Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика доходов федерального бюджета

1.1 Экономическая сущность и принципы построения доходов федерального бюджета

1.2 Виды доходов федерального бюджета

Глава 2. Анализ налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2009 гг

2.2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008 – 2009 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

По юридическому основанию взимания доходов бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. Относить привлеченные на временной основе в бюджет средства к доходам бюджета можно лишь условно.

Кроме выше перечисленных, доходы бюджета можно классифицировать еще по множеству признаков. Например, по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и т.  д..[12]

Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.[13] Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

Федеральные налоги, их перечень, порядок обложения и порядок зачисления в бюджет устанавливается федеральными законами РФ. Взимаются федеральные налоги на всей территории Российской Федерации.[14] К федеральным налогам и сборам относятся:

1.      Налог на добавленную стоимость;

2.      Акцизы;

3.      Налог на доход физических лиц;

4.      Единый социальный налог;

5.      Налог на прибыль организаций;

6.      Налог на добычу полезных ископаемых;

7.      Водный налог;

8.      Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9.      Государственная пошлина.

Помимо налоговых поступлений федеральный бюджет формируется за счет неналоговых доходов. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года внес значительные изменения в состав этого вида дохода. В настоящее время неналоговые доходы, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, включают:

1.      Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. К ним относятся:

- арендная или иная плата за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование  государственное имущество;

- средства, получаемые от передачи государственного имущества под залог или доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим РФ;

- часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

- доходы от продажи государственного имущества;

- другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования государственной собственности.

2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов.

3. Части прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – в размерах, установленных Правительством РФ.

4. Лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы – по нормативу 100 процентов.

5. Таможенных пошлин и таможенных сборов (начиная с 1 января 2009 года) – по нормативу 100 процентов.

6. Плата за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов.

7. Платы за пользование водными объектами – по нормативу 100 процентов.

8. Платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 100 процентов.

9. Консульских сборов – по нормативу 100 процентов.

10. Патентных пошлин – по нормативу 100 процентов.

11. Прибыли Банка России, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.

12. Доходов от внешнеэкономической деятельности.[15]

Относительно высокая доля неналоговых доходов в Российской Федерации наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 году она сократилась из-за кризиса экономики, снижения стоимости государственной собственности.

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт, основными из которых являются:

- установление законодательно порядка, размера и условий взимания;

- обязательность уплаты;

- принудительный характер изъятия;

- связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

- безэквивалентность платежа.

Однако действующее налоговое законодательство не позволяет их отождествлять. Финансовое право четко выделяет налоговые и неналоговые платежи в зависимости от формы платежей и методов их взимания.

Порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:

1.      Для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.);

2.      Размер отдельных неналоговых поступлений регулируется не Бюджетным кодексом и Налоговым кодексом Российской Федерации, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции могут определятся Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

3.      Целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулирующего характера. Например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.[16]

Таким образом, доходы бюджета также являются одним из важнейших методов государственного регулирования социально- экономического развития через установление конкретных форм денежных отношений с субъектами хозяйствования, которые обеспечивали бы динамичный устойчивый рост отраслей экономики и уровня жизни населения.[17]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета РФ

2.1              Анализ плановых доходов федерального бюджета  РФ за 2008-2014 гг

 

В соответствии с Федеральным законом от 2  декабря 2009 года №308-ФЗ «О федеральном бюджете за 2009 год» доходы федерального бюджета на 2009 год были утверждены в сумме 5 113,54 млрд. руб., но фактически в 2009 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.[18]

Федеральный бюджет по доходам на 2010 год был утвержден в объеме 5741,35 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2010 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2009 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 6 779,1 млрд. руб.

Таблица 1

Исполнение федерального бюджета Российской Федерации

за 2008-2009 гг., млрд. руб.

Показатели

2009 год

2010 год

Утвержденный бюджет

Уточненный бюджет

Исполнено

Доходы, в том числе:

5113,54

5741,35

6443,9

6779,1

Налоговые

3645,3

4243,0

4532,0

4633,7


 

Как видно из таблицы 1 и согласно Федеральному закону от 3 декабря 2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год», доходы федерального бюджета в 2010 году составили 6779,1 млрд. руб.. Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета 2008 года составили 57,3 %. В соответствии с утвержденным бюджетом 2009 года было запланировано увеличить налоговые доходы на 18%. В результате исполнения федерального бюджета 2009 года, налоговые доходы увеличились на 28,9 %, т.е.  на 1 038 млрд. руб.. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом имели тенденцию к росту, которые составил почти 24 %, что связано с ростом объема добычи природных ископаемых и роста цен на энергоресурсы.

В структуре доходов федерального бюджета как в 2008, так и в 2009гг почти 60 % приходится на налоговые доходы, где основное место занимают налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых.

Кроме этого, согласно Федеральному закону от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год», было запланировано увеличить доходы федерального бюджета по сравнению с 2008 годом на 11,9%, но по результатам исполнения они были увеличены на 24 %.

В соответствии с отчетом об исполнении федерального бюджета, структура доходов представлена следующим образом:                                

                                                                                                                    Таблица 2

Структура основных налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008-2009 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

Показатели за 2008 год, тыс. руб.

Показатели за 2009 год, тыс. руб.

Прирост, %

1

2

3

4

Всего

5 046 137 500,00

6 965 317 200,00

+38,03

Налоги на прибыль, доходы

344 838 100,00

580 408 800,00

+68,31

Налоги и взносы на социальные нужды

302 090 200,00

368 773 900,00

+22,07

Налоги на (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 212 247 500,00

1 485 042 900,00

+22,50

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

532 282 600,00

713 432 800,00

+34,03


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

753 309 000,00

1 068 990 200,00

+41,91

 

Согласно данным таблицы 2, по всем основным налоговым доходам федерального бюджета произошло увеличение. Самый крупный прирост наблюдается у налога на прибыль – на 68,31 %, на втором месте налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 41,91%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – прирост составил 34,03 %, а у налогов и сборов на социальные нужды и у налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации почти одинаковый прирост – 22%. В общем, по всем видам поступлений в бюджет, произошло увеличение доходов федерального бюджета на 38,03%. Это, как уже говорилось выше, связано с ростом объема добычи природных ископаемых и роста цен на энергоресурсы.

В 2008 году заметно снизились темпы роста поступления налогов, оказавшись самыми низкими за предшествующие ему три года. Так, если в 2004 году налоговые доходы выросли на 24,2%, в 2005 г. – на 40,3%, то в 2008 г. – только на 17,4%. При этом налоговые доходы федерального бюджета в 2008 г. выросли только на 11,7%, тогда как в предыдущем году – на 58,4%. При этом, если темпы роста доходов федерального бюджета резко опережали темпы роста доходов консолидированного бюджета субъектов Федерации (на 33,5 пп.), то в 2008 г. наблюдалась противоположная тенденция: доходы консолидированного бюджета регионов выросли опережающими темпами (на 11,7 пп.). Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2008 году доля федерального бюджета снизилась до 49,4% против 51,9% в 2005 году.

Информация о работе Доходы федерального бюджета Российской Федерации