Бюджетная система Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54

Файлы: 1 файл

1_Бюджетная система РФ Вариант7___Контрольная работа.docx

— 1,002.62 Кб (Скачать)

Изучение  государственных внебюджетных фондов невозможно без рассмотрения правовой базы их функционирования. Порядок  формирования и использования внебюджетных фондов в России регулируется налоговым  и бюджетным законодательством. Как уже упоминалось, одним из основных правовых актов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов является Бюджетный кодекс РФ, в котором определяются их правовой статус, место в бюджетной системе, порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также основы контроля за их исполнением.

Любой внебюджетный фонд как фонд денежных средств имеет  определенные количественные параметры, определяющие его объем доходов  и расходов, которые отражаются в  бюджетах соответствующего внебюджетного  фонда. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В законе о бюджете фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово-кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или  уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций  по управлению средствами фондов. Для  понимания этого вопроса необходимо знать, что под одним и тем  же термином понимается и государственный  внебюджетный фонд (как фонд денежных средств) и организация, на которую  возложены функции управления его  средствами.

 

 

  1. Пенсионный фонд и его правовые основы

    1.  Особенности функционирования Пенсионного фонда

Пенсионный  фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового  обеспечения защиты граждан от особого  вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного  дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи  — смерти кормильца; для отдельных  категорий трудящихся - длительного  выполнения определенной профессиональной деятельности.

Пенсионный  фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в  состав федерального бюджета, не могут  использоваться на другие цели и изъятию  не подлежат.

Пенсионный  фонд Российской Федерации как самостоятельный  внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение  граждан осуществлялось за счет средств  Государственного бюджета СССР), и  главной причиной возникновения  Пенсионного фонда РФ была необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение  их целевыми, закрепленными за этими  расходами самостоятельными источниками  доходов. Он входит в одно из звеньев  сферы государственных финансов и является основной материальной базой  пенсионной системы Российской Федерации.

В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного  обеспечения существенно изменился  порядок формирования доходов и  направления расходования средств  этого фонда.

Начало  пенсионной реформы принято относить к 1995 г., когда была разработана и  принята Концепция реформы системы  пенсионного обеспечения в Российской Федерации (первый этап реформы), предусматривающая формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат: базовой пенсии, предоставляемой независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности, и трудовой, или страховой, пенсии, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка. Помимо этого были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонификация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и некоторые другие мероприятия.

За период, прошедший после 1995 г., ряд положений  Концепции был реализован, в частности  осуществлен переход на персонифицированный  учет страховых взносов и новый  порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального  коэффициента пенсионера. Вместе с  тем в условиях незавершенности  намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно  изменена.

Так, Программой пенсионной реформы в Российской Федерации (второй этап) предлагалось поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных  пенсий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться  из суммы уплаченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реализованы, в том числе и  из-за финансового кризиса 1998 г. Поэтому  в 2001 г. был принят модифицированный вариант Программы, одобренный Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г. (третий этап реформирования пенсионной системы). Тогда же был принят пакет законов, определяющих новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил и механизм функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в  настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному  страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному  страхованию, имеют право на получение  трудовой пенсии, которое реализуется  в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним  относятся:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • нетрудоспособные граждане.

Трудовые  пенсии в Российской Федерации состоят  из следующих составных частей:

  • базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
  • страховой — дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
  • накопительной — части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход  при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной  частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    1. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации

Выплата пенсии по обязательному пенсионному  страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации  с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты (табл. 2).

Таблица .2

Основные  группы доходов Пенсионного фонда  Российской Федерации и направления  их использования

Пенсии

Источник доходов Пенсионного  фонда Российской Федерации

Части трудовой пенсии

Виды пенсий

По обязательному пенсионному  страхованию

Часть ЕСН, зачисляемая в доход  федерального бюджета

Базовая

По старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ

Страховая

Накопительная

По обязательному пенсионному  обеспечению

Средства федерального бюджета

 

За выслугу лет

По старости

По инвалидности

Социальная пенсия


Доходы  и расходы Пенсионного фонда  Российской Федерации можно условно  разделить на следующие части, связанные  с:

    1. функционированием обязательного пенсионного страхования;
    2. государственным пенсионным обеспечением;
    3. дополнительным пенсионным обеспечением.

В настоящее  время доходы Пенсионного фонда  Российской Федерации формируются  за счет следующих источников:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей  организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • доходов от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основные  показатели характеризующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации  в 2011 году показаны на рисунке 1.


Рис. 1. Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году

Поступления единого социального  налога. Суммы единого социального налога, поступающие из средств федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий, составляют более 43% в общем объеме доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок расчета этого налога общий для всех внебюджетных фондов. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), зачисляемых в доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Основным источником формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации являются обязательные страховые взносы работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством. В 2011 г. на их долю приходится более 45% общего объема доходов, в том числе 38% составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, 7,7% — на выплату накопительной части трудовой пенсии.

До вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ страховые  взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации были отдельным платежом; объект обложения страховыми взносами определялся отдельными правовыми  актами, страховой тариф (ставка) взносов  устанавливался в законодательном  порядке, как правило, один раз в  год. Кроме того, до 2001 г. в качестве одного из источников формирования Пенсионного  фонда Российской Федерации выступали  также страховые взносы работников.

В настоящее  время страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в  систему федеральных налогов  и сборов, которые регулируются Налоговым  кодексом РФ. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 Федерального закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально  возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым  назначением которых является обеспечение  права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию  в размере, эквивалентном сумме  страховых взносов, учтенной на его  индивидуальном лицевом счете.

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации