Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Из этимологии самого слова «мировоззрение» ясно, что это понятие состоит из трех частей – «человек» – «мир» – «воззрение о мире».
Достаточно ли этой, простой констатации, чтобы разобраться с сущностью мировоззрения? Думаю, что нет. Дело в том, что жизнь человека в обществе всегда носила и носит конкретно – исторический характер. А само общество представляет собой не абстрактное образование, а сложный продукт взаимодействия людей, принадлежащих к различным, социальным образованиям или общностям людей (в первобытном обществе – это род, племя, семья, община; в классовых обществах – появляются классы, народности, нации и т.д.). И таким образом получается, что мировоззрение у людей бывает неоднородным, многоуровневым, «многошерстным», «подвижным»…
Само становление человека и превращение его в homo sapiens было связано, в первую очередь, с практическим отношением человека к миру, без которого было невозможно не только формирование ранних форм мировоззрения, но и существование самого человека. В основе этого практического отношения человека к миру «лежали» и «лежат» человеческие потребности и интересы людей, без удовлетворения которых их жизнь просто не возможна.
Значит, человек должен был каким - то образом это все осознать. Наличие сознания у человека не дает еще оснований, даже в биологическом смысле, говорить о существовании мировоззрения у человека. Должна была пройти определенная, исторически временная ступень осознания человеком как своего отношения к миру, так и самого себя в этом мире, что привело к появлению самосознания, а значит - различных аспектов осознания человеком мира – на обыденном (стихийном) уровне, мифологическом, религиозном, научном или философском.
Итак, какие здесь можно сделать краткие выводы?
Дефиницию мировоззрения, которую мы сейчас обозначим, необходимо выучить, чтобы затем, при характеристике тех или иных форм мировоззрения, четко представлять, о чем должна идти речь. Только при этом условии станут понятными не только сущность исторических форм мировоззрения, но и их отличие друг от друга.
Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающий его мир, определяет свое место в нем и выражает при этом свое специфическое отношение к миру и к самому себе. Из данного определения следует, что любая историческая форма мировоззрения дает ответ на следующие вопросы: 1) какова природа и сущность человека? 2) что собой представляет мир? 3) какой фактор является связующим звеном между миром и человеком? 4) каковы особенности восприятия, осмысления и оценки мира? 5) какое место занимает человек в мире? 6) какова специфика выражения отношений человека к миру? Другими словами, мы должны четко дать ответы на поставленные вопросы при характеристике любой исторической формы мировоззрения. Тем более, когда мы говорим о мире, то мы имеем в виду не только окружающий и видимый нами мир природы или других людей, но и мир невидимый (понятийный, сверхчувственный, сверхрациональный), внутренний и внешний, материальный (вещественный) и нематериальный (идеальный – в смысле философском – невидимый, но каким-то образом, существующий мир).
Кроме того, мы должны понять, на чем зиждется связь между человеком и миром в любой форме мировоззрения?
А поскольку мир и человек постоянно изменяются, то очевидно, что происходят изменения и развитие в человеке новых форм или уровней мировоззрения, т.е. получается, что само мировоззрение носит подвижный характер.
Наша с Вами задача и состоит в том, чтобы разобраться не только с особенностями таких конкретно – исторических форм мировоззрения как миф, религия, философия, но и понять, как эта «подвижность диалектическая» находит в них свое проявление и отражение.
Задача нашего курса философии и состоит в том, чтобы Вы, прилагая свои собственные, самостоятельные усилия, смогли перейти от обыденных, житейских, поверхностных представлений о мире к более глубоким, основательным – научным и философически – концептуальным представлениям о мире и о самих себе. Конечно, эта задача не из легких, но решаемая при условии дихотомического единства преподавателя и студента.
В содержательном отношении
мировоззрение носит
В каждой форме мировоззрения эти элементы представлены по - разному в том смысле, что одни из них являются ведущими, основными, определяющими, а другие - занимают второстепенную, не основную, определяемую роль. Это надо обязательно иметь ввиду.
Кроме того, в различных формах мировоззрения, а точнее, в мироощущении, мировосприятии, миропонимании по - разному представлены эмоционально – чувственный и рационально – теоретический опыт людей.
Так, 1) эмоционально – чувственный опыт людей, в основе которого лежат настроения, чувства, эмоции, составляет содержание мироощущения;
2) опыт, в основе которого лежат познавательные образы, основывающиеся на наглядных представлениях о мире, составляет содержание мировосприятия;
3) рационально – теоретический
опыт, основывающийся на сознательном
В заключение этой части вопроса, хочу подчеркнуть, что все названные выше составляющие (рациональные или чувственно – эмоционально – психические компоненты) находятся не обособленно, друг от друга, а в различных сочетаниях по степени глубины и смены, основного или производного, элемента в структуре того или иного мировоззрения.
Первой исторической формой мировоззрения был миф, оформившийся в виде мифологических представлений о мире.
Мифология (от греч. mifos – предание, сказание, а logos – слово, понятие, учение), – форма мировоззрения, в которой через предания и сказания отражались представления людей на самой ранней стадии общественного развития, а именно: в условиях раннепервобытного общественного строя. Мифы имелись у всех народов мира, и они, как правило, носили многообразный характер – это были мифы о начале, происхождении и сущности мира, космоса, мировой гармонии; о будущем мира (эсхатологические), происхождении человека и т.д.
В мифологическом сознании первобытного человека не делались различия между деятельностью человека и окружающим его миром. Человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное существо, сколько как существо, всеми узами включенное, интегрированное в существующие общности людей – род, племя, община… Короче говоря, личностное, самостоятельное начало в нем отсутствовало; он не видел различия между «Я» и «Ты», между «Я» и «Мы». Все вещи и предметы представлялись в виде живых существ, включенных в родовые отношения. Он, человек, как бы переносил все свои первоначальные человеческие качества (эмоции, ощущения, чувства, настроения т.д.) на весь окружающий мир, т.е. фантазия человека в этот период творила мир по своему образу и подобию в виде некоторого человеческого идеала.
Мифология предлагала человеку самоопределиться в этом мире через привычки, традиции, базирующиеся на эмоционально – чувственных составляющих бытие человека. В конечном счете, 1) основной функцией мифа в обществе была функция сплочения коллектива или общностей людей. Кроме того, 2) мифы закрепляли принятую в данном обществе определенную систему ценностей и, тем самым, как бы регулировали отношения между людьми, т.е. выполняли регулятивно – ценностную функцию.
И, наконец, 3) мифы выполняли социально – диалектическую функцию, направленную на поиск единства человека и мира, природы и общества, т.е. гармонии, в том числе – внутреннего и внешнего согласия в человеческой жизни. Такого рода очеловечивание, одушевление мира имело огромный философский смысл: сегодня вполне уместны крылатые выражения: Ахиллесова пята, Нить Ариадны, Гордиев узел, Канул в Лету, Дамоклов меч и др. Какая здесь обнаруживается связь с мифологическими представлениями о мире? Чем сегодня нам интересны мифы? Почему современный человек обращается к мифотворчеству и отражает это в музыке, живописи, литературе, кино, архитектуре и т.д.?
В конечном счете, в мифе имеет место огромное преобладание коллективного над индивидуальным; здесь субъект как бы минимален, а мир – максимален.
Мифы обладали своей внутренней логикой и историей, в которой конкретно – эмоциональное преобладало над абстрактным, отвлеченным. Мифологическое сознание было устремлено на эмоционально – чувственное отражение мира. Дуальность здесь просто отсутствовала.
Итак, мифологическое мировоззрение – это эмоционально – чувственное восприятие и отражение мира, в котором человек не отделяет себя от мира, а, наоборот, сливается с ним, наделяя его общечеловеческими, родовыми качествами. По сути дела человек рассматривал мир по своему образу и подобию. Поэтому связующим звеном между миром и человеком здесь был сам человек как эмоционально чувствующее существо.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин, но главная из них была – экономическая, которая привела к расширению связей и отношений с другими народами. Это способствовало осмыслению сложной картины мира и самого человека, его внутренних и внешних состояний, изменчивой и в то же время достаточно постоянной природы.
Поэтому на смену мифу приходит религия как новая, дуальная форма мировоззрения (от лат. duo – два, двойственность).
Особенностью религии является то, что на место присущему первобытному мифологическому мировоззрению или осознанию убежденности в непосредственном тождестве человека и мира, человека и природы, появляется такая дуальная форма осознания мира, в которой противопоставляется естественный, природный, посюсторонний мир миру сверхъестественному, надприродному, потустороннему при определяющей роли второго. Таким образом, в религиозном сознании или мировоззрении, по сравнению с мифологическим, иначе предстал как сам человек, так и мир, а также их отношения между собой. В самом понятии «религия» (от лат. –religio набожность, святыня, связь) отразилось особое видение, особое ощущение и понимание мира, в котором культовая деятельность (или действия) опирается на веру в существование сверхъестественных сил, основной формой проявления которых является бог или боги.
В религиозном мировоззрении человек понимается двояко: с одной стороны, он существо земное, естественное, посюстороннее, а с другой, он является результатом акта божественного творения. Связующим элементом между миром и человеком выступает Бог. В религиозном мировоззрении имеют место как элементы рационального (например, моральные наставления), так и иррационального (фантастические образы надприродных сил)
Во всяком случае, религия является одной из древнейших форм общественного сознания, мировоззрения, в которой специфически фантастическим - для неверующего - образом отражается мир. Эти фантастические образы приобретают особую субъективную реальность через все элементы мировоззрения, хотя порой в учебной литературе трактуют «фантастическое отражение» как неправдивое, негативное мировосприятие и миропонимание.
Подобная трактовка не выдерживает никакой критики. Почему?
Дело в том, что как только мы поставим этот вопрос, то сразу обнаружим несостоятельность этой точки зрения. Почему она получила такую трактовку или интерпретацию?
А это было связано с той полемикой, которая возникла в 19в. между Ф. Энгельсом и Е. Дюрингом, немецким философом XIXв, который вообще предлагал «запретить» религию. Ф. Энгельс же, наоборот, утверждал, что ее устранить просто невозможно, потому что всякая религия является не чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые властвуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы приобретают форму «не земных» Далее он подчеркивал, что религия возникла в процессе осмысления человеком сил природы, а позже общественных сил; что она является одной из наиболее древних форм духовного освоения мира, которая вытекает из самих возможностей процесса познания.
Таким образом, фантастические образы религии – это особая форма отражения действительности, присущая всем народам мира. Она являет собой необходимую ступень в историческом восприятии и понимании мира, обусловленным как его неоднозначностью, сложностью, так и неоднозначностью и сложностью человека, его мозга.
Религиозно – фантастическое понимание мира обусловлено не просто верой как ее атрибутом, а религиозной верой в реальное существование надприродного, которое оказывает огромное влияние на жизнь человека. Кроме того, религиозная вера предполагает двойственное отношение между земными и надприродными силами, при определяющей роли последних.
Она, религия, возникла в сознании людей в силу различных: причин: это и проблемы социального бытия (трудности в его реализации в полном объеме, трудности познавательного процесса, потребности выхода из безвыходных ситуаций, эмоционального отношения к миру и.т.д.)