Федеральный бюджет Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Файлы: 1 файл

Йордановой Катерины ДЭ 303.docx

— 21.99 Кб (Скачать)

Йордановой Катерины ДЭ 303

 

Федеральный бюджет Российской Федерации

Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз  в год, во время утверждения проекта  бюджета разворачивается настоящая  война за бюджетные дотации и  финансирование. Эта война затрагивает  всех: как министерства и исследовательские  институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Так же достаток бюджетных средств  позволяет государству принимать  активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим  фактором в функционировании экономики  любой страны.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти - Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России - главное  звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме  федерального закона.

 

 

Структура бюджета

 

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных  доходов региональных и муниципальных  бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр  и в связи с перечислением  средств в Пенсионный фонд РФ для  покрытия его дефицита), а также  траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Согласно федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ, федеральный бюджет на 2005 год  был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб.[1] Реальное исполнение составило 5 трлн 127 млрд руб. по доходам и 3 трлн 514 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета  на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден  по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2007 год», по которому расходы  федерального бюджета должны  иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались  до 6531,4 млрд руб. (на 19,6 %), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9 %).

В 2007 году был впервые сформирован  так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

2008

Доходы — 6644,4 млрд руб.

Расходы — 6570,3 млрд руб.

2009

Доходы — 7465,4 млрд руб.

Расходы — 7451,2 млрд руб.

2010

Доходы — 8090,0 млрд руб.

Расходы — 8090,0 млрд руб.

 

3 марта 2008 года был принят  Федеральный закон № 19-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный  закон „О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

 

2008

Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2 %)

Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5 %)

2009

Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6 %)

Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2 %)

2010

Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3 %)

Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7 %)

 

24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год:

 

2009

Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

 

02 декабря 2009 года был принят  Федеральный закон № 308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три  года:

 

2010

Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

2011

Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

2012

Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

 

13 декабря 2010 года был принят  Федеральный закон № 357-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три  года:

 

2011

Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.

Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.

Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.

2012

Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.

Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.

2013

Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.

Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

 

Роль нефти и газа

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные  с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов  составила свыше половины, в 2003 году — четверть в общей массе поступлений). Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность».

Действующий бездефицитный бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель. В Совете федерации идёт рассмотрение закона о федеральном бюджете на 2012—2014 годы, в котором параметры бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов, в 2014 году — 101 доллар за баррель.

Инфляция прогнозируется на уровне 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% – в 2013 году, 4-5% – в 2014 году.

Доходы бюджета в 2012 году ожидаются  на уровне 11,780 трлн рублей, в 2013 году – 12,706 трлн, в 2014 году – 14,092 трлн рублей. Закон предусматривает постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и увеличение доли ненефтегазовых доходов. При этом рост ненефтегазовых доходов в основном будет связан с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизам.

Расходы в 2012 году могут составить 12,656 трлн рублей, в 2013 году – 13,731 трлн рублей, в 2014 году – 14,583 трлн рублей.

Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,6 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013 году – 1,025 трлн рублей (1,6% ВВП), в 2014 году – 491,1 млрд рублей (0,7% ВВП).

Финансирование дефицита бюджета  будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Правительство получает право перераспределять средства бюджета на сумму до 200 млрд рублей на поддержку граждан и организаций без внесения поправок в бюджет.

Кроме того, закон предусматривает  увеличение выходного пособия судей  на 15% в связи с тем, что с 2012 года данные выплаты будут облагаться НДФЛ.

Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на 2012 год составят 517,6 млрд рублей.

Также закон предусматривает снижение процентной ставки по дорожным кредитам, которые выдавались регионам из федерального бюджета в 2009 году, до 1/2 с 2/3 ставки рефинансирования.


Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации