Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59

Файлы: 1 файл

Панфилов.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

При этом налоговая база по налогу на прибыль организаций в результате использования трансфертного ценообразования обладает значительной мобильностью. В 2010 году доходы от уплаты налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет г. Москвы составили 441,9 млрд. рублей, или 29,1 % доходов в целом по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации по указанному налогу, в связи с тем, что в этом субъекте Российской Федерации, как правило, сосредоточены многие головные компании крупных российских холдингов.

Финансово-экономические  обоснования вступивших в силу с 2012 года федеральных законов, направленных на совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения и создающих юридические основания для формирования консолидированных групп налогоплательщиков, не содержат оценок влияния вносимых изменений на поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Статистическая налоговая отчетность ФНС России широко используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.  Вместе с тем, не устранены проблемы, связанные с использованием и сопоставлением статистической налоговой отчетности и официальной статистической информации при прогнозировании и анализе фактического поступления доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как в рамках подготовки соответствующей отчетности  (информации) используются различные данные, применяются разные методики и для каждого вида отчетности (информации) предусмотрена своя периодичность представления.

Для решения задачи усиления сбалансированности и повышения устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо повышать эффективность использования внутренних резервов регионов, прежде всего, за счет развития их экономик, наращивания инфраструктуры и создания конкурентной среды путем активного внедрения в субъектах Российской Федерации модернизации и инновационных технологий во всех сферах.

Объективно оценивая ситуацию можно констатировать, что в ближайшей перспективе, существенного увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за счет имеющихся внутренних резервов не произойдет.

Исходя из этого, назрела необходимость  рассмотрения вопросов изменения схем и механизмов межбюджетных отношений в части:

  • расширения числа налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами на постоянной основе;
  • в целях стимулирования регионов установления на длительную перспективу нормативов отчислений или размеров ставок федеральных налогов и сборов для зачисления доходов в региональные бюджеты;
  • сокращения числа предоставляемых субсидий и субвенций за счет ускорения перехода к предоставлению консолидированных субсидий и «единой субвенции».

Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации  определило основные подходы к организации  бюджетного процесса для всех уровней  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующие корректировки документа постепенно включали в бюджетное законодательство инструменты реформирования бюджетного сектора. Результатом реформирования стало формирование в Российской Федерации и в Иркутской области, в частности современной системы управления общественными государственными и муниципальными финансами.

Основой финансовой политики Иркутской области на ближайшее  будущее является «Программа повышения  эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы» 

В настоящее время  решены следующие ключевые задачи управления финансами Иркутской области:

1. Обеспечена сбалансированность бюджета в среднесрочной перспективе. Профицит бюджета иркутской области в 2009 году составил 5,7 млрд. руб., в 2010 году профицит составил 5,8 млрд. руб. Сформирован  финансовый резерв, обеспечивающий необходимый уровень ликвидности бюджета Иркутской области в текущих условиях. Также в 2011 году в составе областного бюджета предусмотрен Резервный фонд Иркутской области в размере 1,1 млрд. руб.

2. Проведены мероприятия по мобилизации доходов областного бюджета, рост доходов бюджета Иркутской области  в 2010 году составил 10,5% к уровню 2009 года, в том числе налоговых и неналоговых доходов 13,4%. В 2011 году рост составил 18,36% к уровню 2010 году, в том числе налоговых и неналоговых доходов 28,5%.

3. Обеспечена своевременность и полнота выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам.

4. Проведена оптимизация текущих расходов. что позволило в рамках имеющихся ограниченных ресурсов обеспечить финансирование первоочередных, социально-значимых расходов, не допустив при этом социальной напряженности в регионе.

5. Обеспечено снижение уровня государственного долго Иркутской области и улучшение его структуры. За 2009-2010 годы объем госдолга снизился на 5,4 млрд. руб. или на 42% и по состоянию на 1 января 2010 года составил 7,4 млрд. руб. или 14,4% от уровня собственных доходов, при этом в структуре госдолга полностью отсутствуют кредиты кредитных организаций.

6. Проведена реорганизация и оптимизация бюджетной сети. В рамках реализации положений федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 года, осуществлена подготовка необходимых решений о переходном периоде для бюджетных учреждений на 2011-2012 год.

В силу объективных причин не удалось в полной мере реализовать  ряд установленных действующим  законодательством норм, принципов  и механизмов, методически урегулировать  отдельные вопросы. Как следствие в сфере управления общественными финансами Иркутской области сохраняется ряд следующих системных пробелов и нерешенных проблем:

1. Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей государственной политики.

2. Остается высокий уровень несбалансированности местных бюджетов, что выражается в значительных объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных образования Иркутской области.

3. Структура и динамика слабо увязаны с целями государственной политики, при этом планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологических не взаимоувязаны.

4. Имеется значительные объем неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно - коммунального хозяйства, организации государственного управления  по методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Отсутствуют четкие методические основания для проведения оценки эффективности расходования бюджетных средств, что существенно сокращает возможности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению результативности осуществления бюджетных расходов

6. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области в меньшей степени ориентированно на нормативный метод планирования.

7. Несовершенство системы контроля качества предоставления государственных «бюджетных» и «функциональных» услуг, действующая система государственного финансового контроля в Иркутской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета.

8. Отсутствует информационные системы поддержки бюджетирования, ориентированного на результат, автоматизации формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведение реестра услуг, планирование расходов

Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовывать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.

Целью программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по выполнению государственных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области.

Для достижения поставленный цели необходимо решение задач по следующим основным направления:

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе;

2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов;

3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения (реструктуризация бюджетного сектора);

4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета;

5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля;

7. Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами;

Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных  бюджетов в среднесрочной перспективе включает в себя следующие ключевые направления:

  • обеспечение сбалансированности параметров областного бюджета;
  • повышение доходного потенциала областного и местных бюджетов, в том числе за счет применения инструментов государственного стимулирования экономики (налоговые льготы, гарантии и т.д.);
  • приведение расходных обязательств областного бюджета в соответствие с доходными источниками;
  • стабилизация долговой нагрузки на областной и местные бюджеты;
  • сокращение просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов;
  • обеспечение ликвидности областного и местных бюджетов, формирование финансовых резервов.
  • развитие и повышение стабильности межбюджетных отношений.

В целях обеспечения  сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1) проведение комплекса работ по повышению доходов областного и местных бюджетов по группам налоговых и неналоговых доходов, выявление резервов увеличения доходов, совершенствование методики формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам и сборам;

2) оценка эффективности предоставления налоговых льгот, отмена налоговых льгот, не отвечающих критериям бюджетной эффективности установленных налоговых льгот, повышающих налоговый потенциал в среднесрочной перспективе, поддержка центров генерации дополнительных налоговых платежей;

3) разработка нормативной правовой базы обеспечения предоставления государственных гарантий Иркутской области в установленном законодательством порядке;

4) проведение работы по привлечению внешнего финансирования для реализации инвестиционных проектов в бюджетной сфере (увеличение финансирования за счет федеральных целевых программ);

5) принятие решений об установлении новых расходных обязательств только на основе оценки их эффективности и при наличии достаточных ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах финансового планирования;

6) оценка перспектив размещения государственных ценных бумаг Иркутской области;

7) проведение комплекса мероприятий по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов;

8) совершенствование системы кассового прогнозирования, проведение работы по размещению средств областного бюджета на банковских депозитах;

9) ежегодное формирование резервных фондов

10) совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;

11) совершенствование системы разграничения источников доходов областного и местных бюджетов (норматив отчислений от налогов и сборов) с учетом возможностей соответствующих уровней бюджетов бюджетной системы к увеличению доходов и обеспечения сбалансированности;

13) включение в действующие и вновь разрабатываемые порядки предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам, показателей оценки результативности и эффективности их предоставления и использования.

Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально - экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов включают в себя следующие ключевые направления:

Информация о работе Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности