Федеральное
агентство по образованию ГОУ
ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
финансов, бюджета
и страхования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дисциплина__Финансы__
Тема
№___17___
Название
темы___Бюджетная система
Российской Федерации__
Челябинск
2008
Содержание
Введение………………………………………………………………..……
….3
ГЛАВА
1. Экономическое содержание бюджетной
системы государства и ее структура в
РФ
- Бюджетная
система и ее структура в РФ. Федеральный
бюджет…….4
- Региональные
и местные бюджеты……………………………………..9
ГЛАВА
2. Принципы бюджетной системы Российской
Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ…………………………………….14
2.2. Межбюджетные
отношения и проблемы их развития
в РФ…………….17
ГЛАВА
3. Перспективы развития межбюджетных
отношений в Российской Федерации
3.1. Анализ
проблем развития межбюджетных
отношений в РФ…………..22
3.2. Технические
параметры бюджета на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов……………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список
использованной литературы…………………………………………..31
Введение
Одним
из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования государств
финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам власти выполнение
возложенных на них функций. Бюджетная
система позволяет осуществлять регулирование
экономических и социальных процессов
в интересах членов общества.
Бюджет,
денежное обращение – это зеркало государства,
барометр его экономического и социального
состояния и политического положения.
В
рыночной экономике, в условиях сузившихся
возможностей государства оказывать
влияние на экономические процессы
в стране, значительно вырастает роль
бюджетной системы как из одного из важнейших
инструментов государственного регулирования
экономики.
Целью
курсовой работы является рассмотрение
экономического содержания бюджетной
системы государства и ее структуры в
РФ, принципов бюджетной системы и перспектив
развития межбюджетных отношений в РФ.
В
первой главе раскрываются особенности
бюджетной системы, ее типы в различных
государствах, также рассматривается
современная структура бюджетной
системы РФ, предоставляется характеристика
ее уровней.
Во
второй главе показываются действующие
в настоящее время принципы бюджетной
системы РФ и выявляются основные
проблемы развития межбюджетных отношений
в России.
В
третьей главе анализируются
предложения по развитию межбюджетных
отношений в РФ и предоставляются
основные характеристики бюджета на 2009-2011
годы.
При
выполнении курсовой работы использовались
книги авторского коллектива, официальные
электронные средства массовой информации
и нормативные документы.
ГЛАВА
1. Экономическое
содержание бюджетной
системы государства
и ее структура в РФ
- Бюджетная
система и ее структура
в РФ. Федеральный бюджет.
Бюджетная система –
это совокупность бюджетов государства,
административно-территориальных образований,
самостоятельных в бюджетном отношении
государственных учреждений и фондов,
основанная на экономических отношениях,
государственном устройстве и правовых
нормах. Бюджетная система является главным
звеном финансовой системы государства.
Построение бюджетной системы зависит
от формы государственного и административного
устройства страны. По степени распределения
власти между центром и административно-территориальными
образованиями все государства подразделяются
на унитарные. федеративные и конфедеративные
[6, с. 102].
Унитарное (единое) государство – это
форма государственного устройства, при
которой административно-территориальные
образования не имеют собственной государственности
или автономии. В стране действует единая
конституция, общая для всех систем права,
и единые органы власти, централизованное
управление экономическими, социальными
и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства
состоит из двух звеньев – государственного
и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное)
государство – это форма государственного
устройства, при которой государственные
образования или административно-территориальные
образования, входящие в государство,
имеют собственную государственность
и обладают определенной политической
самостоятельностью в пределах распределенных
между ними и центром компетенций. Бюджетная
система федеративных государств трехзвенная
и состоит из федерального бюджета, бюджетов
членов федерации (штатов – в США, земель
– в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов
– в Швейцарии, субъектов Федерации –
в России), местных бюджетов. Например,
в США центральное место принадлежит бюджетам
штатов, а общегосударственные функции
(оборона, внешние связи, общее управление)
удовлетворяются за счет федерального
бюджета. В государстве без федерального
разделения есть только государственный
и местные бюджеты. В унитарных государствах
доходы и расходы местных бюджетов не
входят в государственный бюджет, а в федеративных
государствах – не включаются в бюджеты
членов федерации, доходы и расходы которых,
в свою очередь, не входят в федеральный
бюджет.
Конфедеративное (союзное) государство
– это постоянный союз суверенных
государств, созданный для достижения
политических или военных целей.
Бюджет такого государства формируется
из взносов входящих в конфедерацию
государств. У государств – членов конфедерации
- действуют свои бюджетные и налоговые
системы.
Бюджетная система Российской Федерации
состоит из трех уровней [2, ст. 71, ст. 132]:
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов; бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных бюджетов)
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов; местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской
Федерации включает: федеральный бюджет,
21 республиканский бюджет республик в
составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов
и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
один областной бюджет автономной области,
десять окружных бюджетов, автономных
округов и около 29 тысяч местных бюджетов
(районные, городские, поселковые и сельские
бюджеты).
Каждый уровень включает в
себя самостоятельные звенья
бюджетной системы РФ. Бюджеты,
действующие на соответствующих
территориях, объединяются в консолидированные
бюджеты. В законодательстве они
представлены по уровням их
формирования. Консолидированный бюджет
РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ. Он включает федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов
РФ.
Консолидированные
бюджеты не утверждаются законодательными
органами. Это статистический свод
бюджетных показателей, которые характеризуют
доходы и расходы (источники поступлений
средств и направления их использования
по территориям в целом и по отдельным
субъектам РФ).
Консолидированные бюджеты используются:
во-первых, в бюджетном планировании
(нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты);
во-вторых, при анализе формирования и
использования централизованного финансового
фонда страны; в-третьих, при расчетах,
характеризующих различные виды обеспеченности
жителей страны, территорий. В свою очередь
среднебюджетные показатели являются
критериями для сравнительного анализа
состояния отдельных территорий.
Все субъекты Федерации и соответствующие
местные органы власти на основе
федерального законодательства
самостоятельно осуществляют бюджетный
процесс, исходя из государственного и
административно-территориального устройства
своей территории.
Основные функции управления
государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения
ими их обязанностей и финансового
обеспечения общегосударственных мероприятий
формируется централизованный финансовый
фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции
РФ зафиксировано, что в ведении Российской
федерации находятся федеральный бюджет,
федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения
ВВП и созданного национального
дохода страны между отраслями
народного хозяйства, регионами
и социальными слоями населения.
На федеральный бюджет возложено
финансирование общегосударственных
органов власти и управления, мероприятий,
связанных с обеспечением обороноспособности
государства, развитием науки, подготовки
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета – главный
источник финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства,
пионерного освоения новых территориально-производственных
комплексов. Большую роль играет федеральный
бюджет в поддержании и развитии искусства,
культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач
федеральный бюджет в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ и
Налоговым кодексом РФ наделен
федеральными налогами и неналоговыми
доходами. В федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренными
специальными налоговыми режимами: налога
на прибыль организаций – по нормативу
100%; налога на добавленную стоимость –
по нормативу 100%; акцизов на спирт и на
табачную продукцию – по нормативу 100%;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы
– по нормативу 100%; водного налога – по
нормативу 100%; налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья
(газ горючий природный) – по нормативу
100%; налога на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) – по нормативу
95% и т.д. Основные неналоговые доходы федерального
бюджета: таможенные пошлины и таможенные
сборы – по нормативу 100%; плата за негативное
воздействие на окружающую среду – по
нормативу 20%; доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
собственности, доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной
власти РФ, - после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о
налогах, в полном объеме. В доходы федерального
бюджета поступают: прибыль Банка России,
остающаяся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, - по нормативам,
установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Главным источником доходов федерального
бюджета являются налоговые доходы
– более 90%. Наиболее весомые
налоги – налог на добавленную
стоимость и акцизы – более
30% всех доходов бюджета, налог на
прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические операции
– 25%, в их числе главное место занимают
импортные пошлины. Вторую группу составляют
неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы
от государственной собственности, от
продажи, принадлежащего государству
имущества, от реализации государственных
запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Кроме перечисленных выше налоговых и
неналоговых доходов, для покрытия бюджетного
дефицита субъектов РФ используются внутренние
и внешние заимствования. В числе заимствований
на внутреннем финансовом рынке следует
отметить привлечение средств по государственным
краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям
государственного сберегательного займа
(ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных
займов (ОГНЗ) и др.
В соответствии с действующим
в РФ законодательством исключительно
из федерального бюджета финансируются
следующие виды расходов: обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального
собрания РФ, Счетной палаты РФ,
Центральной избирательной комиссии РФ;
функционирование федеральной судебной
системы; национальная оборона и обеспечение
безопасности государства; государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и морского транспорта, атомной энергетики;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного
долга РФ; проведение выборов и референдумов
и т.д.
Спецификой федерального бюджета
является финансирование за счет
этого бюджета общегосударственных
расходов на национальную оборону
и международную деятельность (100%), фундаментальные
научные исследования (95%). Через федеральный
бюджет проходит также финансирование
правоохранительной деятельности (83%),
предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий
составляют 50%. Наибольший объем средств
в расходах федерального бюджета занимают
ассигнования на национальную оборону.
Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные
мероприятия. В объеме общегосударственных
расходов на высшее образование средства
федерального бюджета составляют более
90%, на профессионально-техническое и среднее
специальное образование – более 50%, на
социальную политику – около 40%, на культуру
и искусство – более 20%. Третье место в
расходах федерального бюджета занимают
все возрастающие ассигнования на обслуживание
государственного долга (более 7%).