Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1 Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2 Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 283.50 Кб (Скачать)


 

ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (г. Москва)

 

Финансовый факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Доходы федерального бюджета Российской Федерации»

 

 

                                                         Выполнил:

                                                         студент группы Ф-09-ЗС

 

                                                         Проверил:

                                                         к.э.н., доцент,      

                                                         профессор кафедры                                           

                                                         Кемадингар Т.В.

 

                                                                 Результат защиты:

                                                                _____________________

                                                                            (оценка)

                                                                _____________________

                                                                      (подписи членов комиссии)    

                                                                «___» _________2012г.

       

 

 

Якутск 2012

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1              Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2              Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1              Анализ налоговых доходов федерального бюджета  РФ за 2008-2009 гг

2.2              Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Также объемы доходов бюджета отражают уровень развития экономики страны в целом. Вместе с тем, отображая уровень развития экономики, доходы дают четкую картину того, какие поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, т.е. структура доходов, их состав, определяет возможную экономическую политику государства.  Таким образом, с помощью доходов, поступающих в федеральный бюджет, можно отследить экономические процессы и проконтролировать финансовую ситуацию в стране. Поэтому данная тема является актуальной и заслуживающей детального исследования.

Цель данной работы - определить изменения доходов  федерального бюджета и выявить основные факторы, влияющие на данные изменения.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

1. Охарактеризовать экономическую сущность доходов федерального бюджета.

2. Охарактеризовать виды доходов федерального бюджета.

3. Определить динамику и структуру налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг.

4. Определить динамику и структуру неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг.

Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.

В первой главе будут исследованы теоретические вопросы, касающиеся доходов бюджетов, их экономической сущности.

Во второй главе на основе теоретического материала будет проведен анализ доходов федерального бюджета за 2008-2009 года, а также выявлена динамика и структура налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных экономистов по вопросам финансов.

 

 

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета РФ

1.1              Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

 

Федеральный бюджет – это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Он играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производительной и непроизводительной сферами, регионами страны. Таким образом, доходы федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, и т.д.[1]

Доходы бюджета можно рассмотреть как экономическую и правовую категории.

Как экономическая категория, доходы бюджета представляют собой денежные отношения, связанные с формированием бюджетного фонда, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

Как правовая категория, доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета.[2]

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.[3]

По своей сущности доходы государственного бюджета могут быть лишь двух типов:

1. Доходы, являющиеся результатом процесса распределения выручки от реализации товаров и услуг;

2. Доходы, являющиеся результатом процессов перераспределения.

Государство не является хозяйствующим субъектом, т.е. ничего не производит, а потому все его доходы (кроме случаев продажи государственной собственности) есть исключительно доходы от перераспределения.[4]

  В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве. Эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов членов федерации в федеративном (союзном) государстве. В обоих из этих видов, главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство.[5]

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих принципах.

1.      Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать

необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величин бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

2.      Принцип стабильности доходов бюджетов. Нормативные акты,

определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования.

3.   Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого

уровня. Основывается на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4.      Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и

неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.[6]

1.2              Состав и структура доходов федерального бюджета

 

Экономическое и функциональное понимание доходов бюджета предложили и реализовали на практике русские финансисты XIX – начало XX вв.. М.М. Сперанский, Л. Косса, И.Х. Озеров и другие связывали экономическое содержание государственных доходов с их делением на обыкновенные и чрезвычайные, на частноправовые и общественно- правовые. К первым Л. Косса относил доходы из частноправовых источников, а ко вторым – из общественно- правовых источников. В его юридической трактовке прямые, или частноправовые доходы – это доходы, при получении которых государство не пользуется прерогативой власти и ведет себя как частное лицо, опираясь на нормы гражданского права, регулирующего имущественные отношения частных лиц. Косвенные, или общественно- правовые, доходы государство получает в силу использования прерогативы своей власти: либо стесняя и ограничивая предпринимательскую деятельность частных лиц, включая введение фискальной монополии, либо применяя формы прямого принуждения частных лиц в виде уплаты налоговых платежей. Выделение в особую группу государственных доходов, получивших название чрезвычайных, обусловлено чрезвычайным характером отдельных видов государственных расходов, которые нецелесообразно покрывать обыкновенными доходами. К таким чрезвычайным доходам относили доходы от государственных (фискальных) имуществ, включая их продажу и аренду, использование государственных резервных фондов и запасной казны, выпуск государственных и местных займов, повышение действующих и введение новых налогов и сборов.[7]

В настоящее время для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е. их группировка по определенному признаку.

В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.[8]

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определялись Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который определяет регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждались единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов Российской Федерации.

Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно – налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.[9]

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30.08.2008 №310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» с 1 января 2005 г. деление доходов бюджета на собственные и регулирующие отменяется.[10]

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально- экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от физических или юридических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально- экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах, как правило, население в большей степени реализует свою публично- правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.[11]

Информация о работе Доходы федерального бюджета Российской Федерации