Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59

Файлы: 1 файл

Панфилов.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

Анализ расходов представлен  в таблице 2.8. Расходы в 2009 г. составили 62,7 млрд. руб., в 2010 г. – 69,9 млрд. руб., в 2011 г. – 82 млрд. руб., за 4 месяца 2012 – 21,3 млрд.руб.  Анализ показал, что основной удельный вес в расходах бюджета составляют расходы на социальную политику и межбюджетные трансферты, образование и здравоохранение, физическую культуру.

Таблица 2.8

Исполнение бюджета  Иркутской области по расходам

Наименование показателей

2009 год

2010 год

2011 год

За 4 месяца 2012 года

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

ВСЕГО РАСХОДОВ

62,700

100

69,900

100

82,00

100

21,30

100

Общегосударственные вопросы

2,800

4,46

2,500

3,57

2,16

2,63

0,60

2,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,380

5,4

3,600

5,15

4,10

5

0,20

0,94

Национальная экономика

7,300

11,6

6,170

8,82

9,82

12

1,32

6,2

ЖКХ

1,000

1,6

0,770

1,1

4,00

4,87

0,78

3,66

Охрана окружающей среды

0,002

0,003

0,006

0,008

0,36

0,44

0,00058

0,003

Образование

4,400

7

5,480

7,84

17,28

21

5,56

26

Культура, кинематография  средства массовой информации

0,670

1,06

1,050

1,5

2,15

2,62

0,29

1,36

Здравоохранение, физическая культура и спорт

4,600

7,33

5,070

7,25

12,59

15,35

4,87

22,86

Социальная политика

13,100

20,89

18,100

25,89

16,00

19,5

5,22

24,5

Межбюджетные трансферты

25,360

40,44

27,000

36,62

13,04

16

2,33

11


Исполнение расходной  части бюджета Иркутской области  представлено на рисунке 2.8, рис 2.9, рис 2.10 и рис 2.11.

Расходы бюджета субъекта за 2009 год исполнены в сумме 62,7 млрд. руб. или 96% к годовому плану.

Межбюджетные трансферты составляют 25,36 млрд. руб. или 40,44%. Коммунальные услуги бюджетных учреждений составили 1 млрд. руб. или 1,6% от расходов бюджета. Расходы на социальную политику составляют  13.1 млрд. руб. или 20,89%.

Расходы бюджета Иркутской  области за 2010 год в сумме 69,9 млрд. руб. или 94,98% к годовому плану. Межбюджетные трансферты составили 27 млрд. руб. или 36,62%.

Рис. 2.8. Структура расходной части бюджета Иркутской области  
за 2009 год, млрд. руб.

Рис. 2.9. Структура расходной части бюджета Иркутской области  
за 2010 год, млрд. руб.

 

 

Рис. 2.10. Структура расходной части бюджета Иркутской области  
за 2011 год, млрд. руб.

Рис. 2.11. Структура расходной части бюджета Иркутской области 
за 4 месяца 2012 года, млрд. руб.

 

Коммунальные услуги бюджетных учреждений составили 0,77 млрд. руб. Расходы на социальную политику составили 18,1 млрд. руб. или 25,89% всех расходов.

За 2011 год расходы бюджета  Иркутской области исполнены в сумме 82 млрд. руб. или 95,36%. Межбюджетные трансферты 13,04 млрд. руб. Коммунальные услуги бюджетных учреждений составили 4 млрд. руб.

Расходы на социальную политику Иркутской области произведены  в размере 16 млрд. руб. с удельным весом от всех расходов бюджета за год 19,5%.

За 4 месяца 2012 года расходы  бюджета Иркутской области  исполнены в сумме 21,3 млрд. руб. Межбюджетные трансферты  составили 2,33 млрд. руб., План расходов на 2012 год 85 млрд. руб.

В структуре расходов преобладают расходы на образование (17,28 млрд. руб. в 2011 годи и 5,56 млрд. руб. за 4 месяца 2012 года) и межбюджетные трансферты (25,36 млрд. руб. в 2009 году и 27 млрд. руб. в 2010 году). При формировании расходов на образование используются специальная совокупность оперативно-сетевых показателей деятельности учреждений образования. Общее планирование расходов осуществляется по сметам. В детских дошкольных учреждениях используют показатели количества групп и числа дней пребывания одного ребенка в учреждении. На основе этих данных рассчитывается общее число детодней, по которому определяют расходы на питание. В школьных заведениях исчисляют показатели количества классов и числа учащихся, на базе которых определяют количество педагогических ставок и другие параметры.

Второе место в структуре расходов занимает раздел социальной политики: в 2009 г. – 20,89%, в 2010 г. – 25,89%, в 2011 г. – 19,5%, 4 месяца 2012 – 24,5%. Средства в рамках данной статьи расходов были направлены на следующие цели: на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением жильем молодых семей; на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; на поддержку многодетным и малоимущим семьям (компенсация расходов на питание детей из социально необеспеченных семей); на оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья.

Кроме того, раздел «Социальная  политика» содержит следующие статьи расходов: выплата пенсий муниципальным  служащим; формирование персонального состава и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Расходы на культуру исполнены  на 0,67 млрд. руб. в 2009 году, в 2010 году на 1,05 млрд. руб., в 2011 году 2,15 млрд. руб. и  за 4 месяца 2012 года 0,25 млрд. руб. Исполнение по статье «Общегосударственные вопросы». Удельный все показателя составлял 4,46%,  3,57%,  2,63% и 2,8%  соответственно в 2009г., 2010 г., 2011 г., и за 4 месяца 2012 года.

Данная стать  расходов включает такие расходы  как содержание и функционирование высшего должностного лица органа государственной власти субъекта федерации; функционирование правительства Иркутской области; составление списка кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской федерации; контрольно-счетной палаты Иркутской области; другие общегосударственные расходы.

Расходы на Здравоохранение, физическую культуру и спорт осуществляются на основании нормативных актов органов исполнительной власти и исполнены в сумме 4,6 млрд. руб. в 2009 году, 5,07 млрд. руб. в 2010 году, 12,59 млрд. руб. в 2011 году, за 4 месяца 2012 года 4,87 млрд. руб.

Межбюджетные трансферты. В 2009 году выделено 25,36 млрд. руб. В 2010 году межбюджетных трансфертов выделено 27 млрд. руб. В 2011 году межбюджетных трансфертов  выделено 13,04 млрд. руб.

Удельный вес ЖКХ в структуре расходов в 2009 г. – 1,6%, в 2010 г. – 1,1%, в 2011 г. – 4,87%, за 4 месяца 2012 г. – 3,66%. В 2009 году расходы по жилищно-комунальному хозяйству исполнены на 1 млрд. руб.

Расходы по жилищно-коммунальному хозяйству за 2010 год составили 0,77 млрд. руб. В 2011 году расходы по жилищно-коммунальному хозяйству исполнены на 4 млрд. руб.  и за 4 месяца 2012 года на 0,78 млрд. руб.

Исполнение по статье «Национальная экономика» в 2009 г. - 99,09%, в 2010 г. – 86,34%, в 2011 г. – 95,85%, 4 месяца 2012 года – 11,7%

В 2009 году расходы по национальной экономике составили 7,3 млрд. руб., в 2010 г. – 6,17 млрд. руб., в 2011 г. – 9,82 млрд. руб., за 4 месяца 2012 года – 1,32 млрд. руб. Небольшой объем средств бюджета расходуется на правоохранительную деятельность и охрану окружающей среды.

2.3 Оценка сбалансированности  бюджета Иркутской области

Таблица 2. 9

Анализ сбалансированности бюджета Иркутской области млрд. руб.

Наименование показателя

Исполнено за 2009 год

Исполнено за 2010 год

Исполнено за 2011 год

Исполнено за 4 мес. 2012 года

Доходы

68,50

75,70

89,60

29,10

Расходы

62,70

69,90

82,00

21,30

Дефицит/профицит

5,80

5,80

7,60

7,80

Доля от собственных доходов %

8,46

7,66

8,48

26,80


 

За исследуемый период 2009 по 01.05.2012 годы профицит бюджета стабилен, так как в с 2009 по 01.05.2012 профицит растет.

Рис. 2.12. Анализ сбалансированности Иркутской области млрд. руб.

В 2009 году профицит состоял в суммарном отношении 5,8 млрд. руб., в 2010 году эта величина сохраняется, но в 2011 году величина профицита увеличилась до 7,6 млрд. руб. и до 7,8 млрд. руб. за 4 месяца 2012 года.

Процент от собственных  доходов составил: в 2009 г. – 8,46%,  в 2010 – 7,66%, в 2011 г. – 7,6% , за 4 месяца 2012 – 26,8%.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме: 22

1) кредитных соглашений и договоров;

2) государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

6) долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

 

3 пути  повышения эффективности исполнения  бюджета ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принятые  Правительством Российской Федерации  и субъектами Российской Федерации  в 2010 – 2011 годах меры по преодолению кризисных явлений позволили восстановить положительные тенденции в развитии экономики регионов, в наполнении доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Доходы  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2010 году составили в сумме 6 534 520,0 млн. рублей (110,3 % к 2009 году), в 2011 году (по предварительной оценке) – 7 290 509,7 млн. рублей (111,6 % к 2010 году).

При положительной  динамике доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации их доля в общем объеме доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сокращается.  В 2009 году она составляла 43,6 %, в 2010 году – 40,8 %, в 2011 году – 37 %.

В условиях действующего законодательства в период 2012 – 2014 годов указанная тенденция сохранится.

Действующий механизм централизации финансовых ресурсов с последующим их перераспределением в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов не способствует снижению зависимости бюджетов большинства регионов от федерального центра, формирует условия для неэффективного использования значительной части перераспределяемых средств.

Из общего объема собранных в 2010 году доходов (14 012 356,2 млн. рублей) в федеральный бюджет перечислено 8 875 392,6 млн. рублей (63 %), осталось на территориях – 5 136 963,6 млн. рублей (37 %). Без учета г. Москвы – 56 % и 44% соответственно.

Возвращено  из федерального бюджета в виде безвозмездных поступлений – 1 397 694,6 млн. рублей.

Доходы 15-ти субъектов Российской Федерации сформированы за счет безвозмездных поступлений более чем на 50 %. Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета увеличивается с 69 в 2011 году до 72 в 2012 – 2014 годах. 

Сохраняется значительная дифференциация в социально-экономическом развитии регионов.

Основную  сумму (72,2 %) собранных на территориях доходов по-прежнему формируют всего 10 субъектов Российской Федерации, обладающих высоким потенциалом для развития.

Различия  между 10-ю наиболее финансово обеспеченными  и 10-ю наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации по уровню бюджетных  возможностей составляют до межбюджетного  выравнивания 26 раз, после – 6 раз. Разрыв между максимальным и минимальным значением показателя бюджетной обеспеченности 145 раз и 12 раз соответственно.

Сохраняются диспропорции между объемом принятых регионами обязательств и располагаемыми доходами.

Дефицит консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году составил 99 559 млн. рублей, или 1,5 % доходов.

Налоговые и неналоговые доходы обеспечивают всего 75 % расходов. В 15 регионах ими обеспечено менее 50 % расходов, а в Республике Ингушетия – 9,9 %, в Чеченской Республике – 13,2 %.

Субъекты  Российской Федерации располагают ограниченными средствами для развития экономики.

Несмотря  на увеличение доли расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие регионов, с 18,4 % в 2010 году до 20,5 % в 2011 году, основная часть расходов (64 % консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации),  
по-прежнему, направляется на выплаты заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, социальные выплаты, включая пенсии и пособия, обслуживание внутреннего долга, арендную плату за пользование имуществом и расходы по его содержанию.  

Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  не создает стимулов для экономического развития регионов, в том числе  в получении дополнительных доходов.

В результате перераспределения средств положительные  тенденции в наращивании ВРП  в ряде крупных регионов не приводят к соответствующим изменениям в бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности