Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении соци¬ально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффектив¬ности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономи¬ческого равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 3
1.1. Бюджетная система РФ и ее структура. 3
1.2. Федеральный бюджет. 9
1.3. Региональные и местные бюджеты 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 22
2.2. Межбюджетные отношения 30
2.3. Проблемы развития межбюджетных отношений в РФ 36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
3.1. Межбюджетные отношения: подходы и ориентиры развития 38
3.2. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 году. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Одно из направлений, которым Министерство финансов собирается заняться в ближайшее время – более справедливая оценка расходных обязательств субъектов РФ для использования при расчете трансфертов. Сейчас центр «выравнивает» регионы по доходам на душу населения. Но возникает вопрос, насколько эффективна созданная в регионе бюджетная сеть? Оценить эту ситуацию непросто, безусловно, необходимо учитывать территориальный фактор, плотность городского и сельского населения, множество других факторов. Анализ сложившейся в субъекте федерации структуры расходов, учет ее при расчете межбюджетных трансфертов, внедрение стимулов для оптимизации расходов регионов – глобальная задача, которая будет стоять, в том числе, при подготовке новой концепции межбюджетных отношений на 2009–2013 гг., которую Министерство финансов разработал.
Реализация необходимых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить завершение в целом процесса системного реформирования межбюджетных отношений, создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Становление и развитие подлинно федеративного российского государства, формирование рыночной экономики потребовали принципиального изменения содержания и форм межбюджетных отношений.
Системное совершенствование межбюджетных отношений осуществляется с 1999 года. Среди основных концептуальных документов Правительства РФ в этой сфере следует отметить Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах и Концепцию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года. Совершенствование межбюджетных отношений осуществлялось в соответствии с положениями бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующих годах. [4, с. 11]
В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственных доходов – это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
В 2013 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2013 года, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
При передаче указанных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты операции с этими межбюджетными трансфертами учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства.
Территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять в 2013 году на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установить, что территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять в 2013 году на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством. [13]
Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации и наукограда Российской Федерации |
(тыс. рублей) |
Сумма | |
1 |
2 |
Алтайский край |
117 212,0 |
в том числе |
|
г. Бийск |
117 212,0 |
Калужская область |
57 010,4 |
в том числе |
|
г. Обнинск |
57 010,4 |
Московская область |
262 388,4 |
в том числе |
|
г. Дубна |
39 160,8 |
г. Королев |
100 390,2 |
г. Протвино |
20 283,6 |
г. Пущино |
11 304,7 |
г. Реутов |
48 302,0 |
г. Фрязино |
30 506,5 |
г. Черноголовка |
12 440,6 |
Новосибирская область |
7 031,6 |
в том числе |
|
п. Кольцово |
7 031,6 |
Тамбовская область |
52 791,4 |
в том числе |
|
г. Мичуринск |
52 791,4 |
город Москва |
22 825,8 |
в том числе |
|
г. Троицк |
22 825,8 |
Нераспределенный резерв |
57 443,1 |
ВСЕГО |
576 702,7 |
[14]
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 году - 102,3 млрд. рублей (3,7 млрд. долл. США). Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте.
В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2013 году на 17,4% по сравнению с 2012 годом.
Приоритетами долговой политики в 2013 году в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.
Цель данной курсовой работы достигнута. В ходе работы были изучены сущность и особенности бюджетной системы. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные.
Были рассмотрены действующие в настоящее время принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
В последней части работы, были рассмотрены официальные предложения по развитию межбюджетных отношений.
Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации; укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе; создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы; введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности; обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.