Бюджетная система Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.
В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить правовой статус и охарактеризовать деятельность внебюджетных социальных фондов;
• определить источники формирования и направления использования средств внебюджетных социальных фондов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 6
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 12
2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 21
2.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ 33
3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 33
3.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 36
4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 43
4.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 43
4.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 45
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 54

Файлы: 1 файл

1_Бюджетная система РФ Вариант7___Контрольная работа.docx

— 1,002.62 Кб (Скачать)

Объектом  обложения страховыми взносами и  базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу.

В отличие  от ставок единого социального налога тарифы страховых взносов для  страхователей, производящих выплаты  физическим лицам, установленные ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, дифференцируются не только в зависимости от размера облагаемой базы, но и от возраста застрахованных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии с увеличением возраста работника ставки растут, для формирования накопительной части — уменьшаются. Предусмотрены также пониженные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для работодателей-плательщиков, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Индивидуальные  предприниматели, адвокаты, частные  детективы и занимающиеся частной  практикой нотариусы уплачивают суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Кроме того, в рамках дополнительного пенсионного  обеспечения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным  законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации, установлен дополнительный тариф  страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14% сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Бюджетные средства. За счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ, производятся финансирование выплаты государственных пенсий и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей; участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов. Кроме того, за счет бюджетных средств, переданных Пенсионному фонду Российской Федерации Министерством труда и социального развития РФ, осуществляются расходы Пенсионного фонда на выплату досрочных пенсий безработным.

Доходы, полученные от размещения сумм страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии. Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который определяет перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу отнесены государственные федеральные ценные бумаги, и субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях.

Прочие средства. К их числу относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления, а также добровольные взносы физических и юридических лиц. Так, ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации  можно разделить на следующие группы:

  • по обязательному пенсионному страхованию;
  • по государственному пенсионному обеспечению;
  • на дополнительное пенсионное обеспечение;
  • на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
  • прочие расходы.

Значительную часть (89%) расходов Пенсионного фонда Российской Федерации занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).

Расходы по обязательному пенсионному обеспечению  составляют более 6% и включают в  себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

Расходы по дополнительному пенсионному  обеспечению включают в себя доплаты  к пенсии членам летных экипажей воздушных  судов гражданской авиации, выплаты  дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Расходы по пенсионному обеспечению безработных  граждан осуществляется за счет бюджетных  средств, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному  фонду Российской Федерации.

Расходы на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности фонда  включают в себя расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.

    1. Управление Пенсионным фондом Российской Федерации

Для оперативного управления средствами Пенсионного  фонды РФ создана организация  с одноименным названием —  Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой  структурой управления, отражающая особенности  России как федеративного государства:

  • на федеральном уровне — центральный аппарат, представленный Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией;
  • на региональном уровне — региональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — районные управления и отделы Пенсионного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ.

Региональные  отделения Пенсионного фонда  РФ, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах  и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный  баланс, текущий и другие счета  в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются исполнительной дирекции, руководствуясь решениями Правления  Фонда; управления и отделы - региональному  отделению.

Кроме того, органы Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурные  подразделения работают в тесном взаимодействии со следующими структурами:

  • региональными органами социальной защиты населения, осуществляющими непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
  • Центральным банком РФ, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд РФ осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
  • региональными отделениями Сбербанка РФ;
  • федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляются выплаты пенсии.

В настоящее  время региональные отделения Пенсионного  фонда РФ делятся на два вида:

  • отделения в регионах, в которых органы социальной защиты осуществляют функции по назначению и выплате пенсий (традиционная схема);
  • отделения в рамках Единой пенсионной службы (ЕПС), в которых органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно производят расчет и выплату пенсий.

Начиная с 1992 г. в некоторых субъектах  Российской Федерации в целях  ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению и выплате государственных  пенсий стали передаваться из органов  социальной защиты населения Пенсионному  фонду России. Впервые объединение  основных функций по пенсионному  обеспечению произошло в Московской области на базе регионального отделения  Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем этот опыт получил свое развитие. К  началу 2000 г. единые пенсионные службы были созданы на территории 22 субъектов  Российской Федерации, из которых 14 полностью  функционировали в условиях Единой пенсионной службы, 8 — на уровне отдельных  районов и городов. Единая пенсионная служба, соединив функции сбора, аккумуляции  страховых взносов и финансирования расходов на выплату государственных  пенсий с функциями назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в одной организационной  структуре, обеспечила переход от многозвенной к двухзвенной системе управления финансовыми ресурсами. Преимущества такой модели организации финансовых потоков сделали объективной  необходимостью формирование Единой пенсионной службы на всей территории России.

 

 

  1. Фонд социального страхования: источники формирования и направления использования средств

    1. Основные задачи фонда социального страхования и правовые основы функционирования

Фонд  социального страхования Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение  по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда  финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

История создания Фонда социального страхования  Российской Федерации, как и история  Пенсионного фонда Российской Федерации, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального  страхования СССР, являвшегося составной  частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В настоящее  время через Фонд социального  страхования Российской Федерации  проводится два вида социального  страхования: социальное страхование  на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и  смерти, а также социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Первый из названных видов социального  страхования на данный момент законодательно полностью не оформлен, выплаты по нему регламентируется разрозненными  правовыми актами, включая Постановление  Совета Министров СССР и ВЦСПС  от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию». Страховое  обеспечение в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Основными правовыми актами, регулирующими  формирование доходной части Фонда  социального страхования Российской Федерации являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также ежегодно принимаемый федеральный закон  о тарифах страховых взносов  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Государственный фонд социального страхования (ФСС) призван способствовать материальному  обеспечению лиц, которые по каким-либо причинам не участвуют в трудовом процессе. Фонд действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. и с Положением о Фонде социального  страхования, утвержденным Постановление  Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Денежные  средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его использовании утверждается Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об исполнении, после рассмотрения правлением ФСС, утверждаются председателем ФСС.

Основные  задачи Государственного фонда социального  страхования:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другоие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС; разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Бюджет  Фонда социального страхования  РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона. С 2003 г. показатели бюджета этого  Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

    1. Источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования

Доходы Фонда социального страхования  Российской Федерации.

С 2001 г. доходная часть Фонда формируется посредством  следующих поступлений:

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации