Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:19, дипломная работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

1 БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Бюджетная система РФ 6
1.2 Бюджет субъекта РФ: доходы, расходы и сбалансированность 12
1.2.1 Доходы регионального бюджета 13
1.2.2 Расходы регионального бюджета 21
1.2.3 Сбалансированность региональных бюджетов 29
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по доходам 38
2.2 Анализ исполнения бюджета Иркутской области по расходам 48
2.3 Оценка сбалансированности бюджета Иркутской области 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 59

Файлы: 1 файл

Панфилов.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

Дипломная работа

 

 

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ»: ДОХОДЫ, РАСХОДЫ  
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

 

 

 

 

 

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Совершенствование финансовых отношений между федеральными, региональными и местными органами власти является одним из ключевых факторов экономического и политического развития России. Эти отношения не только связывают воедино бюджетную систему государства, но и обеспечивают ее эффективное функционирование за счет достижения для всех регионов уровня бюджетной обеспеченности.

Региональные бюджеты  – центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в  большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков) – местными бюджетами.

В последнее время наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным.

Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния  и использования расширяется.

Бюджеты субъектов РФ один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности коммунального хозяйства развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Объект исследования данной работы является бюджет Иркутской области.

Целью работы является анализ исполнения бюджета Иркутской  области, его сбалансированности и определение ??? .

Цель работы обуславливает необходимость  решения следующих конкретных задач:

1) дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс;

2) рассмотреть основы исполнения бюджета на региональном уровне;

3) проанализировать исполнение бюджета Иркутской области;

4) определить проблемы и пути повышения сбалансированности регионального бюджета.

При написании дипломной  работы использовался большой объем  специальной нормативной и периодической  литературы. Были изучены публикации, посвящённые проблемам сбалансированности бюджета, таких авторов как А. С. Нешитоя1, П. А. Осиповой2 и др.

 

1 бюджет субъекта российской федерации

1.1 Бюджетная система  РФ

Бюджет – это основная составляющая финансов страны, и, следовательно, центральное звено всей финансовой системы. Бюджетный Кодекс РФ понимает бюджет, как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Тем самым выделяется, что бюджет носит двойственный характер, имея как доходную часть, которая является совокупностью финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, так и расходную, представляющую конкретные направления использования бюджетных средств. Понятие «бюджет» раскрывается с другой стороны в следующем определение: бюджет – «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд». Существует иное определение, включающее отчасти два предыдущих, в котором бюджет как экономическая категория – это «совокупность экономических императивных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных фондов денежных средств».3 Как финансовый план, бюджет – это роспись (смета) государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

В статье 6 Бюджетного кодекса  РФ дается следующее определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет государства – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Основными задачами бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

3) государственное регулирование  и стимулирование экономики.

4) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства.

Через него перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта.

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет функции:

1) распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

2) контрольная функция  проявляется в проведении контрольных  мер за процессом формирования  и использования денежных средств  в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

3) Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной частипозволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

4) Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов4.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из:

– федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

– бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местных бюджетов в том числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетов городских и сельских поселений.

Совокупность бюджетов бюджетной системы РФ образует консолидированный бюджет, который определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между ними.5

Функционирование бюджетной  системы основано на следующих основополагающих принципах6:

1. Принцип единства  бюджетной системы Российской  Федерации – означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчётности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности бюджетов, бюджетной системы, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;

3. Принцип самостоятельности бюджетов – означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

Информация о работе Бюджет субьекта Российской федерации "Иркутская область": доходы, расходы и обеспечение сбалансированности