Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59

Файлы: 1 файл

Панфилов.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

Расходные обязательства  субъекта возникают в результате:

1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

2) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

3) заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта РФ;

4) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

5) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.    

Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.  В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной государственной при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовых год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета. Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимается, либо взимается по низким ставкам. Это позволяет решать важные задачи экономического развития территорий, отвечает интересам субъекта хозяйствования, целям финансовой стабильности и укрепления бюджета. Таким образом, расходы бюджетов субъектов являются составной частью государственных расходов в целом, и выражает экономические отношения, которые возникают в связи с использованием средств денежного фонда. Превышение расходов над доходами приводит к профициту бюджета. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

1.2.3 Сбалансированность  региональных бюджетов

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого  негативного влияния профицита  бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете должны быть утверждены и источники финансирования дефицита бюджета.16

С принципом сбалансированности бюджета также связано понятие  профицита бюджета – превышения доходов бюджета над его расходами. Установлено, что бюджет любого уровня должен быть составлен органами исполнительной власти без профицита. Если же в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета профицит будет обнаружен, его сокращение необходимо осуществить до утверждения бюджета.

При недостаточной обеспеченности доходными источниками принятых обязательств, Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.17

В состав источников внутреннего  финансирования входят:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации  включаются:

  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
  • курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;
  • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.18

Наличие дефицита бюджета  субъекта не расценивается как негативный фактор, а является обычной практикой развития экономики, направленной на развитие территории и привлечения инвестиции.

В настоящее время в связи с проводимой работой по децентрализации бюджетных полномочий особую важность приобретают проблемы обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом их качественное развитие невозможно без оптимального разграничения полномочий между органами власти и эффективного регулирования межбюджетных отношений.

В Совете Федерации 20 марта 2012 года прошел круглый стол на тему «Проблемы обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Основные направления:

1) передача полномочий должна происходить не только сверху вниз. Имеется ряд полномочий, которые целесообразно передать от регионов на федеральный уровень;

2) необходимо, чтобы передаваемые уровнем власти полномочия имели максимально возможный статус собственных полномочий;

3) передача полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться передачей источников финансирования, необходимых для их исполнения;

4) должна проводиться серьезная работа по совершенствованию бюджетного федерализма, направленная на расширение доходной базы регионов, наделение их ресурсами за счет перераспределения налогов и отмены федеральных льгот, а также обеспечение большей самостоятельности по распоряжению финансовыми средствами.

Так же было отмечено, что конечная задача децентрализации – создание условий для самодостаточного развития регионов и муниципальных образований, обеспечение их финансовой самостоятельности как условия сбалансированного социально-экономического развития. При этом обязательно нужно учитывать специфические природные, климатические, географические, социально-экономические особенности регионов.

Проводимая децентрализация  полномочий должна охватывать не только федеральные центр и регионы, но и местное самоуправление. Поэтому необходимо решить вопрос с реальным обеспечением его финансовых основ.

Участники круглого стола  сошлись во мнении, что проблема сбалансированности бюджетов может быть кардинально решена только путем обеспечения экономической самодостаточности регионов на основе реализации новых подходов в осуществлении бюджетной и налоговой политики.

Парламентские слушания, которые  прошли 28 марта 2012 года, были посвящены близкой теме – разграничению полномочий между органами власти и совершенствованию межбюджетных отношений.19

Система разграничения  полномочий между органами публичной  власти, которая начала складываться в 2000-е годы, сейчас характеризуется рядом негативных черт: высокой степенью концентрации наиболее важных полномочий на федеральном уровне, произвольным перераспределением полномочий без детальных социально-экономических обоснований, отсутствием налаженного механизма мониторинга результативности полномочий и т. д. Существенным недостатком является нарушение принципа финансового обеспечения передаваемых полномочий.

На сегодняшний день положение в бюджетной сфере регионов и муниципалитетов характеризуется следующими основными чертами:

1) недостаточностью собственных средств на решение задач сбалансированного развития в связи с ограниченностью доходной базы;

2) высокой зависимостью от средств, поступающих из федерального бюджета;

3) несовершенством системы регулирования межбюджетных трансфертов.

 

2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА  
Иркутской области

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованность, структуры, динамики других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета Его осуществляют финансовые, налоговые органы, органы федерального казначейства, контролирующие органы и др.

Особенно возрастает значимость анализа при:

  • формировании проекта бюджета;
  • отработке методов максимальной мобилизации доходов и  эффективного их использования;
  • решении вопросов регулирования бюджетов, построении межбюджетных отношений

Организация и управление процессом бюджета является важным фактором, влияющим как на позитивные результаты, так и на недостатки допущенные при его исполнении.

Управление процессом  исполнения бюджета рассматривается  как длинная цепь, которая начинается от составления бюджета и ведет  к его исполнению через учет возникающих  налоговых обязательств и их исполнение, обеспечение распределения доходов между уровнями бюджетной системы  порядке межбюджетных отношений, учет лимитов бюджетных обязательств, закупки товаров и услуг, управление финансовыми ресурсами и составление отчета об исполнении бюджета.

Каждый субъект федерации  имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта.

В бюджетах субъектов  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации реально рассматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов.

В одном случае возникающих  в связи  с осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по вопросам местного значения, в другом – расходных обязательств субъектов федерации, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Основная цель органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области управления муниципальными финансами – реализация бюджетной политики, использование бюджета в качестве инструмента для обеспечения социально-экономического развития, повышения качества и количества услуг, предоставляемых населению.

Информация о работе Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности