Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении соци¬ально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффектив¬ности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономи¬ческого равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 3
1.1. Бюджетная система РФ и ее структура. 3
1.2. Федеральный бюджет. 9
1.3. Региональные и местные бюджеты 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 22
2.2. Межбюджетные отношения 30
2.3. Проблемы развития межбюджетных отношений в РФ 36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
3.1. Межбюджетные отношения: подходы и ориентиры развития 38
3.2. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 году. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ1.docx

— 307.17 Кб (Скачать)

Одно из направлений, которым Министерство финансов собирается заняться в ближайшее время – более справедливая оценка расходных обязательств субъектов РФ для использования при расчете трансфертов. Сейчас центр «выравнивает» регионы по доходам на душу населения. Но возникает вопрос, насколько эффективна созданная в регионе бюджетная сеть? Оценить эту ситуацию непросто, безусловно, необходимо учитывать территориальный фактор, плотность городского и сельского населения, множество других факторов. Анализ сложившейся в субъекте федерации структуры расходов, учет ее при расчете межбюджетных трансфертов, внедрение стимулов для оптимизации расходов регионов – глобальная задача, которая будет стоять, в том числе, при подготовке новой концепции межбюджетных отношений на 2009–2013 гг., которую Министерство финансов разработал.

Реализация необходимых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить завершение в целом процесса системного реформирования межбюджетных отношений, создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1.  Межбюджетные  отношения: подходы и ориентиры развития

Становление и развитие подлинно федеративного российского государства, формирование рыночной экономики потребовали принципиального изменения содержания и форм межбюджетных отношений.

Системное совершенствование межбюджетных отношений осуществляется с 1999 года. Среди основных концептуальных документов Правительства РФ в этой сфере следует отметить Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах и Концепцию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года. Совершенствование межбюджетных отношений осуществлялось в соответствии с положениями бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующих годах. [4, с. 11]

Направления повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

  • продолжение работы по приведению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствие с разграничением полномочий;

  • формирование новых стимулов к увеличению доходной базы субфедеральных бюджетов;

  • совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

  • формирование нового качества финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов.

Продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

  • закрепление положения о замене дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований не только от налога на доходы физических лиц;

  • передача части налоговых доходов бюджетов субъектов российской федерации бюджетам муниципальных районов;

  • введение норм, позволяющих формировать фонды финансовых резервов и их размещение в надежные и высоколиквидные активы;

  • закрепление за субъектами российской федерации на долгосрочной основе права устанавливать в определенных законом пределах иные единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений и муниципальных районов;

  • введение норм, предусматривающих закрепление дополнительных нормативов отчислений от налогов взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на среднесрочную перспективу либо в рамках трехлетнего бюджета;

  • совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований;
  • совершенствование предоставления субсидий из федерального бюджета путем консолидации отдельных узконаправленных каналов предоставления данных средств;

  • совершенствование методики распределения средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов российской федерации, одним из направлений которого является уменьшение доли средств компенсационного характера;

  • совершенствование предоставления средств инвестиционного характера бюджетам субъектов российской федерации по двум направлениям: финансирование программ модернизации отдельных отраслей и инфраструктурное обеспечение крупных бизнес-проектов;

  • предоставление субъектам российской федерации права утверждения на плановый период нераспределенного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в установленных законом размерах.

Консолидация отдельных узконаправленных каналов предоставления средств федерального бюджета с целью стимулирования модернизации соответствующих отраслей социальной сферы:

    • объединение ряда субсидий в рамках одной отрасли, преимущественно в одну – на осуществление программ модернизации соответствующей отрасли в целом;
    • оценка достижения целевых значений показателей на каждом этапе финансирования, финансирование на следующих этапах – с учетом результатов такой оценки;
    • возможность для главных распорядителей средств федерального бюджета осуществлять перераспределение межбюджетных трансфертов в соответствии с достижением целевых значений показателей качества бюджетных услуг.

 

 

 

 

3.2. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 году.

В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственных доходов – это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

В 2013 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2013 года, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

При передаче указанных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты операции с этими межбюджетными трансфертами учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять в 2013 году на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Установить, что территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять в 2013 году на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством. [13]

 

 

 

 

 

 

 

Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации

 

Наименование субъекта Российской Федерации и наукограда Российской Федерации

(тыс. рублей)

Сумма

1

2

Алтайский край

117 212,0

в том числе

 

г. Бийск

117 212,0

Калужская область

57 010,4

в том числе

 

г. Обнинск

57 010,4

Московская область

262 388,4

в том числе

 

г. Дубна

39 160,8

г. Королев

100 390,2

г. Протвино

20 283,6

г. Пущино

11 304,7

г. Реутов

48 302,0

г. Фрязино

30 506,5

г. Черноголовка

12 440,6

Новосибирская область

7 031,6

в том числе

 

п. Кольцово

7 031,6

Тамбовская область

52 791,4

в том числе

 

г. Мичуринск

52 791,4

город Москва

22 825,8

в том числе

 

г. Троицк

22 825,8

Нераспределенный резерв

57 443,1

ВСЕГО

576 702,7


[14]

Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 году - 102,3 млрд. рублей (3,7 млрд. долл. США). Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте.

В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2013 году на 17,4% по сравнению с 2012 годом.

Приоритетами долговой политики в 2013 году в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.

Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной курсовой работы достигнута. В ходе работы были изучены сущность и особенности  бюджетной системы. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные.

Были рассмотрены действующие в настоящее время принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

В последней части работы, были рассмотрены официальные предложения по развитию межбюджетных отношений.

Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации; укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе; создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы; введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности; обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации