Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1 Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2 Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2008 году доля федерального бюджета снизилась до 49,4% против 51,9% в 2005 году.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2008 года является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства сыграли свою роль. Аналогичная ситуация, связанная с замедлением роста налоговых доходов, предполагалась и в 2009 году. Она была связана с тем, что практически все внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки улучшают положение налогоплательщиков, и, следовательно, являются факторами, влияющими на снижение налоговой базы.

Самым существенным фактором замедления роста налоговых поступлений 2008 года в целом и, в особенности федерального бюджета, явилось снижение против 2005 года на 9,9% поступлений НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ.

Очевидно, что все изменения налогового законодательства по НДС, работают на снижение налоговой базы. Только переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерами, по расчетам Минфина России, привело в 2009 году по сравнению с 2008 к потерям бюджета в 140 млрд. руб.

В налоговых доходах федерального бюджета за 2008 год 98,2% составили поступления от четырех налогов: налога на прибыль организации – 19,2%; налогов на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, реализуемых на территории РФ – 35,1%; акцизов – 3,5%; налога на добычу полезных ископаемых – 40,4%.

Таблица 3

Объём и структура основных налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2009 год

Наименование показателя

Доходы, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2009 год", млн. руб.

Удельный вес в общем объеме доходов, %

Доходы

6 964 835, 2

100,00

Налоги на прибыль, доходы

580 408, 8

8,33

Налоги и взносы на социальные нужды

368 773 , 9

5,29

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 485 042, 9

21,32

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

713 432, 8

10,24

Государственная пошлина, сборы

26 314, 4

0,38


 

Из таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2009 год составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и составляют 21,32%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 10,24 % и третье место по удельному весу занимают налоги на прибыль, доходы – 8,33 %.

Как уже говорилось выше, при сравнении с 2005 годом было намечено снижение налоговых доходов, хотя в абсолютном выражении было запланировано получение доходов от налоговых источников значительно больше, чем в 2005 году. Так, например, в 2008 году планировалось больше поступлений от налога на прибыль на 85 834 800 тыс. руб., от налогов и взносов на социальные нужды – на 35 590 200 тыс. руб., от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - на 420 424 900 тыс. руб., от налогов на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, - на 118 548 200 тыс. руб., от налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами – на 270 273 400 тыс. руб. Ни по одному налоговому поступлению не ожидалось снижения поступлений в абсолютном выражении, но структурные сдвиги говорят о снижении доли налоговых доходов за счет дальнейшего роста доходов от внешнеэкономической деятельности, которые в 2008 году должны были увеличиться на 743 728 800 тыс. руб., составив тем самым 32,95 % всех доходов, т.е. примерно одну треть доходов бюджета Российской Федерации.

Таблица 5

Основные статьи раздела «Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации» за 2008 – 2009 гг.

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Показатели за 2008 год, млн. руб.

Показатели за 2009, руб.

Прирост, %

1

2

3

4

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1123721,4

1378729,9

22,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

88526,1

106313,0

20,1

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации

5766,6

5232,3

-9,3

Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации

 

 

315,3

321,3

1,9

Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации

33755,0

48813,7

44,6

Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации

35917,5

38304,5

6,6

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации

570,9

822,6

44,1


 

 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации

11412,2

11861

3,9

Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации

788,6

957,6

21,4

 

Из данных таблицы 5 видно, что  наибольшее увеличение произошло на акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации – 44,6 %, затем сильное увеличение произошло на акциза на автомобили легковые и мотоциклы, также производимые на территории Российской Федерации – 44,1%.  Также в этой таблице видно увеличение основного косвенного налога – налога на добавленную стоимость – на 22,7%. Но кроме увеличения в таблице 5 показано уменьшение акциза на спирт этиловый из всех видов сырья – на 9,3%. В совокупности, как уже говорилось выше, произошло увеличение налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в 2009 году на 24%.

По сравнению с 2005 годом, в 2008 году акциз вырос на 107,3%. Ярко выраженной тенденцией изменений налогового законодательства по акцизам является постоянное повышение ставок. С 1 января 2009 года введен упрощенный порядок уплаты акцизов на нефтепродукты.

Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых значимых по поступлениям в бюджетную систему РФ. С 2005 он вырос почти в два раза.

С его введением налоговое бремя в секторе добычи полезных ископаемых резко возросло и составило по итогам 2005 года 51,6%.Темпы роста налоговых поступлений в 2008 году намного скромнее – 128,2%, что связано как с высоким уровнем ранее достигнутых показателей, так и с некоторым замедлением роста цен на полезные ископаемые, являющиеся объектами налогообложения этим налогом. В то же время важнейшим фактором замедления поступлений налога являются достаточно низкие по сравнению с предыдущими периодами темпы роста добычи нефти – в 2008 году они составили  только 2,6%, такую же тенденцию предполагалось сохранить в 2007 - 2009 гг.

Таким образом, можно вывод о тенденции увеличения налоговых доходов федерального бюджета за 2008 – 2009 гг., а также о том, что наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета занимают именно налоговые поступления.

В целом же можно сделать вывод, что ожидать значительного роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе не приходится. По всей вероятности, общая тенденция снижения темпов роста налогов сохранится, поскольку на будущее планируется еще ряд мер, которые приведут к снижению налоговой базы. Сюда относятся и падение цен на нефть, и замедление темпов роста ее добычи и экспорта. В то же время совершенствование законодательства, связанного с налоговым администрированием, рост объемов производства и доходов населения позволяют рассчитывать на включение дополнительных резервов роста бюджетных доходов, противодействующих общей тенденции.[19]

2.2              Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

 

Так уже говорилось выше, доходы федерального бюджета в 2008 году

составили 7779,1 млрд. руб. Неналоговые доходы в общем объеме федерального бюджета за 2009 год составили 40,4 %.

Таблица 6

Исполнение федерального бюджета Российской Федерации

за 2008-2009 гг., млрд. руб.

Показатели

2008 год

2009 год

Утвержденный бюджет

Уточненный бюджет

Исполнено

Доходы, в том числе:

6276,3

6965,3

7443,9

7779,1

Неналоговые

2680,6

2722,3

2911,9

3145,4


 

Как видно из таблицы 1, неналоговые доходы в общем объеме федерального бюджета 2008 года составили 42,7%. В соответствии с утвержденным бюджетом 2009 года, было запланировано их увеличение на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2009 года, неналоговые доходы  увеличились на 17,3 %, т. е. на 423,1 млн. руб.  Данный рост неналоговых доходов связан в основном с увеличением прибыли хозяйствующих субъектов. Как уже говорилось выше, неналоговые доходы планировалось увеличить в 2009 по сравнению с 2008 годом всего на 1,6 %, а фактически они были увеличены на 17,3 %. Причем даже по уточненному бюджету не ожидалось большого прироста в неналоговых доходах – всего 7 %. Таким образом можно сделать вывод, что существует тенденция к увеличению неналоговых доходов в 2009 по сравнению с 2008 годом. Это связано, в первую очередь, с повышением эффективности управления собственностью, во-вторых, с оптимизацией структуры собственности в интересах устойчивых предпосылок для экономического роста, в-третьих, вовлечение максимального количества объектов государственной собственности, в-четвертых, использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и в-пятых, это повышение конкурентоспособности государственных организаций, улучшение финансово- экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.[20]

В соответствии с отчетом об исполнении федерального бюджета, структура доходов представлена следующим образом:

Таблица 7

Структура основных неналоговых доходов федерального бюджета

за 2009 гг., млн. руб.

Неналоговые доходы

Сумма неналоговых доходов, тыс. руб.

Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, %

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 455 079, 8

35,2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

99 780, 6

1,4

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

118 694, 6

1,7

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2 231, 3

0,032

Административные платежи и сборы

3 782, 2

0,054

Штрафы, санкции и возмещение ущерба

2 172, 1

0,031

Информация о работе Доходы федерального бюджета Российской Федерации