Бюджетная система Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54

Файлы: 1 файл

1_Бюджетная система РФ Вариант7___Контрольная работа.docx

— 1,002.62 Кб (Скачать)
  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих поступлений.

Доходы  и расходы Фонда социального  страхования условно можно разделить на три части (табл. 3):

  1. страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
  2. страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
  3. предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.

Таблица 3

Основные  группы доходов Фонда социального  страхования Российской Федерации  и направления их использования

Группы доходов

Основные виды выплат

Единый социальный налог

  • Пособие по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи
  • Пособие по беременности и родам
  • Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности
  • Пособие при рождении ребенка Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
  • Пособие на погребение
  • Расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей

Страховые взносы на социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания
  • Единовременное пособие
  • Ежемесячное пособие
  • Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией

Средства федерального бюджета

  • Оплата льгот при выплате пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны

Структура доходов Фонда социального страхования  Российской Федерации представлена на рис. 2.

Поступления единого социального налога занимают наибольший удельный вес в доходах  Фонда социального страхования  Российской Федерации. Порядок расчета  сумм единого социального налога, зачисляемого в этот Фонд, в целом  аналогичен порядку, применяемому для  Пенсионного фонда Российской Федерации. Ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального  страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как  и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале  в зависимости от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части  единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации снижена с 4 до 3,2%.

Рис. 2. Структура доходов Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007- 2009 годы

Отчисления  от сельхозналога, единого налога при  упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход  поступают от предпринимателей, юридических  или физических лиц, если их доход  получен от деятельности, на которую  распространяются указанные специальные  налоговые режимы. Процент отчисления от этих налогов в Фонд социального  страхования Российской Федерации  устанавливается налоговым и  бюджетным законодательством.

С 2003 г. у  индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, есть возможность осуществлять добровольные страховые взносы в Фонд социального  страхования Российской Федерации  для получения пособий при  временной нетрудоспособности, а  также по беременности и родам.

Страховые взносы по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Тарифы  взносов по этому виду социального  страхования устанавливаются в  процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях  — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому  договору, и дифференцированы в зависимости  от класса профессионального риска. Класс профессионального риска  для отрасли (подотрасли) экономики  определяется по специальной методике, учитывающей соотношение фактической  величины выплат по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  к фонду оплаты труда в данной отрасли. Органы управления Фондом социального  страхования Российской Федерации  имеют право применять скидки и надбавки к установленным страховым  тарифам в качестве стимула создания работодателями условий, приводящих к  снижению производственного травматизма  и профессиональных заболеваний.

При ликвидации юридических лиц — страхователей  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  они вносят в Фонд социального  страхования Российской Федерации  капитализированные платежи.

Размер  субвенций из федерального бюджета  Фонду социального страхования  Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о  федеральном бюджете на соответствующий  год.

Доходы от размещения временно свободных  денежных средств.

В соответствии с Положением о Фонде социального  страхования Российской Федерации  временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться  в банковские депозиты и ликвидные  ценные бумаги. В  
2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

 

Расходы Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Расходы Фонда в первую очередь связаны  с обязанностью по выплате гарантированных  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в  рамках обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, Фондом возмещаются  расходы на санаторно-курортное  обслуживание работников и членов их семей. По решению комиссии по социальному  страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные  лагеря.

Наибольший  удельный вес в расходах Фонда  социального страхования Российской Федерации (95%) занимают непосредственно  выплаты по социальному страхованию.

Структура расходов Фонда социального страхования Российской Федерации представлена на рис. 3.

Рис.3. Структура расходов Фонда социального страхования Российской Федерации

Размер  пособия по временной нетрудоспособности при общем заболевании и заболевании  члена семьи зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причины заболевания, трудового  стажа.

Пособия на детей, выплачиваемые из Фонда  социального страхования РФ. Размер пособия по беременности и родам  устанавливается в зависимости  от среднемесячного заработка за предшествующий год и срока отпуска  по беременности и родам. Размеры  единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, единовременного  пособия при рождении ребенка, а  также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  определены законодательством в  абсолютных суммах.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний было призвано заменить действовавшую ранее в нашей  стране практику компенсации утраты заработка в результате производственной травмы или профессионального заболевания, произошедшего по вине работодателя. Рассматриваемый вид социального  страхования позволяет не только компенсировать потери заработка в  связи с временной или постоянной утратой трудоспособности или потерей  кормильца, но и, что очень важно, проводить профилактические мероприятия, связанные со снижением травматизма  и профессиональных заболеваний. Основными  видами обеспечения по социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний являются: выплата пособий  по временной нетрудоспособности (его  размер не зависит от трудового стажа  и ориентирован на полное возмещение утраченного заработка); единовременная страховая выплата и ежемесячная  страховая выплата, дифференцируемая в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; оплата дополнительных медицинских услуг, а также услуг, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией.

В качестве превентивных мероприятий по профилактике утраты трудоспособности в результате заболеваний можно рассматривать  расходы Фонда социального страхования  РФ на санаторно-курортное лечение  работников и членов их семей. В последнее  время эти расходы значительно  сокращены. Так, в 2003 и 2004 гг. были предусмотрены  лишь расходы на долечивание в  санаториях-профилакториях по специальному перечню заболеваний и частично мероприятия по оздоровлению детей.

Особенностью  функционирования Фонда социального  страхования Российской Федерации  является использование принципа децентрализованного  управления средствами социального  страхования, предполагающего выплату  пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно  в организации за счет начисленных  сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует  уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных  сумм страховых взносов или единого  социального налога для выплаты  пособий организация получает субсидию из отделения Фонда

 

 

  1. Фонды обязательного медицинского страхования: правовой статус, организационная структура

    1. Правовой статус фондов обязательного медицинского страхования

Система медицинского страхования была введена  Законом РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (введен в полном объеме с 1 января 1993 г.).

Обязательное  медицинское страхование – составная  часть государственного социального  страхования, оно призвано обеспечить гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объемах и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного  медицинского страхования (ФФОМС) — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное  назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования – финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

Основные  задачи Фонда обязательного медицинского страхования:

  • обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации