Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – построение бюджетной системы Российской Федерации.
Объект исследования – бюджетная система Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотрение основ бюджетного устройства Российской Федерации, ее структуры, принципов бюджетной системы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……………..…...3
§ 1. Бюджетная система Российской Федерации …….……………………….......3
§ 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….......10
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы………………...…………………………........21

Файлы: 1 файл

реферат государственные и муницип. финансы.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РФ

ГОУВПО  «Челябинский государственный университет»

Институт  Экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра Экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему: Бюджетная система Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент гр. 26 УС-401

                                                                         Варданян Е.Ю.

                                                                          Проверил: преп. Ковалева Е.А.  
 
 

Челябинск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..……………..…...3

§ 1. Бюджетная система Российской Федерации …….……………………….......3

§ 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….......10

Заключение……………………………………………………………………….....18

Список  используемой литературы………………...…………………………........21

ВВЕДЕНИЕ

     Бюджетная система является одним из важнейших  институтов государства. На протяжении тысячелетий функционирования государства финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают субъектам власти выполнение полномочий и обязательств, возложенных на них.

     В современных условиях бюджетная  система находится в процессе реформирования, что обусловлено  реализацией комплексных реформ федеративных отношений, местного самоуправления, налогообложения, бюджетного процесса.

     В рыночной экономике значительно  возрастает роль бюджета и бюджетной  системы как важнейших инструментов государственного регулирования экономического и социального развития, используя  которые государство способно осуществлять инвестиционно-инновационную поддержку предприятий, влиять на объем и структуру промышленного производства, стимулировать отечественных товаропроизводителей, проводить социальные реформы, выравнивать асимметричное развитие субъектов Российской Федерации.

     Предмет исследования – построение бюджетной системы Российской Федерации.

     Объект  исследования – бюджетная система Российской Федерации.

     Цель исследования – рассмотрение основ бюджетного устройства Российской Федерации, ее структуры, принципов бюджетной системы.

     § 1. Бюджетная система Российской Федерации

     Система финансовой рыночной экономики характеризуется разнообразными денежными отношениями, в которых выделяется сфера обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в этой сфере связана с необходимостью формирования фонда денежных средств в распоряжении органов публичной власти для осуществления деятельности в интересах граждан, субъектов хозяйствования, развития территории государства.

     В соответствии с функциональным назначением  в составе государственных и  муниципальных финансов выделяют бюджеты  субъектов власти, внебюджетные фонды, государственный и муниципальные бюджеты.

     Бюджеты являются финансовой базой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Благодаря бюджетам субъекты власти оказывают активное влияние на экономическое и социальное развитие, на осуществление текущих и стратегических задач, на реализацию государственных, территориальных, отраслевых проблем.

     Бюджет  рассматривается с экономической  и юридических позиций. С экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как юридическая категория бюджет представляет с одной стороны основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, который с другой стороны принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

     Согласно  законодательному определению  понятия, содержащемуся в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Бюджетное устройство Российской Федерации определяется исходя из положений бюджетного кодекса. В состав бюджетного устройства Российской Федерации входят:

  1. бюджетная система РФ;
  2. принципы бюджетной системы РФ;
  3. бюджетная классификация РФ.

     Бюджетная система любого государства зависит  от государственного устройства, которое  определяет административно-территориальное  деление страны, уровня государственной  власти и соответствующие им органы, основы разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Государства принято подразделять на унитарные, федеративные, конфедеративные.

     В унитарных государствах административно-территориальные  образования не могут действовать  автономно от центра; под руководством центрального правительства осуществляются все государственные функции, некоторые полномочия могут быть делегированы территориям, действует единая конституция. Бюджетные системы унитарных государств имеют один или два уровня, что соответствует системе правления – одноуровневой иди двухуровневой, многоуровневой.

     В федеративном государстве действует конституция федерации, члены федерации имеют свои конституции или другие субнациональные законы. Для федерации характерны иерархии органов управления, разграничение полномочий между уровнями власти, институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня власти, органы управления избираются. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех уровней: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

     Государственный (федеральный) бюджет – правовой элемент единой бюджетной системы государства формируется в виде фонда денежных средств, предназначенных для реализации задачи функций, возлагаемых на федеральные органы государственной власти Российской Федерации, ежегодно принимаемого высшим законодательным органом государственной власти.

     Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

     Муниципальный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система определена как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы Российской Федерации представлена на (рис. 1).

     Бюджетная система Российской Федерации выступает  совокупностью:

  • системы бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • системы бюджетных правоотношений;
  • системы участников бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности.

     

       

     

     

       

       

Рис. 1 Структура бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджетная система Российской Федерации включает следующие уровни (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ):

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ);
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые бюджеты, областные бюджеты, городские бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальный фонд обязательного медицинского страхования);
  3. местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и муниципальных поселений.

     В соответствии с Федеральным законом  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформирована двухуровневая система местных бюджетов в трех типах муниципальных образований – городских округах, поселениях, муниципальных районах (рис. 2).

     

     

       

       

       

Рис. 2 Структура системы местных бюджетов

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

     Каждый  субъект РФ имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. При этом использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

     Бюджетным кодексом государственной власти субъектов  РФ предоставлено право выбора между  утверждением бюджета субъекта РФ на три года либо на очередной финансовый год.

     Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Бюджет  муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

     В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     Органами местного самоуправления предоставлено право выбора между утверждением бюджета на три года или на очередной финансовый год.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

     Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются на цели, определенные законодательством РФ.

     Средства  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления на очередной финансовый год и плановый период.

     Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации