Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59
Поступление транспортного налога составило 0,9 млрд. руб. или 1,2% всех доходов бюджета. План выполнен на 102,27%. Налога на игорный бизнес поступило 0,000016 млрд. руб. или -0,26% всех доходов бюджета в 2010 году.
За 2011 год из налоговых доходов наибольшую долю в общей сумме доходов имеет налог на имущество организаций 8,4%(7,6 млрд. руб.) План выполнен на 100,37%. Рост составил 0,9 млрд. руб. или 110,5%. Поступление налогов на игорный бизнес составило -0,002 млрд. руб. или -0,26% доходов бюджета.
Транспортного налога поступило 0,9 млрд. руб. что составляет 1% всех доходов бюджета в 2011 году. План выполнен на 98,88%.
Из анализа за 4 месяца 2012 года видно, что из налоговых доходов наибольшую долю в общей сумме доходов имеет налог на имущество организаций 3,1 млрд. руб. Транспортный налог поступил в сумме 0,16 млрд. руб. что составляет 0,7% налоговых доходов или 0,55% всех доходов бюджета.
Анализ структуры неналоговых поступлений бюджета Иркутской области представлен в таблице 2.6 и на рисунке 2.6
Таблица 2.6
Состав и структура
неналоговых поступлений
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За 4 месяца 2012 года | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Неналоговые доходы |
2,60 |
100,00 |
2,50 |
100,00 |
1,30 |
100,00 |
0,40 |
100,00 |
Доходы от использования имущества муниципальной собственности |
0,29 |
11,15 |
0,34 |
13,60 |
0,29 |
22,30 |
0,06 |
14,50 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,78 |
30,00 |
0,70 |
28,00 |
0,52 |
40,00 |
0,24 |
60,00 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,40 |
53,84 |
1,76 |
70,40 |
0,18 |
13,84 |
0,03 |
7,75 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,05 |
1,77 |
0,04 |
1,76 |
0,04 |
2,76 |
0,01 |
2,50 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,02 |
0,92 |
0,032 |
1,28 |
0,03 |
2,46 |
0,03 |
7,75 |
Прочие неналоговые доходы |
0,08 |
2,88 |
0,03 |
1,16 |
0,20 |
15,38 |
0,00 |
1,00 |
Рис. 2.6. Состав неналоговых поступлений, млрд. руб.
Анализ показал, что структура неналоговых поступлений, имеет нестабильный характер. Доля поступления от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в структуре неналоговых доходов бюджета Иркутской области, занимают, в среднем 36,45%. Доля платежей за использование природными ресурсами, в структуре доходов в среднем 39,5%.
Денежные взыскания от штрафов, санкций, возмещения ущерба увеличились с 0,024 млрд. руб. в 2009 году до 0,032 млрд. руб. в 2011 году объем сохранился на уровне 2010 года, а за 4 месяца 2012 года снизились до 0,031 млрд. руб.
Удельный вес доходов от продажи материальных и нематериальных активов за исследуемый период увеличился на с 1,77% до 2,76%. Доля доходов от использования имущества муниципальной собственности за исследуемый период составляет в среднем 15,38%.
Анализ динамики неналоговых поступлений бюджета Иркутской области представлен в таблице 2.7 и на рисунке 2.7
Таблица 2.7
Динамика неналоговых поступлений бюджета Иркутской области
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
За 4 месяца 2012 года | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Неналоговые доходы |
2,60 |
100,00 |
2,5 |
96,15 |
1,3 |
52,00 |
0,40 |
30,76 |
Доходы от использования имущества муниципальной собственности |
0,29 |
100,00 |
0,34 |
117,24 |
0,29 |
85,30 |
0,06 |
20,00 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,78 |
100,00 |
0,7 |
89,74 |
0,52 |
74,30 |
0,24 |
46,15 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,40 |
100,00 |
1,76 |
125,74 |
0,18 |
10,20 |
0,03 |
17,20 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,05 |
100,00 |
0,04 |
95,65 |
0,04 |
81,81 |
0,01 |
27,70 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,02 |
100,00 |
0,03 |
133,30 |
0,03 |
100,00 |
0,03 |
96,87 |
Прочие неналоговые доходы |
0,08 |
100,00 |
0,03 |
38,60 |
0,20 |
689,65 |
0,00 |
2,00 |
Одним из основных источников формирования доходной части бюджета являются поступления доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В 2009 году доходы от оказания платных услуг составили 1,4 млрд. руб., в 2010 году возросли до 1,76, но в 2011 году снизились до 0,18 млрд. руб., а за 4 месяца 2012 года они составили 0,031 млрд. руб., также удельный вес снизился с 70,40% до 7,75%.
Анализ динамики неналоговых поступлений по данной статье показывает рост, в среднем – 51%.
Рис. 2.7. Динамика неналоговых поступлений бюджета Иркутской области
Доходы от платежей за пользование природными ресурсами находятся на третьем месте по удельному весу в доходной части неналоговых доходов. Поступление доходов от платежей за пользование природными ресурсами находятся на втором месте по удельному весу в доходной части неналоговых доходов составили в 2009 году – 0,78 млрд. руб., в 2010 – 0,7 млрд. руб., в 2011 – 0,52 млрд. руб., 4 месяца 2012 года – 0,24 млрд. руб. Темп роста составил в 2010 году составлял 89,74%, в 2011 – 74,3%
Штрафы, санкции, возмещение ущерба имеет рост в неналоговых поступлениях с 0,92% до 7,75%. В 2010 году поступило 0,032 млрд. руб., что составило 1,28%. План выполнен на 106,98%. В 2011 году поступило 0,032 млрд. руб. что составило 2,46%. План исполнен на 124,9%. За 4 месяца 2012 года поступило 0,031 млрд. руб. Темп роста штрафов и санкций – 133,3% в 2010 и 100% в 2011 году.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственность (продажа муниципального имущества, аренда имущества, аренда). Поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составили в 2009 году – 0,29 млрд. руб., в 2010 – 0,34 млрд. руб., в 2011 году – 0,2 млрд. руб., за четыре месяца 2012 года 0,058 млрд. руб.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов имеют удельный все в неналоговых поступлениях от 1,77% до 2,76%. Если в 2009 году доход от реализации материальных и нематериальных активов составил 0,046 млрд. руб., то в 2011 сумма составляет 0,036 млрд. руб., план выполнен на 98,76%, снижение к 2010 году (0,044 млрд. руб.) на 0,002 млрд. руб.
Поступления прочих неналоговых доходов в бюджет Иркутской области с 2009 по 2011 годы составило в сумме 0,304 млрд. руб. и 0,004 млрд. руб. за 4 месяца 2012 года. Удельный вес от 2,88% до 15,38%. Происходит рост поступлений доходов. В 2009 году прочие неналоговые доходы составили 0,1% доходов бюджета. В 2010 году прочих неналоговых доходов поступило 0,029 млрд. руб. План выполнен на 114,03%.
В 2011 году прочих неналоговых доходов поступило 0,2 млрд. руб. что составляет 15,38% неналоговых доходов или 0,22% всех доходов бюджета в 2011 году. План выполнен на 124,51%.
За исследуемый период 2009-01,05,2012 наблюдался рост налоговых и неналоговых поступлений, в том числе прочих неналоговых поступлений в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, анализ показал, что наибольший удельный все в структуре доходов бюджета приходится на налоговые и неналоговые доходы.
По своему материально-вещественному воплощению расходы бюджета субъекта – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций МО Иркутской области субъекта.
Формирование расходов бюджетов субъектов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых, согласно законодательству, должно проходить в очередном финансовом году за счет средств бюджета субъекта. Формирование расходов бюджета субъекта осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств бюджета субъекта
Расходные обязательства субъекта возникают в результате:
1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;
2) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";
3) заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта РФ;
4) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;
5) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.
В соответствии с бюджетной классификацией из бюджетов субъекта финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
3) проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
4) обеспечение реализации региональных целевых программ;
5) формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
12) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной государственной при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовых год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета. Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимается, либо взимается по низким ставкам. Это позволяет решать важные задачи экономического развития территорий, отвечает интересам субъекта хозяйствования, целям финансовой стабильности и укрепления бюджета. Таким образом, расходы бюджетов субъектов являются составной частью государственных расходов в целом и выражает экономические отношения, которые возникают в связи с использованием средств денежного фонда.