Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении соци¬ально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффектив¬ности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономи¬ческого равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 3
1.1. Бюджетная система РФ и ее структура. 3
1.2. Федеральный бюджет. 9
1.3. Региональные и местные бюджеты 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 22
2.2. Межбюджетные отношения 30
2.3. Проблемы развития межбюджетных отношений в РФ 36
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
3.1. Межбюджетные отношения: подходы и ориентиры развития 38
3.2. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 году. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ1.docx

— 307.17 Кб (Скачать)

Кроме того, средства федерального бюджета совместно со средствами региональных и местных бюджетов используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, таких как:

  • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, связи;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • ПИОКР;
  • обеспечение социальной зашиты населения;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение охраны окружающей среды;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

[12]

В целях обеспечения условий для формирования и исполнения Федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс РФ.

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.  Остальные госпрограммы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 г.

 

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Показатель

2012 г.

(закон с учетом изменений)

Прогноз

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Всего источников

68,1

991,9

459,7

92,2

Государственные заимствования, всего

842,1

1 376, 3

1 248, 7

711,4

в том числе:

       

привлечение

1 519,9

2 063,8

1 908,9

1 688,7

погашение

-677, 8

-687.6

-660,2

-977,3

приватизация

300,0

380,0

475,0

385,0

Иные источники

-1 074,0

-764,4

-1 264,0

-1 004,2


 [2, с. 21]

Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.

 

    1. Региональные и местные бюджеты

Центральное звено территориальных бюджетов — региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
  • акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60%;
  • акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100%;
  • акцизов на пиво — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5%;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30%;
  • сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

  • 20% зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;
  • 80% распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;
  • платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, — по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. [6, 23]

Расходы бюджета субъекта РФ — это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ.

Главное направление использования средств региональных бюджетов — финансирование социальной и производственной инфраструктуры. Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 Бюджетного кодекса РФ).

Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • реализация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

В региональных бюджетах высока доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, которая достигает 26% общих расходов. [5, 67]

Обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовая база местных органов власти — их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.. [9, 25 

Органы государственной власти субъектов РФ, оказывая поддержку местным органам власти, ориентируют их на собственные силы, однако эффективные механизмы управления муниципальной экономикой, адекватные современным задачам, только начинают формироваться.

Если одну из своих задач власти городских округов, районов и поселений видят в увеличении доходов местного бюджета, то им необходимо привести финансово-экономические службы своих администраций в состояние, позволяющее достичь этого, иными словами, надо заниматься мобилизацией доходов. Работа в данном вопросе должна идти по двум направлении.

Первое направление представляет собой налаживание и укрепление взаимодействия властей муниципальных районов и городских округов с региональными властями по укреплению экономик муниципальных образований, т.е. увеличения налогового потенциала территорий. Для этого необходимо организовать работу по развитию инвестиционной деятельности, которая для местных властей должна стать одним из ключевых элементов их деятельности.

На региональном уровне должна быть сформирована стратегия по определению территорий (районов и городских округов), где было бы целесообразнее развивать новые производства. Поскольку бюджет отражает состояние экономики, то сглаживать бюджетные проблемы слабых муниципальных районов и городских округов необходимо именно через укрепление их экономик, что позволяет достичь одинакового уровня обеспеченности собственными доходами на душу населения и снизить остроту проблем не только этих дотационных муниципальных образований, но и самого субъекта РФ. Ведь нет смысла увеличивать доходную базу в недотационных образованиях через «неконтролируемые» инвестиционные проекты, поскольку изъять дополнительные доходы этих территорий субъект РФ практически не может. Целесообразнее реализовывать инвестиционные проекты в дотационных образованиях, тем самым увеличивая их налоговый потенциал и снижая нагрузку на региональный бюджет благодаря уменьшению объемов помощи для них.

Второе направление мобилизации доходов – это повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов, которое должно представлять системную работу по поиску скрытых резервов.

Основные налоговые доходные источники бюджетов городских округов, районов и поселений, как известно – налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, налог на землю, на имущество физических лиц и сельхозналог. Так складывается, что эти налоговые доходы не входят в приоритет работы районных налоговых инспекций, так как у них основная задача – сбор НДС, налога на прибыль, на добычу общераспространенных ископаемых, различных акцизов и т.д.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации