Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54
Во многих
государствах в формировании фондов
социального страхования
В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.
Принципы
социального страхования в
Организационно-правовыми
формами социального
В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.
Внебюджетные
фонды представляют собой совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении органов государственной
власти и местного самоуправления,
которые не входят в состав бюджетов,
имеют самостоятельные
Особенность
формирования этих фондов состоит в
том, что за расходами фондов, имеющих
узкоцелевую направленность, закрепляются
соответствующие источники
Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т. п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т. п.
Внебюджетные фонды можно классифицировать по следующим критериям (рис. 1).
Рис. 1. Классификация внебюджетных фондов
В федеральных
внебюджетных фондах аккумулируются средства,
необходимые для обеспечения
социально-экономических
Все внебюджетные
фонды помимо общих черт, характерных
для любого финансового фонда, обладают
своими собственными признаками, позволяющими
отделить их от других фондов. В качестве
такого признака неверно использовать
слово «внебюджетные», так как
тогда, по сути, к внебюджетным фондам
можно относить любой финансовый
фонд, не входящий в состав бюджета,
т.е. любой финансовый фонд, функционирующий
«вне бюджета» — отраслевые финансовые
фонды, финансовые фонды организаций
и т.п. В научном же понимании
к внебюджетным фондам как к звену
государственных и
В качестве основного признака, характерного для внебюджетных фондов и отличающего их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет их состав доходов и направления расходования средств, соответствующие названию фонда. В отличие от внебюджетных фондов, средства бюджетов всех уровней обезличиваются и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета. Появление внебюджетных фондов без конкретной целевой направленности, расходы которых дублировали расходы бюджета, как это было распространено в России в 1990-х гг. XX в., экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит распыление средств, уменьшаются возможности маневренного их использования, во-вторых, увеличиваются расходы на управление этими фондами.
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам — это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
В настоящее время и в России в составе государственных финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на:
Объем финансовых
ресурсов, концентрируемых в
В финансовой
системе СССР внебюджетных фондов не
было, их создание в России в начале
1990-х гг. было продиктовано многими
причинами. В условиях кризисной
ситуации вследствие экономической
и финансовой неустойчивости в стране
возникла необходимость
Будучи
автономными от бюджета, они были
предназначены для решения
В настоящее время в Российской Федерации функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения. Бюджетный кодекс определяет внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ). Таким образом, Бюджетный кодекс РФ разрешает формирование только четырех социальных внебюджетных фондов. После введения его в действие созданные во многих субъектах Федерации и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов Российской Федерации либо ликвидированы (в муниципальных образованиях).
Кроме того, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено функционирование Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который был предназначен для финансирования социального обеспечения в случае безработицы; он просуществовал до 2001 г.; в настоящее время финансирование государственной политики занятости населения, в том числе выплата пособий по безработице, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Необходимо
отметить, что в Российской Федерации
до 2001 г. внебюджетные фонды функционировали
на всех уровнях; в том числе и
органы местного самоуправления были
вправе создавать внебюджетные фонды.
В действовавшей тогда редакции
Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» было закреплено право представительных
органов местного самоуправления образовывать
целевые внебюджетные фонды. И в
течение 1990-х гг. было создано большое
количество таких фондов, которые
вместе с местными бюджетами составляли
финансовую базу местного самоуправления.
Однако практика образования этих фондов
была небезупречна, что проявлялось
в бессистемном создании большого количества
внебюджетных фондов, в результате
чего происходило распыление финансовых
ресурсов, имело место нецелевое
использование средств. Кроме того,
были случаи, когда в доходы внебюджетных
фондов зачислялись бюджетные
Объем, состав
источников формирования и направления
расходования внебюджетных фондов предопределяются
характером и масштабностью задач,
для реализации которых они создаются.
К доходам государственных
Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый социальный налог.
Плательщиками
единого социального налога являются
юридические и физические лица, производящие
выплаты гражданам, индивидуальные
предприниматели и адвокаты. Объектом
налогообложения являются вознаграждения
физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым
договорам либо доходы от предпринимательской
деятельности граждан. Ставки единого
социального налога дифференцированы
по регрессивной шкале в зависимости
от размера выплат, производимых в
пользу застрахованных работников. Кроме
того, помимо общих ставок для лиц,
производящих выплаты гражданам, Налоговым
кодексом РФ предусмотрены различные
ставки единого социального налога
для отдельных групп
Единый
социальный налог зачисляется в
доходы федерального бюджета (часть
из них затем направляется в бюджет
Пенсионного фонда РФ на выплату
базовой части трудовой пенсии) и
в доходы государственных внебюджетных
фондов. Распределение налога между
федеральным бюджетом и государственными
социальными внебюджетными
Направления
расходования средств, поступающих
во внебюджетные фонды, обусловливается
назначением фондов. Помимо целевого
использования средств этих фондов
(при этом на конкретную цель указывает
само название фонда: Пенсионный фонд
РФ создан для финансирования расходов
по государственному пенсионному обеспечению
граждан, фонды обязательного