Федеральный бюджет Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение федерального бюджета РФ и его структуры на примере федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию «бюджет».
Рассмотреть строение бюджетной системы РФ.
Описать структуру федерального бюджета РФ.
Проанализировать динамику доходов, расходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета РФ за 2011-2013 года.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………2
1. Бюджет Российской Федерации…………………………………………………..3
1.1 Понятие и социально-экономическое значение бюджета РФ............................3
1.2 Структура бюджета РФ…………………………………………………………..5
2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..10
2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года………………………..12
2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года……………………….13
2.3 Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы……………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная.doc.docx

— 142.71 Кб (Скачать)

Содержание


 

Введение………………………………………………………………………………2


1. Бюджет Российской Федерации…………………………………………………..3


1.1 Понятие и социально-экономическое  значение бюджета РФ............................3

1.2 Структура бюджета  РФ…………………………………………………………..5

            2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..10

2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года………………………..12

2.2 Расходы федерального бюджета  РФ на 2011-2013 года……………………….13


2.3 Государственный долг и источники  финансирования дефицита федерального  бюджета РФ…………………………………………………………………………………..16


Заключение…………………………………………………………………………...19


Список использованной литературы……………………………………………….20


Приложение…………………………………………………………………………..21


 

                                                                              Введение


 

В данной контрольной работе рассматривается федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.


Актуальность  тематики работы обусловлена тем, что бюджетная система является центральным звеном всей финансовой структуры государства, с помощью которой оно осуществляет экономическое и социальное регулирование, а бюджет выступает основным инструментом регулирования экономики, с помощью которого достигает ее развитие и стабильность.


Бюджет позволяет  перераспределять внутренний валовой  продукт и национальный доход  государства между субъектами страны, определенными отраслями и субъектами экономики. Определяя основные направления  расходования бюджетных средств в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 20.. год и на плановый период 20.. и 20.. годов», Правительство РФ выбирает определенную бюджетную политику на конкретный период времени, которая может носить социальный, экономический, научно-технический, оборонный, военно-промышленный, внешнеэкономический характер и др.


В настоящее  время в России практикуется утверждение  проектировок бюджета, рассчитанных на три года, что упрощает регулирование  и мониторинг расходов по целевым  программам, рассчитанным на несколько  лет.


Целью работы является изучение федерального бюджета  РФ и его структуры на примере федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Дать определение понятию «бюджет».
  2. Рассмотреть строение бюджетной системы РФ.
  3. Описать структуру федерального бюджета РФ.
  4. Проанализировать динамику доходов, расходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета РФ за 2011-2013 года.

                                                    1. Бюджет Российской Федерации

1.1 Понятие и социально-экономическое  значение бюджета РФ

 

Бюджет –  это основная составляющая финансов страны, и, следовательно, центральное  звено всей финансовой системы. Понятие  «бюджет» многогранно, и определений  ему большое множество. Бюджетный  Кодекс РФ понимает бюджет, как «форма образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Тем  самым выделяется, что бюджет носит  двойственный характер, имея как доходную часть, которая является совокупностью  финансовых ресурсов для осуществления  государственной политики, так и  расходную, представляющую конкретные направления использования бюджетных  средств. Понятие «бюджет» раскрывается с другой стороны в следующем  определение: бюджет - «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».1Оно в большей степени подчеркивает, что бюджет – это элемент государственного принуждения. Существует иное определение, включающее отчасти два предыдущих, в котором бюджет как экономическая категория – это «совокупность экономических императивных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных фондов денежных средств».2 Данное определение делает акцент на то, что появление бюджета влечет за собой образование определенных экономических отношений, а именно, отношения, связанные с формированием, распределением и расходование денежных средств бюджета и отношения, возникающие в связи с организацией бюджетного процесса.


Давая определение  понятию «бюджет» необходимо учитывать, что бюджет одновременно включает в  себе:


  • правовой аспект, так как он утверждается законом;
  • экономический аспект, будучи основанным на фонде денежных средств и представляющем систему экономических отношений;
  • социальный аспект, в связи с тем, что бюджет является инструментом осуществления социальной политики государства;
  • политический аспект, так как при составлении бюджета учитываются интересы различных партий и всех слоев общества;
  • организационный аспект, бюджет – это системы специальных институтов.

Основной  ролью, возложенной на бюджет государством, является перераспределение валового внутреннего продукта между участниками  экономической системы страны. Таким  образом, государство может воздействовать на экономику страны в целом, стабилизируя ее, если это необходимо.


Также бюджета  – это важный инструмент социально-экономического характера. Бюджет позволяет изменять распределение денежных ресурсов финансовой системы страны, либо через налогообложение, либо через бюджетные расходы, тем самым оказывая непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны. При этом, учитывая прогнозы по основным экономическим показателям, таким как ВВП, курс национальной валюты, инфляцию и другие, по приоритетным направлениям государственной политики, в том числе и социальной, при составлении бюджета государство формирует определенные ожидания в обществе, которые отражаются на будущей деятельности хозяйствующих субъектов, что, несомненно, также является влиянием на социально-экономическое развитие страны, но уже косвенным.


Трехуровневая структура бюджетной системы  РФ, построенная на принципах бюджетного федерализма, обусловлена федеративным типом государственного устройства, которое закреплено в Конституции  РФ, где Российская Федерация определена, как демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Бюджетный Кодекс РФ закрепляет следующую структуру  бюджетной системы РФ:


Федеральный бюджет – это основной элемент  государственной финансовой системы, так как именно через него происходит перераспределение ВВП и национального  дохода. Основная часть расходов ложится  именно на федеральный бюджет, в  том числе и средства, выделяемые субъектам федерации, но при этом, в федеральный бюджет приходит основная часть доходов всей бюджетной  системы. Таким образом, Министерство финансов РФ через федеральный бюджет аккумулирует большую доходную часть, в том числе и региональных бюджетов, не смотря на то, что формально  они являются независимыми.


Местные бюджеты  можно рассматривать и как  часть финансовой системы страны, и как финансовую базу местного самоуправления, что в свою очередь не является частью государственных органов  власти, однако, местный бюджет все  равно выполняет обеспечение  задач и функций, за которые несет  ответственность местное самоуправление.


Отдельным понятием в бюджетной системе РФ является консолидированный бюджет – «свод  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.3 Существуют консолидированные бюджеты трех типов:


  1. Консолидированный бюджет РФ
  2. Консолидированный бюджет субъекта РФ
  3. Консолидированный бюджет муниципального района

Консолидированный бюджет не является законодательно утвержденным документов, он необходим для того, чтобы иметь представление обо  всех доходах и расходах определенной территории, чтобы впоследствии при  необходимости внести корректировки в бюджетно-финансовую политику этой территории.


Наиболее  широким бюджетом является бюджет расширенного правительства, в котором учитываются  консолидированный бюджет РФ и бюджеты  государственных и территориальных  внебюджетных фондов. Такой бюджет показывает все доступные денежные средства, которые органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и внебюджетные фонды аккумулировали и могут потратить согласно действующему законодательству.


1.2 Структура бюджета РФ

 

Бюджет имеет  две основные составляющие – это  доходная и расходная части. Под  доходами понимаются «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Эти денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существует три типа доходных поступлений:


  1. Налоговые доходы – это зафиксированные в налоговом законодательстве налоги и сборы, которые на постоянной основе поступают в бюджет. В зависимости от уровня бюджета различают следующие закрепленные за этим бюджетом налоги:
    1. Федеральные – налоги и сборы, установленные федеральными законами и обязательные к уплате на всей территории РФ:
      • НДС
      • Акцизы
      • Налог на прибыль организации
      • Налог на добычу ископаемых
      • Водный налог
      • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
      • Налог на доходы физических лиц
      • Государственные пошлины
    2. Региональные – налоги и сборы, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов:
      • Транспортный налог
      • Налог на имущество организации
      • Налог на игорный бизнес
    3. Местные – налоги и сборы, установленные федеральными законами и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
      • Земельный налог
      • Налог на имущество физического лица
  2. Неналоговые доходы – это поступления, которые генерируются общественным (государственным или муниципальным) имуществом, поступления по операциям от прямого предоставления государством различных услуг от продажи товаров, а также платежи штрафного характера4:
    1. Доходы от использования государственного и муниципального имущества:
      • Доходы от сдачи в аренду
      • Доходы от продажи
      • Доходы от экономической деятельности предприятий
    2. Платежи штрафного характера и административные сборы
    3. Доходы от платных услуг, оказывающиеся бюджетными организациями
    4. Доходы в виде заемных средств
    5. Доходы от внешнеэкономической деятельности
    6. Платежи за пользование природными ресурсами и т.д.
  3. Безвозмездные поступления – это поступающие в бюджет межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, а также безвозмездны, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления или международных организаций:
    1. Субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ
    2. Дотации, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ
    3. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Безвозмездные поступления – это очень не постоянный источник доходов бюджета, также как и неналоговые доходы, которые принято прогнозировать, исходя из поступлений предыдущего  финансового года, с учетом настоящего уровня инфляции, изменений в налоговом  законодательстве, если оно имело  место быть и других факторов. Таким  образом, основным источником доходов  федерального бюджета являются налоговые  поступления, объем которых можно  прогнозировать практически точно.


Расходы –«выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета».5 В более же широком смысле расходы бюджета – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.6


В кодексе  установлено, что «формирование  расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.»7


Следовательно, расходы напрямую зависят от расходных  обязательств, которые в свою очередь, являются обязанностями публично-правового  образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить средства из соответствующего бюджета физическому или юридическому лицу в соответствие с законом, нормативным  правовым актом, договором или соглашением.


Наряду с  расходными обязательствами существуют и расходные полномочия, которыми обладают органы власти, связанные  с реализацией расходных обязательств, в случае если обязательства должны быть исполнены в соответствующем  финансовом году, то они являются бюджетными обязательствами.


Основными статьями расходов в бюджете РФ являются:


  • расходы на общегосударственное управление;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • физическая культура и спорт;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • государственная поддержка отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;
  • формирование федеральной собственности;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • прочие расходов.

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации