Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – построение бюджетной системы Российской Федерации.
Объект исследования – бюджетная система Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотрение основ бюджетного устройства Российской Федерации, ее структуры, принципов бюджетной системы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……………..…...3
§ 1. Бюджетная система Российской Федерации …….……………………….......3
§ 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….......10
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы………………...…………………………........21

Файлы: 1 файл

реферат государственные и муницип. финансы.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Финансовый  год для бюджетов бюджетной системы  РФ длится с 1 января по 31 декабря.

     В целях обеспечения достоверности бюджетного планирования, проведения качественного анализа доходов и расходов всех бюджетов, получения полной информационной базы о доходах и расходах для формирования и реализации бюджетно-налоговой политики региона или страны составляются консолидированные бюджеты.

     Консолидированный бюджет − свод бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

     В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке и не являются законом.

     Консолидированный бюджет территории имеет особое значение для регулирования межбюджетных отношений, укрепления самостоятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в условиях перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней.

     Различают следующие виды консолидированных  бюджетов.

  1. Консолидированный бюджет Российской Федерации (рис. 3).

 

     

       
 

Рис. 3 Структура консолидированного бюджета РФ

  1. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
  2. Консолидированный бюджет муниципального района образует бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (рис. 4).

       

     

       
 

Рис. 4 Консолидированный бюджет муниципального района

     Эффективная бюджетная система страны считается  важнейшим фактором устойчивого  экономического роста.

     § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

     Принципы  эффективности построения бюджетной  системы – основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирования этой системы, и бюджетных отношений, закрепленные в действующем законодательстве.

     Бюджетная система Российской Федерации строится на основе следующих принципов.

  1. Принцип единства бюджетной системы – единство бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.
  2. Принцип разграничения доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – закрепление за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
 
  1. Принцип самостоятельности  бюджетов. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему должны иметь собственные источники финансовых ресурсов и право распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями.

     Самостоятельность бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органов местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органов местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджета.

     Реализация  данного принципа предполагает ответственность  органов власти за использование бюджетных ассигнований, и судебную защиту.

  1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, являются недействительными.
  2. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает необходимость обязательного и полного отражения в бюджетах всех поступлений и расходов. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Соблюдение принципа необходимо для проведения финансового контроля исполнения бюджета со стороны законодательных органов.
  3. Принцип сбалансированности бюджета состоит в том, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
  4. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств состоит в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  5. Принцип общего совокупного покрытия расходов – расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся:
  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств из целевых иностранных кредитов;
  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
  • отдельных видов неналоговых доходов, предполагаемых к отражению в бюджете начиная с очередного финансового года.
  1. Принцип прозрачности бюджетов означает:
  • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти и муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа государственной власти (муниципального образования), либо между представительным органом государственной власти (муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
  • стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

     Секретные статьи утверждаются только в составе  федерального бюджета.

  1. Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Соблюдение принципа способствует проведению контроля и борьбы с фальсификацией бюджетных росписей. Принцип предусматривает достоверное отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнения.
  2. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Принцип реализуется при использовании в качестве инструмента адресного финансирования важных общественных федеральных, региональных или местных проблем либо задач института целевой, региональной или общегосударственной бюджетной программы. Контроль за соблюдением субъектами бюджетной деятельности принципа адресности и целевого характера бюджетных средств одно из важнейших направлений государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере.
  3. Принцип подведомственности расходов бюджета – получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от своего главного распорядителя бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель  бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
  4. Принцип единства кассы означает зачисление кассовых поступлений и осуществление кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами своих территорий, операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

     Соблюдение  перечисленных принципов бюджетной  системы позволяет правильно  организовать бюджетный процесс  и обеспечивает исполнение всех функций бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Бюджет  – совокупность всех элементов бюджетной  системы страны. Основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.

     Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере планирования, формирования, распределения, использования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов, в ходе бюджетного процесса, в процессе государственного бюджетного контроля, и в процессе привлечения к ответственности за нарушения законодательства в бюджетной сфере.

     Структура бюджетной системы государства  во многом определятся типом государственного устройства (унитарного или федеративного). Бюджетная система федеративного государства имеет более сложную структуру, чем унитарного.

     Бюджетная система выступает составной  частью финансовой системы Российской Федерации. Главным свойством бюджетной системы Российской Федерации является ее единство. Оно предполагает единство целей и задач существования бюджетов всех трех уровней (федерального, регионального, местного).

     Федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

     Региональный  бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

     Муниципальный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     Бюджетное устройство России закреплено в положениях Бюджетного Кодекса Российской Федерации. В состав бюджетного устройства Российской Федерации включены:

  • бюджетная система РФ;
  • принципы бюджетной системы РФ;
  • бюджетная классификация РФ.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации