Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1 Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2 Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, по данным таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес в общих доходах федерального бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности -  35,2%, все остальные статьи занимают небольшой удельный вес в общем объеме доходов, например, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 1,7%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 1,4%, доходы от продажи материальных и нематериальных  активов – 0,032%, административные платежи и сборы – 0,05%.

Структура основных неналоговых доходов федерального бюджета

за 2008 гг. представлена в таблице 8:

Таблица 8

Объем и структура основных неналоговых доходов

федерального бюджета за 2008 гг.

Неналоговые доходы

Сумма неналоговых доходов,

млн. руб.

Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, %

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1662922,6

23,87

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

85 769,

1,23

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

89 837, 8

1,29

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1 328, 3

0,02

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2 049, 5

0,03

Прочие неналоговые доходы

3 243, 5

0,05

 

Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что наибольший удельный вес в общих доходах федерального бюджета за 2008 год занимают доходы от внешнеэкономической деятельности -  23,87%, все остальные статьи также занимают небольшой удельный вес в общем объеме доходов, например, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 1,29%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 1,23%, доходы от продажи материальных и нематериальных  активов – 0,02% и прочие неналоговые доходы – 0,05%.

Изменения основных неналоговых доходов федерального бюджета можно наблюдать в следующей таблице:

Таблица 9

Изменение неналоговых доходов бюджета за 2008-2009 гг

Неналоговые доходы

Сумма неналоговых доходов за 2008 год

Сумма неналоговых доходов за 2009 год

Прирост, %

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1662922600,00

2 455 079 800,00

+47,6

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

85 769 000,00

99 780 600,00

+16,3

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

89 837 800,00

118 694 600,00

+32,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1 328 300,00

2 231 300,00

+67,9

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2 049 500,00

2 172 100,00

+5,9

Прочие неналоговые доходы

3 243 500,00

2 758 400,00

-14,9

 

Наибольший прирост наблюдается в статье доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 67,9%, затем идут доходы от внешнеэкономической деятельности – 47,6%, на третьем месте стоят доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 32,1%. Сумма доходов в статье прочие неналоговые доходы уменьшилась на 14,9%.

Как видно из выше представленных таблиц, наибольший объем в неналоговых доходах занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. В таблице 9 представлены удельные веса статей, входящих во внешнеэкономическую деятельность. Как видно из данных таблицы 8, наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2008 год составляют таможенные пошлины, затем идут вывозные таможенные пошлины – 25,71%  и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть – 16,25%, вывозные таможенные пошлины на природный газ составляют 5,34%.

Таблица 9

Структура доходов внешнеэкономической деятельности

за 2008 гг., млн. руб.

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Сумма доходов, млн. руб.

Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, %

Таможенные пошлины

1607843,3

31,86

Ввозные таможенные пошлины

310593,1

6,16

Вывозные таможенные пошлины

1297250,2

25,71

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

819881,9

16,25

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

269557,9

5,34

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

162116,2

3,21

Прочие вывозные таможенные пошлины

45694,2

0,91

Таможенные сборы

19418,7

0,38

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана

6234,8

0,12

Доходы от реализации продукции особого хранения

120,0

0,0024

Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

15574,9

0,31

 

Самый маленький удельный вес занимают доходы от реализации продукции особого хранения – всего 0,024% от общего объема доходов. В совокупности все неналоговые доходы составляют 42,7% от всех доходов федерального бюджета. Данная тенденция распространяется и на доходы от внешнеэкономической деятельности на 2009 год. Там наибольший удельный вес также занимают таможенные пошлины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что неналоговые доходы федерального бюджета за 2008-2009 года зависит в основном от внешнеэкономической деятельности, которая занимает наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами и не регламентируются налоговым законодательством. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным Кодексом РФ, причем они представлены в основном доходами от собственности и внебюджетными источниками государственных и муниципальных предприятий. В результате законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности (в части поступлений таможенных пошлин) и платежи при пользовании природными ресурсами. В связи с изменением ряда законодательных норм на сегодняшний день не существует указания, к какой именно группе доходов они отнесены. Объективно их нельзя причислить ни к налоговым платежам, ни к безвозмездным перечислениям, т.е. это также неналоговые доходы бюджета. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи «иные неналоговые доходы» можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к «иным» не представляется правильным. Тем более что в бюджете они составляют значительный удельный вес: доходы от ВЭД – более 30%, платежи при пользовании природными ресурсами – около 1% доходов российского бюджета. В нашей стране, богатой природными ресурсами, чрезвычайно актуальны и платежи при пользовании ими, которые в общей структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ составляют чуть более 3%, что слишком мало. Наибольший удельный вес среди данных доходов занимают платежи при пользовании недрами (свыше 60%), а именно разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр; плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами; регулярные платежи за пользование недрами на территории РФ и континентальном шлейфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ. Также значительными статьями в данной группе доходов выступают плата за негативное воздействие на окружающую среду (20,5%) и платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий (17,2%). В доходах федерального бюджета 2009 года разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) определены в объеме 27 млрд. руб., что выше законодательно утвержденной на 2008г. суммы на 7 млрд. руб., или на 34,2%. Важно заметить, что методика по определению стартовых платежей по оценке участков, выставляемых на аукцион, не утверждена. В результате доходы от уплаты разовых платежей за пользование недрами в 2007 г. составили 44,9 млрд. руб. (170% установленного задания), в 2008г. – 27,2 млрд. руб. (135,4% установленного задания). В то же время Счетная палата РФ в своем заключении указывала, что поступления в федеральный бюджет в 2009 году указанных платежей могут быть увеличены на 13 млрд. руб. и составить 40 млрд. руб..

В России отмечается незначительная роль неналоговых доходов в экономике страны (около 10% ВВП), при этом они практически не увеличиваются (рост в 2007 году в 6 раз обусловлен включением таможенных пошлин в состав неналоговых доходов). Важно отметить, что доля чистых неналоговых доходов составляет не более 30% их общей совокупности. При этом именно чистые неналоговые доходы имеют положительную тенденцию к повышению значимости в экономике (в 2009 году они составили более 3% ВВП по сравнению с почти 2% в 2008 году), хотя и остаются незначительными. Положительная динамика (в два раза) отмечается в отношении доли чистых неналоговых доходов в совокупных доходах бюджета 2009 года.

В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (к ним относятся те виды поступлений, которые были отнесены к чистым) составляют до 5% ВВП, в России – около 2,5-3,5% ВВП, а в доходах бюджета данная составляющая финансовых ресурсов в последние годы колеблется от 5 до 9%.

Таблица 10

Доля неналоговых доходов в ВВП и доходах

федерального бюджета РФ

Год

ВВП, млрд. руб. (до 1998 г - трлн. руб.)

Отношение неналоговых доходов

к ВВП,%

к доходам бюджета,%

1998

2145,7

2,6

10,2

1999

2478,6

2,5

8,9

2000

2741,1

2,4

9,7

2001

4766,8

1,8

6,9

2002

7302,2

1,9

6,4

2003

9040,8

2,2

7,4

2004

10863

2,4

7,5

2005

13243

2,5

8,1

2006

16751,5

2,5

7,8

2007

21597,9

9,7

24,4

2008

27220

10,5

26,9

2009

32988,6

10,6

26,5

Информация о работе Доходы федерального бюджета Российской Федерации