Бюджетная система Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54

Файлы: 1 файл

1_Бюджетная система РФ Вариант7___Контрольная работа.docx

— 1,002.62 Кб (Скачать)

Бюджетная система РФ

 

Вариант 7

 

  1. Государственные социальные внебюджетные фонды как основа обеспечения защиты населения.
  2. Пенсионный фонд и его правовые основы.
  3. Фонд социального страхования: источники формирования и направления использования средств.
  4. Фонды обязательного медицинского страхования: правовой статус, организационная структура.

 

Содержание

Введение 3

1. Государственные социальные внебюджетные фонды как основа обеспечения защиты населения 6

1.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий 6

1.2 Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов 12

2. Пенсионный фонд и его правовые основы 21

2.1 Особенности функционирования Пенсионного фонда 21

2.2 Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации 24

2.3 Управление Пенсионным фондом Российской Федерации 30

3. Фонд социального страхования: источники формирования и направления использования средств 33

3.1 Основные задачи фонда социального страхования и правовые основы функционирования 33

3.2 Источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования 36

4. Фонды обязательного медицинского страхования: правовой статус, организационная структура 43

4.1 Правовой статус фондов обязательного медицинского страхования 43

4.2 Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования 45

4.3 Организационная структура Фонда обязательного медицинского страхования 50

Заключение 53

Литература 54

 

 

Введение

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых  технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами  защиты от таких рисков на основе договоров  личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной  деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать  на себя обязанность по гарантии компенсации  последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему  обязательных гарантий по обеспечению  граждан в старости, в случаях  болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также  правовое регулирование взаимоотношений  работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие  социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному  материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в  рамках этой защиты составляет понятие  социального обеспечения.

Несмотря  на создание в России механизма социальной защиты, призванного ликвидировать  подобные диспропорции, в последнее  время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных  принципиальных просчетов, что в  итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Поскольку Россия в настоящее  время находится в самом начале трудного пути формирования по-настоящему социального общества, проблемы функционирования системы социального страхования  и ее финансового обеспечения  должны стоять «во главе угла»  при реализации основных социально-экономических  задач государства.

Перед нашей  страной стоит неотложная задача продолжения курса экономического роста, осуществить которую невозможно без включения социального фактора, то есть человека, работника, с его способностями и потребностями. Именно социальная сфера должна инициировать экономический рост, а развитая система социального страхования позволяет решить часть этой проблемы. В частности, на мой взгляд, необходимо продолжить создание комплексной системы социального страхования, обеспечивающей достаточный уровень социальной защиты населения.

Определение перспектив развития системы социального  страхования и ее финансового  обеспечения является одной из наиболее актуальных проблем в настоящее  время. Реализация основных принципов  социального страхования в настоящее  время возложена на такие государственные  внебюджетные социальные фонды, как  Пенсионный фонд России, Фонд социального  страхования, а также Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования. Эти фонды  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки  в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Анализ  направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее  время существенно в связи  с необходимостью целенаправленного  решения социальных проблем, финансируемых  за счет этих фондов. Специализированный Федеральный закон о внебюджетных социальных фондах отсутствует. Эта  проблема разработана еще недостаточно. Таким образом, очевидна необходимость  изучения и выяснения роли указанных  фондов в решении социальных задач.

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.

В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
  • определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;
  • определить перспективы развития и пути совершенствования деятельности государственных внебюджетных фондов.

Актуальность  выбранной темы обусловлена поиском  путей повышения эффективности  социальной политики и достижения социальной стабильности в процессе модернизации российского общества.

 

 

  1. Государственные социальные внебюджетные фонды как основа обеспечения защиты населения

    1. Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий

Социальное  обеспечение может быть основано на механизме:

1) социального  страхования, предусматривающего  создание страховых фондов и  ориентированного на работающих  граждан и членов их семей,  и 

2) социальной  помощи, предусматривающей прямое  бюджетное финансирование, направленное  на доведение доходов малоимущих  граждан до прожиточного минимума. Отличия социального страхования  и социальной помощи приведены  в табл. 1.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи

Признаки для сравнения

Социальная помощь

Социальное страхование

Источники финансирования

Финансируется за счет бюджетов разных уровней

Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых  на основе взносов работодателей  и работников, с возможным участием государства

Степень охвата лиц, нуждающихся  в социальном обеспечении

В соответствии с законодательством  выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся  после обследования их материального  состояния

Так как участие в социальном страховании  обязательно, то социальное обеспечение  охватывает практически всех трудящихся и членов их семей

Основание для получения  выплат по социальному обеспечению

Цель предоставления помощи - доведение  уровня доходов граждан до определенного  прожиточного минимума с учетом ряда факторов (размер семьи, обязательные выплаты и т.п.). При оценке нуждаемости  учитываются доходы и размеры  собственности соответствующих  лиц

Право лица на пособие, как правило, основывается на записях о получении взносов  без учета нуждаемости

Степень зависимости размеров выплат по социальному обеспечению  от прежних заработков

Размер пособия и другие формы  помощи не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни

Уровень взносов и выплат прямо  связан с его прежним и настоящим  заработком


В общей  системе социальной защиты может  превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская  модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация  потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения  социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Беверид-жа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил  комплекс мероприятий по борьбе с  бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение  прожиточного минимума.

Преимущества  социального страхования (бисмарковской  модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию  будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность  увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных  средств в фондах социального  страхования. Но эти преимущества бисмарковской  модели в полной мере действуют при  благоприятном соотношении числа  работающих и лиц, получающих выплаты  по социальному страхованию. При  неблагоприятном изменении такого соотношения (что и происходит в  последнее время в большинстве  стран мира) должны либо увеличиваться  взносы на социальное страхование, либо снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель изначально предполагает меньшие по объему государственные  гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.

В отдельных  странах, например в США, термин «социальное  страхование» используется с некоторой  долей условности, поскольку администрирование  взносов на социальное страхование  не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию  осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Например, системы МесИсаге (Медицинское обслуживание) и МейаШ (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих граждан.

Классическая  форма организации социального  страхования предполагает создание на конкурентных началах специальных  страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному  страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), капитализацию  временно свободных денежных средств  и выплаты социальных пособий, а  также оплату предоставленных медицинских  услуг. Больничные кассы применяют  систему скидок или надбавок в  зависимости от частоты наступления  страховых событий, конкурируют  на основе выбора схем инвестирования резервов и временно свободных денежных средств. В конечном счете такая  организация социального страхования  оказывается менее затратной, чем  тогда, когда управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государственные  органы (например, во Франции). В некоторых  странах, так же, как это было в  СССР, средствами социального страхования  управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание  негосударственной формы управления с функциями по реализации государственных  гарантий достигается на основе четко  организованной системы государственного контроля, а также использования  механизма бюджетных субсидий в  периоды финансовой неустойчивости системы социального страхования.

Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности  наступления события, связанного с  утратой заработка. Как правило, законодательством размер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном соотношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

Таким образом, социальное страхование — это  механизм социальной защиты, который  предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных  государством социальных выплат, предназначенных  для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после  потери кормильца.

В соответствии с требованиями Международной организации  труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной  системы. Риски, подлежащие социальному  страхованию, включают в себя: необходимость  получения медицинской помощи; временную  нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или  нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное  страхование делится на виды в  зависимости от сочетания указанных  рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских  государствах в рамках социального  страхования на случай временной  утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотрена  также оплата медицинских услуг, страхование на случай инвалидности может быть выделено в отдельный  вид социального страхования. В  Норвегии отказались от обязательного  социального страхования на случай временной нетрудоспособности —  законодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат.

В целом  в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

  • пенсионное страхование;
  • страхование на случай безработицы;
  • страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации