Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Кафедра философских наук
А.П. Афонов
ФИЛОСОФИЯ.
Курс лекций для студентов нефилософских
специальностей
(ДОПОЛНЕННЫЙ)
Мариуполь – 2009
УДК 15(075)
Афонов А.П. Философия. Курс лекций для студентов нефилософских специальностей (дополненный) / А.П. Афонов. – Мариуполь: ПГТУ, 2009. – 195 с.
Данный курс лекций включает в себя темы утвержденной кафедральной программы по философии. В нем отражена история и логика становления и развития философской мысли; раскрыта природа и сущность философии как рефлексивно – понятийной формы знания; показана ее место и роль как в жизни общества, так и человека.
Рекомендуется студентам всех форм обучения для использования в процессе самостоятельной работы над курсом «Философия».
Рецензент – зав кафедрой философских наук Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган – Барановского, доктор философских наук, профессор Никитин Л.Н.
Ответственный за выпуск – зав кафедрой философских наук ПГТУ Афонов А.П.
Утверждено на заседании кафедры философских наук ПГТУ, протокол № 16 от 9 июня 2009г.
Утверждено на заседании методической комиссии инженерно – педагогического факультета ПГТУ протокол № 8 от 22 июня 2009г.
Содержание
Модуль № 1
миф, религия:
а) лекция № 1
б) лекция № 2
3. Общая характеристика
человека и общества (лекция
№ 3)
(лекция № 4)
Модуль № 2
а) лекция № 6
б) лекция № 7
7. Философия сознания (лекция №
8)
8. Философия человека (лекция № 9)
Модуль № 3
9. Философия общества
(лекция № 10)
10. Философия познания
а) лекция № 11
б) лекция № 12
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13)
12. Заключение
13. Литература
Введение
Предлагаемый курс лекций по философии называется «Философия. Курс лекций для студентов нефилософских специальностей». Основная цель курса ─ ввести студентов в сферу философии и осмысления основных философских проблем бытия, мышления, познания, происхождения человека, сущности и развития мира как всеобщего целостного образования.
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Философия как любомудрие, ─ по мнению Н.А. Бердяева,─ рассматривает человека в качестве высшей ценности бытия. На рефлексивно-понятийном уровне человек оказывается способным осознавать смысл и цель как своей индивидуальной жизни, так и человечества в целом.
В результате творческого и самостоятельного изучения курса философии студент должен четко уяснить предмет, сущность, структуру, основные цели и задачи философии, историю и логику становления и развития мировой и украинской философской мысли, онтологические, гносеологические, антропологические и социально-философские проблемы философии, ее основные функции в системе частных наук и ее роль в обществе.
Плодотворное изучение курса философии студентами предполагает их постоянную работу с основной и дополнительной литературой по каждой теме курса, с методическими указаниями, подготовленными Афоновым А.П. и Коротич Г.В. в “Учебно-методическом пособии для самостоятельной работы студентов по изучению курса “Философия”. Мариуполь, 2007.
Это позволит студентам творчески готовить доклады и сообщения, успешно выступать с ними на семинарских занятиях при обсуждении основных философских проблем, используя данный курс лекций по философии.
Наш курс философии разделен на 3 (три) модуля:
Модуль № 1 включает в себя темы:
2. Общая характеристика философии и ее роли в развитии человека и общества (лекция № 3)
Модуль № 2 включает в себя темы:
4. Философия бытия (лекция № 6,7)
5. Философия сознания (лекция № 8)
6. Философия человека (лекция № 9)
Модуль № 3 включает в себя темы:
7. Философия общества (лекция № 10)
8. Философия познания (лекции № 11,12)
9. Философия ценностей и глобальные проблемы современности (лекция № 13)
Модуль № 1
ЛЕКЦИЯ №1
Тема: Дофилософские исторические типы мировоззрения: миф и религия
ПЛАН
а) ранние формы: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.
б) национально – государственные религии: зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.
в) космополитические
мировые религии: буддизм,
Философия представляет собой одну из древнейших и интереснейших областей человеческого знания, являя собой неиссякаемый духовный источник человеческой цивилизации. Гегель определил философию как «эпоху, схваченную в мысли», подчеркнув тем самым ее огромное мыслительное содержание, в котором отражается многообразная и противоречивая палитра социокультурного пространства той или иной исторической эпохи.
Философия прошла непростой путь своего становления и дальнейшего развития от первых предфилософских учений на Древнем Востоке (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон, Древний Египет) к упорядоченной, концептуально теоретической системе знания наших дней. «Философия» (с греч. Phileo – любовь, Sophia – мудрость), дословно означает «любовь к мудрости»), т.е. Эллада подарила миру такую систему философского любомудрия, которая несет в себе особый, возвышенный смысл, отличный от обыденных представлений о мире. Так, древнегреческий философ Платон устами Сократа задает сакраментальный вопрос: «Чего желает человек, стремящийся к мудрости?» И отвечает на него так: «Он хочет освободиться от того, что в повседневном наблюдении предлагают ему чувства. В чувственном мире он хочет найти дух. Философ, абстрагируясь от чувственно преходящего ради познания истинного, подходит к тому вечному, что живет в нем». И заключает: «Когда же мы погружаемся в Дух, то вполне живем в истинном». Конечно, это «погружение» в Дух или духовность в высшем смысле этого слова и овладение ею в полном объеме возможно только с помощью философии. Хотя это не простая задача, тем не менее она направлена на особую, всеобщую устремленность в бесконечный поиск истины; это требует напряжения ума, интеллекта, да и вообще всех духовных сил человека.
Решение этой задачи невозможно без индивидуальных, самостоятельных усилий каждого человека, особенно студента, в его приобщении к философскому наследию мыслителей как прошлого, так и настоящего времени. Немецкий философ Гегель в философии видел особую, аристократическую форму осознания истины, которая носит уединенный характер.
В конечном счете, постижение философии как мудрости раздвигает горизонты мышления, интеллекта студента, способствуя его «выходу» за пределы того, что скрыто за внешней оболочкой явлений, обеспечивая при этом своеобразное «трансцендирование» во вне своей собственной человеческой природы и сущности.
Философия появляется на определенном этапе развития человеческой цивилизации, в условиях зарождения первого классового общества – рабовладельческого. Возникает, в этой связи, вполне уместный вопрос: до возникновения классового общества у людей сложилось определенное представление о мире? Думаю, что на этот вопрос мы можем дать ответ положительный. Почему?
Дело в том, что первой общественной системой был первобытно – общинный строй или как его называет К. Маркс «первобытно – общинная экономическая формация». Само становление человека как homo sapiens проходило в границах определенного отношения его к миру, в котором он жил и действовал, т.е. происходил процесс его мировоззренческого становления.
По сути дела, возник необходимый
и непременный атрибут
Что же такое мировоззрение? Какова его природа и сущность? Может ли быть какое - либо знание не мировоззренческим?
Основным недостатком всех встречающихся в учебниках и словарях определений этому понятию является то, что, как правило, указывается на «обобщающий характер» мировоззренческих представлений человека о мире. Так, в одном из словарей мы обнаруживаем: «Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей».
Полагаю, что это не так, ибо палитра обобщающего отражения мира в сознании человека возникла гораздо позже, в период становления рабовладельческого общества и появления философии. А до этого, в родовом обществе, отсутствовали соответствующие условия или основания для подобного обобщенного миропонимания, тем более в рациональной или логико – понятийной форме. Из того, что было мной сказано, мировоззрение представляет собой необходимую, неотъемлющую составляющую человеческого бытия, его сознания и самосознания, всей познавательной деятельности.