Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54
Бюджетная система РФ
Вариант 7
Содержание
Введение 3
1. Государственные социальные внебюджетные фонды как основа обеспечения защиты населения 6
1.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий 6
1.2 Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов 12
2. Пенсионный фонд и его правовые основы 21
2.1 Особенности функционирования Пенсионного фонда 21
2.2 Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации 24
2.3 Управление Пенсионным фондом Российской Федерации 30
3. Фонд социального страхования: источники формирования и направления использования средств 33
3.1 Основные задачи фонда социального страхования и правовые основы функционирования 33
3.2 Источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования 36
4. Фонды обязательного медицинского страхования: правовой статус, организационная структура 43
4.1 Правовой статус фондов обязательного медицинского страхования 43
4.2 Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования 45
4.3 Организационная структура Фонда обязательного медицинского страхования 50
Заключение 53
Литература 54
Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
В рамках социальной политики, проводимой
государством, можно выделить систему
обязательных гарантий по обеспечению
граждан в старости, в случаях
болезни, инвалидности, потери работы,
а также малообеспеченных семей.
Эта система гарантий, а также
правовое регулирование взаимоотношений
работодателей и работников, защита
прав последних составляют понятие
социальной защиты. В свою очередь,
система мер по непосредственному
материальному обеспечению
Несмотря
на создание в России механизма социальной
защиты, призванного ликвидировать
подобные диспропорции, в последнее
время все более очевидными становятся
изъяны и недостатки в формировании
механизмов социального страхования,
которые носят характер системных
принципиальных просчетов, что в
итоге блокирует дальнейшее развитие
института социального
Перед нашей
страной стоит неотложная задача
продолжения курса
Определение
перспектив развития системы социального
страхования и ее финансового
обеспечения является одной из наиболее
актуальных проблем в настоящее
время. Реализация основных принципов
социального страхования в
Анализ
направлений и результатов
Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском путей повышения эффективности социальной политики и достижения социальной стабильности в процессе модернизации российского общества.
Социальное обеспечение может быть основано на механизме:
1) социального
страхования,
2) социальной
помощи, предусматривающей прямое
бюджетное финансирование, направленное
на доведение доходов
Таблица 1.
Сравнительная характеристика
социального страхования и
Признаки для сравнения |
Социальная помощь |
Социальное страхование |
Источники финансирования |
Финансируется за счет бюджетов разных уровней |
Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возможным участием государства |
Степень охвата лиц, нуждающихся в социальном обеспечении |
В соответствии с законодательством выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся после обследования их материального состояния |
Так как участие в социальном страховании обязательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудящихся и членов их семей |
Основание для получения выплат по социальному обеспечению |
Цель предоставления помощи - доведение уровня доходов граждан до определенного прожиточного минимума с учетом ряда факторов (размер семьи, обязательные выплаты и т.п.). При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц |
Право лица на пособие, как правило, основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости |
Степень зависимости размеров выплат по социальному обеспечению от прежних заработков |
Размер пособия и другие формы помощи не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни |
Уровень взносов и выплат прямо связан с его прежним и настоящим заработком |
В общей
системе социальной защиты может
превалировать социальное страхование
(бисмарковская модель) или социальная
помощь (бевериджская модель). Бисмарковская
модель основана на страховом механизме,
при котором основной целью является
полная или частичная компенсация
потери трудового дохода. Ее название
связано с историей возникновения
социального страхования в
Преимущества
социального страхования (бисмарковской
модели) в том, что преодолевается
принцип остаточного бюджетного
финансирования социальных расходов,
стимулируется трудовая деятельность
(выплаты по социальному страхованию
будут тем выше, чем выше трудовой
стаж и заработная плата), есть возможность
увеличения социальных выплат за счет
инвестирования временно свободных
средств в фондах социального
страхования. Но эти преимущества бисмарковской
модели в полной мере действуют при
благоприятном соотношении
В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Например, системы МесИсаге (Медицинское обслуживание) и МейаШ (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих граждан.
Классическая
форма организации социального
страхования предполагает создание
на конкурентных началах специальных
страховых организаций (больничных
касс), которые полностью контролируют
движение средств по социальному
страхованию с момента уплаты
страховых платежей работодателями
(последние выступают также
Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности наступления события, связанного с утратой заработка. Как правило, законодательством размер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном соотношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».
Таким образом, социальное страхование — это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.
В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Социальное
страхование делится на виды в
зависимости от сочетания указанных
рисков, такое деление дифференцируется
по странам. Например, во многих европейских
государствах в рамках социального
страхования на случай временной
утраты трудоспособности в результате
общего заболевания предусмотрена
также оплата медицинских услуг,
страхование на случай инвалидности
может быть выделено в отдельный
вид социального страхования. В
Норвегии отказались от обязательного
социального страхования на случай
временной нетрудоспособности —
законодательством
В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования: