Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:13, контрольная работа
Целью работы является изучение федерального бюджета РФ и его структуры на примере федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию «бюджет».
Рассмотреть строение бюджетной системы РФ.
Описать структуру федерального бюджета РФ.
Проанализировать динамику доходов, расходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета РФ за 2011-2013 года.
Введение………………………………………………………………………………2
1. Бюджет Российской Федерации…………………………………………………..3
1.1 Понятие и социально-экономическое значение бюджета РФ............................3
1.2 Структура бюджета РФ…………………………………………………………..5
2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..10
2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года………………………..12
2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года……………………….13
2.3 Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы……………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………………………..21
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г.г. должно быть «проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов».
Ранее в 2000-е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины – это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.
Выявив такие провалы в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г.г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.
В целом макроэкономические показатели,
на основе которых формируется
При расчете проекта федерального
бюджета Правительство
Источник: www.minfin.ru
Рис. 2 Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% – краткосрочные кредиты и 40% – долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.
Еще один источник покрытия дефицита
– это государственные
Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г.г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г.г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.
В 2011-2013 г.г. будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.
Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.
Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте ненефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.
При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Наиболее значительными причинами этому будут более низкий темп роста цены на нефть «Urals» и снижение курса доллара США по отношению к рублю.
Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г.г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).
Для мобилизации налоговых доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения в налоговую политику, связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось снижение налога на прибыль на 4% и трехкратное сокращение налога на малый бизнес. Однако, изменения в налоге на прибыль должно сочетаться «с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач» [9]. Также, «Правильной представляется провозглашенная нашим Правительством мера по снижению налогов на малый бизнес. Эта мера, действительно, для людей. К сожалению, она распространяется на то, что у нас называют малым бизнесом, – на те организации, которые пользуются налоговой льготой малого бизнеса. А это, увы, далеко не весь малый бизнес, а, скорее, микро бизнес – меньшая часть реального малого бизнеса» [9]. Налоговая политика должна поддерживать инновации, стимулировать модернизацию экономики, именно, поэтому предусмотрены многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта «Сколково».
За последние несколько лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.
В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:
Также большое
внимание уделяется проблеме эффективности
использования бюджетных
Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.
Также, согласно второй, не менее важной цели – модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году – 444 млрд. рублей, а в 2013 – уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.г.. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и «национальной безопасности и правоохранительной деятельности» для оснащения «силовых» ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.
Федеральный бюджет 2011-2013 г. сформирован с дефицитом, тому есть множество причин, основными из которых являются снижение налоговой нагрузки с реального сектора экономики, как одна из антикризисных мер, а также увеличение расходных обязательств по целевым статьям. Относительно тенденции развития дефицита федерального бюджета наблюдается постепенное его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных к 2013 году, при этом значительное изменение номинального показателя происходит только в 2010-2011 г.г., когда дефицит снижается на 557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех лет 2011-2013 г.г. дефицит будет примерно на одном уровне.
Таблица 1. Источники покрытия дефицита федерального бюджета
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
% к ВВП |
% к ВВП |
% к ВВП | ||||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
1814 |
3,60 |
1734,4 |
3,10 |
1795,7 |
2,90 |
За счет средств Резервного фонда |
284,4 |
0,56 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
За счет средств Фонда национального благосостояния |
5 |
0,01 |
7,5 |
0,01 |
10 |
0,02 |
Иные источники |
1524,6 |
3,03 |
1726,9 |
3,09 |
1785,7 |
2,88 |
Государственные ценные бумаги в валюте РФ |
1340,8 |
1504,4 |
1485,3 |
2,40 | ||
Государственные ценные бумаги в иностранной валюте |
137,5 |
174,4 |
176,1 |
0,28 | ||
Кредиты в иностранной валюте |
-45,4 |
-27 |
-24,6 |
-0,04 | ||
Приватизация |
298 |
276,1 |
309,4 |
0,50 | ||
Исполнение государственных |
-65 |
-137,8 |
-117 |
-0,19 | ||
Прочие источники |
-141,3 |
-63,2 |
-43,4 |
-0,07 |