Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении соци¬ально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффектив¬ности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономи¬ческого равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 3
1.1. Бюджетная система РФ и ее структура. 3
1.2. Федеральный бюджет. 9
1.3. Региональные и местные бюджеты 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 22
2.2. Межбюджетные отношения 30
2.3. Проблемы развития межбюджетных отношений в РФ 36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
3.1. Межбюджетные отношения: подходы и ориентиры развития 38
3.2. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 году. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении социально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффективности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономического равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетной системы РФ.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы.
Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [1, с. 3]
Однако это определение бюджета не отражает всех его сторон.
В материальном понимании государственный бюджет представляет
собой централизованный в масштабах государства
или административно-
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов и сборов, а также при использовании бюджетного фонда на финансовое обеспечение функций государства, социально-экономические мероприятия и т.д.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой аспект. С позиции законодательного исполнения он рассматривается как финансовый план государства.
Государственный бюджет – это
основной финансовый план образования,
распределения и использования централизованного
денежного фонда государства или административно-
Функции бюджета:
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система.
Бюджетная система – это совокупность
бюджетов государства, административно-
Уровни бюджетной системы России
В настоящее время в России реальностью является трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис. 1.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 г. и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. До 2000 г. действовал ранее принятый закон, регулирующий бюджетное устройство и бюджетный процесс. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Первый уровень — федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняются федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 г. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населения, соответственно утверждался его бюджет.
* В связи с реформой
системы муниципального
Рис. 1.1. Бюджетная система России
Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.
Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федеральною бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). В настоящее время в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны.[7, c. 15]
Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.
Понятие "консолидированный бюджет" было включено в закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса" от 10 октября 1991г. в связи упразднением государственного бюджета, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ ст.165 Минфин РФ обязано составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании.
В частности, при определении величины
нормативов отчислений от регулирующих
налогов в бюджеты субъектов Российской
Федерации и размеров дотаций в расчет
принимаются объемы консолидированных
бюджетов административно-
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь, среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.[10, 57]
Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет — это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении ВВП и НД, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства и т.д. Через федеральный бюджет денежные средства перераспределяются между отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Средства федерального бюджета являются важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным сферам, ускорения НТП.
В ст. 71 Конституции РФ записано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Доходы и расходы федерального бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Для решения возложенных на него функций федеральный бюджет наделен федеральными налоговыми и неналоговыми доходами.
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение федеральных органов власти РФ. [5, с. 56]
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 8%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — 31%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые доходы — 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др.
[12]
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с действующим законодательством РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: