Бюджетная система Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54

Файлы: 1 файл

1_Бюджетная система РФ Вариант7___Контрольная работа.docx

— 1,002.62 Кб (Скачать)

Финансовые  средства ФФОМС находятся в государственной  собственности РФ, и не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

В бюджетном  законодательстве фонды обязательного  медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время  как в Законе РФ «О медицинском  страховании граждан Российской Федерации» Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов – в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

К правовым актам, регулирующим формирование и  использование фондов обязательного  медицинского страхования (так же, как  и других внебюджетных фондов), относятся  Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

    1. Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Доходная  часть Федерального фонда обязательного  медицинского страхования с 2001 г. формируется  за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого социального налога является основным видом доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (например, в 2004 г. - 96,8% общей  суммы доходов). Порядок расчета  сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для  Пенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г. основная ставка единого социального  налога, зачисляемого в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%.

Относительно  небольшой удельный вес в доходах  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных  денежных средств и нормированного страхового запаса. В соответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются  в банковские депозиты и высоколиквидные  государственные ценные бумаги.

В качестве возможного источника доходов предусмотрены  также средства федерального бюджета  на выполнение федеральных целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования. Вместе с  тем отчетные данные об исполнении бюджетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такие средства в  бюджет Фонда не поступали.

Наибольший  удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования, включая  нормированный страховой запас. Решение о предоставлении средств  в соответствии с данными расходами  принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.

За счет средств Федерального фонда обязательного  медицинского страхования финансируются  также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа  по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы  на компьютеризацию системы обязательного  медицинского страхования, мероприятия  по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное  сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы  и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Доходы  территориальных фондов формируются  за счет:

  • отчислений от единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
  • отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
  • доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
  • поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
  • поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).

Структура доходов территориальных фондов дифференцируется по различным субъектам  Российской Федерации, в том числе  в зависимости от того, получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В  городе Москве страховые взносы на неработающее население не отражаются в бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, не поступают на счета  этого фонда, а непосредственно  перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования преобладают  поступления единого социального  налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское  страхование неработающего населения. Соотношение между поступлениями  от единого социального налога и  взносами за неработающее население  в последние четыре года в среднем  по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих в отдельных регионах. По оценкам  некоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов за неработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит в проблемных регионах до 70%.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования так же, как и Федеральный  фонд, размещают временно свободные  средства и средства нормированного страхового запаса в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.

Расходы территориальных фондов обязательного  медицинского страхования связаны  с финансированием территориальной  программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских  организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области  здравоохранения.

Основным  направлением расходов территориальных  фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы  обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная  программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в  соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством Российской Федерации в составе Программы  государственных гарантий обеспечения  граждан бесплатной медицинской  помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного  медицинского страхования страховым  медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых  нормативов.

Управленческие  расходы отдельных территориальных  фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут  быть выше, чем в других субъектах  Российской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции  страховщиков.

В состав расходов территориальных фондов обязательного  медицинского страхования входят расходы  на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывает мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования - «Деньги следуют за пациентом».

Движение  средств в системе обязательного  медицинского страхования представлено на рис. 4. Суммы единого социального налога или заменяющих его налоговых платежей при специальных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства, для последующего распределения средств между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств, поступивших от единого социального налога, перечисляет на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются также за счет поступлений из территориальных бюджетов и Пенсионного фонда Российской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

Рис. 4. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

    1. Организационная структура Фонда обязательного медицинского страхования

На рисунке 5 представлена организационная структура Федерального ФОМС.

Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает  аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую  лицензию. Отчет о результатах  этой проверки представляется в Правительство  РФ.

Состав  правления Федерального фонда в  количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.

Правление возглавляет председатель, который  имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда. В состав правления  могут входить представители  федеральных органов законодательной  и исполнительной власти и общественных объединений. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

 

Рисунок 5. Организационная структура ФФОМС  РФ

 

 

Заключение

Пенсионный  фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования  населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными  из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых  фондов. Обоснованная система социального  страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым порядком.

Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств.

Каждый  из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Средства расходуются  на уставную деятельность, обусловленную  социальным назначением фонда. Кроме  того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать  на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Литература

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. 27.07.2010 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 12 .- Ст. 2110.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. 27.07.2010 г.// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 24.- Ст. 1210.
  3. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. № 165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 12.01.2010г.
  4. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 в ред. от 24.07.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [<span class="Body_0020Text__Char" style=" f

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации