |
5,6 |
100,0 |
6,7 |
119,6 |
7,6 |
113,4 |
3,1 |
40,7 |
Транспортный налог |
0,8 |
100,0 |
0,9 |
112,5 |
0,9 |
100,0 |
0,2 |
17,7 |
Налог на игорный бизнес |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
-0,3 |
0,0 |
12500,0 |
0,0 |
-7,0 |
Рис. 2.5 Динамика налоговых поступлений бюджета Иркутской области млрд. руб.
Анализ показал, что из налоговых доходов наибольшую долю в 2010 году составил налог на имущество организаций 8,8% всех доходов или 119,6% от уровня 2009 года, план исполнен на 100,67%. Повышение к 2011 году составило 0,9 млрд. руб. В 2010 году внесены изменения в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», согласно которым установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 50 процентов от объема доходов по данному виду налога, подлежащего зачислению с территории соответствующего муниципального района (городского округа) в областной бюджет.21