Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1 Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2 Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы 10, значительные различия в данных, начиная с 2005 года, связаны с изменением структуры доходов и исключением таможенных пошлин из состава налоговых доходов.

Таблица 11

Доля неналоговых доходов в ВВП и доходах бюджета РФ

(за исключением таможенных пошлин)

Год

ВВП, млрд. руб. (до 1998 г - трлн. руб.)

Отношение неналоговых доходов

к ВВП,%

к доходам бюджета, %

1998

2145,7

2,6

10,2

1999

2478,6

2,5

8,9

2000

2741,1

2,4

9,7

2001

4766,8

1,8

6,9

2002

7302,2

1,9

6,4

2003

9040,8

2,2

7,4

2004

10863

2,4

7,5

2005

13243

2,5

8,1

2006

16751,5

2,5

7,8

2007

21597,9

1,9

4,8

2008

27220

2,09

5,2

2009

32988,6

3,6

9,1


 

В таблице 11 представлены данные, за исключением таможенных пошин. В пересчете на предыдущий состав получаются те же доли, но с тенденцией к росту в 2008-2009 гг.

Таким образом, учитывая мировой опыт, необходимо удвоить величину чистых неналоговых доходов, но не в абсолютном значении, а в процентном соотношении, т.е. довести до уровня 5% ВВП и  10% доходов бюджета. Именно в наращивании чистых неналоговых доходов государства кроются потенциальные резервы увеличения ресурсов без усиления давления на экономику. С точки зрения создания условий для достижения экономического оптимума доходы от собственности значительно выгоднее налогового способа формирования доходной базы государства. Изъятие доходов от использования собственности не искажает результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов. В то время как налоги, равно как и таможенные платежи,  представляют собой дополнительную нагрузку на хозяйственную деятельность, величина которой зависит от ее итогов.[21]

Положительно все же стоит оценить динамику роста неналоговых доходов, и прежде всего чистых: в 2008 году за 5 лет в 2,3 раза: от приватизации доходы выросли в 3 раза, от дивидендов – в 3,5 раза, аренды недвижимости в 3,2 раза, однако при этом доходы от аренды земли сократились почти на 40%.

Таким образом, анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета России показал неэффективность системы управления неналоговыми доходами в российской практике и позволил выявить потенциальные резервы увеличения данных доходов бюджета, причем в большей степени акцентируя внимание на группу чистых неналоговых доходов, т.е. непосредственно связанных с эффективной управленческой деятельностью государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, доходы бюджета можно рассматривать с нескольких точек зрения. Как экономическую категорию, доходы бюджета можно рассматривать как денежные отношения, связанные с формированием бюджетного фонда, которые находятся в распоряжении органов государственной власти. Как правовая категория, доходы бюджета – это просто поступающие в бюджет денежные средства за исключением источников финансирования дефицита бюджета.

Можно выделить четыре основных принципа организации системы доходов бюджета: принцип достаточности, принцип стабильности доходов бюджета, принцип относительной автономности доходов бюджета каждого

уровня и принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.

С целью анализа структуры и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника, важное значение имеет их группировка по определенному признаку. В России одними из первых, кто предложил первые классификации доходов бюджета, были М.М. Сперанский, Л. Косса, И.Х. Озеров. Они выделяли такие виды доходов, как обыкновенные и чрезвычайные, частноправовые и общественно- правовые в зависимости от их экономического содержания.

В настоящее время одной из основных классификаций является деление доходов бюджета согласно Бюджетному Кодексу РФ на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы. Неналоговые доходы включают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, консульских сборов, патентных пошлин, прибыли Банка России, доходов от внешнеэкономической деятельности и др.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете за 2008 год» доходы федерального бюджета на 2008 год были утверждены в сумме 6 170,5 млрд. руб., но фактически в 2008 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.

Федеральный бюджет по доходам на 2009 год был утвержден в объеме 6 965,3 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2009 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2009 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 7 779,1 млрд. руб..

В структуре доходов федерального бюджета как в 2008, так и в 2009гг почти 60 % приходится на налоговые доходы, где основное место занимают налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых.

Самый крупный прирост наблюдается у налога на прибыль – на 68,31 %, на втором месте налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 41,91%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – прирост составил 34,03 %, а у налогов и сборов на социальные нужды и у налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации почти одинаковый прирост – 22%. В общем, по всем видам поступлений в бюджет, произошло увеличение доходов федерального бюджета на 38,03%. Это связано с ростом объема добычи природных ископаемых и роста цен на энергоресурсы.

В налоговых доходах федерального бюджета за 2008 год 98,2% составили поступления от четырех налогов: налога на прибыль организации – 19,2%; налогов на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, реализуемых на территории РФ – 35,1%; акцизов – 3,5%; налога на добычу полезных ископаемых – 40,4%.

Наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2009 год составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и составляют 21,32%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 10,24 % и третье место по удельному весу занимают налоги на прибыль, доходы – 8,33 %.

Что качается неналоговых доходов, то они в общем объеме федерального бюджета 2008 года составили 42,7%. В соответствии с утвержденным бюджетом 2009 года, было запланировано их увеличение на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2009 года, неналоговые доходы  увеличились на 17,3 %. Таким образом можно сделать вывод, что существует тенденция к увеличению неналоговых доходов в 2009 по сравнению с 2008 годом. Это связано, в первую очередь, с повышением эффективности управления собственностью, во-вторых, с оптимизацией структуры собственности в интересах устойчивых предпосылок для экономического роста, в-третьих, вовлечение максимального количества объектов государственной собственности, в-четвертых, использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и в-пятых, это повышение конкурентоспособности государственных организаций, улучшение финансово- экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Если смотреть структуру неналоговых доходов федерального бюджета за 2009 год, то наибольший удельный вес в общих доходах федерального бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности -  35,2%, все остальные статьи занимают небольшой удельный вес в общем объеме доходов, например, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 1,7%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 1,4%, доходы от продажи материальных и нематериальных  активов – 0,032%, административные платежи и сборы – 0,05%. Данная тенденция наблюдалась и в 2008году, где доходы от внешнеэкономической деятельности составили 23,87%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что неналоговые доходы федерального бюджета за 2008-2009 года зависит в основном от внешнеэкономической деятельности, которая занимает наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л»,2008.-279 с.;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.-551 с.;

3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г.№189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»;

4. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г.№238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»;

5. Федеральный закон от 3 апреля 2008 г№36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год»;

6. Федеральный закон от 3 декабря 2008г.№228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год»;

7. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб.  пособие/Т.М. Ковалева, С.В. Барулин,-2-е изд.-М.:КНОРУС,2006.-317 с.

8. Бюджетная система России: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-345 С.

9. Бюджетная Система Российской Федерации: Учебник/О.В.Врублевская и др., под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовкого.-3-е изд., исправ. и перераб.-М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ,2003-452 с.

10. Бюджетное право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика»/[Д.А. Рениханова и др.]; под ред. Г.Б. Полякова, П.И. Кононова.-6-е изд., перераб. и доп..-М.:ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право,2009.-285 с.

11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для Вузов/Под ред. Г.Б. Поляка.-2-е изд., перераб. и доп., М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-325с.

12. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие/ О.Б.Иванова, С.Н.Рукина. - Ростов н /Д:Феникс,2008.- 308с.

13. Ермакова Е.А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России // Финансы и Кредит. – 2009. - №15(351). – с. 61-63

14. Малис Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики //Финансы . – 2007. - №6. – с. 21-24

15. Финансы и кредит:учебное пособие/Кол.авторов;под ред.д-ра эконом. наук, проф. О.И.Лаврушина.-М.:КНОРУС,2008.-375с.

16. Финансы:учебник для ВУЗов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ,2002.-527 С.

17. Финансы: учеб. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной.-М.:Финансы и статистика,2006.-349 с.

18. Финансы:Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. проф. В.В. Ковалева.-М.:ООО «ТК Велби»,2003.- 509 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

2

 



[1] Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.-5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко»,2006.- с.80

[2] Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/ О. Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. – Ростов н/Д : Феникс,2008.- с. 144

[3] Финансы: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.-М.: Финансы и статистика,2006.- с. 344

[4] Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: «ФОРУМ:ИНФРА – М»,2008.- с. 173

[5] Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ,2002.- с. 153

[6] Финансы: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.-М.: Финансы и статистика,2006.- с. 345

[7]Бюджет и бюджетная политика в РФ: учеб. пособие/Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. -  2-е изд. – М.:КНОРУС,2006. – 32 с.

[8] Финансы:учеб.пособие/под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.:Финансы и статистика, 2006.-349 с.

[9] Бюджетная система России:Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка.-3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008- 89 с.

[10] Финансы:учеб.пособие/под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.:Финансы и статистика, 2006.-349 с.

[11] Государственные и муниципальные финансы:Учебник для Вузов/Под ред. Г.Б. Поляка . – 2-е изд., перераб. и доп., М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-63 с.

[12] Финансы: учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:ЮНИТИ,2002. – 155 с.

[13] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В.Врублевская и др.; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.-3-е изд., исправ. и перераб. – М.: Юрайт – Издат,2003.-128 с.

[14] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.- с. 164

[15] Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка.- 2- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-с. 270

[16] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.- 3- е изд., исправ. и перераб. – М.: Юрайт – Издат,2003.- с. 130

[17] Бюджетное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика»/ [Д.А. Релиханова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова.-5-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА:Закон и Право,2008.- с.128

[18] http://www.roskazna.ru/reports/cb

[19] Малис Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики // Финансы. – 2007. - №6. – с. 24

[20] Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / О. Б. Иванова, С. Н. Рукина, И. П. Денисова. – Ростов н/Д : Феникс,2008.-161 с.

 

[21] Ермакова Е.А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России // Финансы и Кредит. – 2009. - №15(351). – с. 61


Информация о работе Доходы федерального бюджета Российской Федерации