Философия и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций

Краткое описание

Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.

Оглавление

Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51

Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116

Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194

Файлы: 1 файл

0122376_7836F_lekcii_po_filosofii_dlya_studentov_vuzov.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Буддисты полагают, что после 500 предшествующих перерождений грядущий Будда решил спуститься на землю и возвести людям путь к спасению.

Надо сказать, что буддизм  сначала возник в Индии, а потом  распространился по всему миру. В самой Индии он был вытеснен индуизмом.

Предание гласит, что  первые тексты учения буддизма были написаны на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. После смерти Будды три его ученика поведали собравшимся людям основные принципы вероучения, которое делится на три части:

  1. Виная – питака (Корзина устава)
  2. Сутта – питака – (корзина поучений)
  3. Абхидамма – питака – (корзина толкования учения или «корзина чистого знания»)

Канонический текст  учения буддизма был создан в 1871г. в  Бирме на специальном буддистском  соборе, в котором приняли участие 2400 монахов.

В целом, основы вероучения буддизма отражены в религиозной  литературе, которую можно разделить на два вида:

1) Каноническая литература, считающаяся откровениями самого Будды, переданными его учениками  (в Индии и на Цейлоне) Она известна под названием «Трипитака», т.е. «тройная корзина» учений.

2) Неканоническая литература, связанная с комментариями и развитием основных положений буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ и направлений буддизма (неканонические произведения)

Каковы же важнейшие  положения буддизма?

  1. Главной его идеей является идея тождества бытия и страдания. Будда объявил всякое перерождение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом

Поэтому высшей целью  буддизм объявляет прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. Небытия. Но небытия особого рода, в котором достигается состояние освобожденности от земных условностей жизни.

 

2) Буддизм выдвинул  теорию 4-х благородных истин.  К ним относятся:

а) всякое существование  есть страдание;

б) причина страданий  заложена в самом  человеке  (сюда входят: жажда человеческой жизни, его  наслаждений, власти, богатства и  т.д.);

в) прекратить страдания  можно путем подавления всякого  желания и освобождения от жажды жизни;

г) указание «благородного срединного восьмиричного пути», состоящего из следующих праведных состояний:

1) праведного воззрения

2) праведного стремления

3) праведной речи

4) праведного поведения

5) праведного созерцания

6) праведного размышления

Итак, в учении о «четырех благородных истинах» изложена суть «своеобразной философии» буддизма.  Как известно, во всех религиях мира противопоставляются два мира: земной и не земной, естественный и сверхестественный, посюсторонний и потусторонний…

Но буддизм доводит  это противопоставление до логического конца, где рисуется мрачная картина мира, в которой радость живого существа несет в себе опасность будущих перерождений

В буддизме четко отражено то, что человек самостоятельно создает свою судьбу, форму каждого своего нового воплощения. Поэтому силой, которая осуществляет и определяет конкретные черты (характеристики) новых перерождений, выступает карма.

В буддизме она (карма) определена как совокупность всех поступков  и помыслов человека во всех его  предыдущих воплощениях.

Вместе с тем, человек в буддизме имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах и действиях. В этой частичной свободе и заложен, по буддизму, путь к спасению человека. Дело не в жертвах и обрядах, считают буддисты, - а в поведении самого человека; только в этом случае он может  изменить свою дальнейшую судьбу, ибо сам мир – это иллюзия сознания  человека.

Само сознание состоит  из множества мельчайших частиц –  дхарм, которые складываются (возникают) под воздействием кармы в определенный комплекс, создающий индивидуальное сознание данного перерождения и как следствие, его функцию  - окружающий человека мир

3. Представляют определенный  интерес взгляды буддизма на  общественную жизнь, на место человека в мире, его цели и задачи в нем.

В буддизме, с одной стороны, - учение о страдании, о личной вине каждого человека должно примирять его с  доставшейся ему долей в обществе, а с другой стороны, - учение о дхарме предполагает, что все существа равны, начиная с богов  и заканчивая любыми животными, что служит основой для равенства людей в обществе.

В самом же учении буддизма не обнаруживается призывов или обоснований в необходимости социальных перемен; о политике в нем отсутствуют какие – либо высказывания.

Единственно и наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека считается выход за пределы реального общества, т.е. его вступления в монашеский орден  «сангха», где окончательно порываются все связи с мирской жизнью.

Вступая в этот орден, человек обязан отказаться от семьи, собственности, соблюдать целомудрие, носить желтую тогу и жить на подаяния мирян. На монаха в этом случае налагается 253 запрета, которые он обязан выполнять в течение всей своей жизни.

В заключение, хочу подчеркнуть, что не только буддистские монахи исповедуют буддизм, но и мирские граждане, ибо буддистская мораль достаточно проста и доступна мирскому пониманию всех людей. Судите сами, что собой представляет «восьмиричный благородный путь», который должен исполнять человек:

1) «праведное воззрение»  ─ это то, которое основывается на «четырех благородных истинах»;

2) «праведное стремление»  - решимость человека строить  свою жизнь по четырем истинам; 

3) «праведная речь»  - та, в которой человек не лжет  и не сквернословит;

4) «праведное поведение» ─ такое, которое основывается на выполнении неукоснительном пяти моральных заповедей: а) отказ от преднамеренного убийства любого живого существа; б) отказ от воровства; в) отказ от лжи; г) отказ от супружеской неверности; д) отказ от употребления алкоголя;

5. «праведная жизнь» - это жизнь на честно заработанные деньги;

6. «праведное усилие»  - преодоление жизненных страстей;

7. «праведное содержание»  - это сосредоточенное на уже  достигнутом пути к спасению;

8. «праведное размышление» - это обретение внутреннего покоя  и невозмутимости;

В целом, буддизм вызывает к себе положительное отношение своей проповедью честности, порядочности и миролюбия.

 

II. Христианство

 

 В I в. н.э. в восточной части Римской империи возникла новая мировая религия – христианство, которая затем распространилась по всему миру. Она зародилась в период разложения рабовладельческого общества и первоначально была формой выражения протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета.

К основным направлением христианского вероучения относятся: православие, католицизм и протестантизм.

Священной книгой христиан является Библия (от греч. слова ta biblia, что означает «книга». Библия – это целое собрание древних памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков, рядом авторов.

Главные или основные истины христианского вероучения связаны с Христом. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в Библию.

В них отражена одна цель – укрепить веру в Христа как  в Мессию, спасителя, но в действительности речь шла о Христе веры, а не об историческом персонаже.

Согласно христианскому  вероучению, главные законы, которые  были провозглашены Иисусом Христом, отражены в моральных заповедях, т.е. в системе определенных нравственных представлений и теорий, тесно  связанных с догматами  христианского вероучения.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать отношения  между людьми в семье, общине верующих, в обществе. Это – всем известные «заповеди блаженства» и другие нравственные наставления.

Главные же «нравственные  законы» Нового завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, где провозглашается  восемь заповедей блаженства. И. Христос учит тому, что заповеди Ветхого Завета уже реализованы или исполнены;  поэтому пришло время царства небесного, где отсутствуют страдания и нищета людей, и где имеет место царство мира, радости и блаженства. Он не забывает «нищих духом»; блаженными Иисус Христос выделяет и так называемых «плачущих»

Короче говоря, для  того, чтобы оказаться в царстве  небесном, следует быть самому справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. «Благим будет тот, кто гоним за правду, как это было с пророками»

Если взять Евангелие  от Луки, то в нем из  (восьми)  заповедей блаженства мы обнаруживаем четыре блаженства: бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, дополненные наказанием от Бога всем богатым и пресыщенным.

Если говорить об отношении  Иисуса Христа  к Ветхому Завету, то можно сделать вывод, что он стремился  «сделать» его основные положения более универсальными. Так, например, в седьмой заповеди речь идет о прелюбодеянии. По мнению И. Христа, каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже как бы прелюбодействовал с ней в своем сердце». Кроме того, И. Христос отвергает всякую клятву перед Богом.

И последнее. Открыв Нагорную проповедь, мы обнаруживаем, что принцип мести уступает место принципу примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

И, наконец, заповедь любви  к ближнему распространена и на врагов: «Не судите, да не судимы будете»; ибо любой человек имеет как положительные качества; так и свои недостатки. Поэтому Иисус предупредил: «Человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы так поступали с ним самим».

Если оценивать философски  «Нагорную проповедь», то мы видим, что И. Христос выступает в двойственной ипостаси:  в роли карателя и благодетеля. Насколько верна эта сентенция, вы узнаете, если прочтете ее и сделаете свои выводы.

а) Православие (правильное и праведное прославление Бога) – одно из важнейших направлений в христианстве, которое приписывает себе особую исключительность в нем.

Основу православия  составляет ряд основных положений:

  1. идея о триединстве Бога;
  2. идея о Боговоплощении;
  3. идея об искуплении;
  4. идея воскрешения из мертвых;
  5. идея крещения;
  6. идея загробной жизни и др.

 

Надо сказать, что все  основные положения православной веры объявляются богоявленными и вечными на все времена.

Кроме того, православие  ведет постоянный спор с католиками и протестантами относительно догматов, в которых наблюдается, или, вернее, имеют место между ними расхождения. Так, православие критикует католицизм за догмат о чистилище, о непогрешимости Папы и телесном вознесении  девы Марии на небо.

Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах –  культовых действиях, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать  божья», т.е. таким образом происходит оживление религиозного сознания.

Православие и католицизм признают существование 7 (семи ) Таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Елеосвящение, как правило, совершается над больным человеком путем смазывания его деревянным маслом (елеем) с целью выздоровления больного человека.

 

СВЯЩЕНСТВО  совершается при вступлении человека в духовный сан.

При исполнении христианских обрядов православная церковь требует постоянно молиться, обращаясь при этом к Богу  или святым за помощью.

Особое место в христианских православных обрядах занимает система культов. Сюда следует отнести, в первую очередь, следующие:

- культ икон, через  которые осуществляется связь  с Богом;

-  поклонение кресту  как культовой реликвии;

- культ мощей;

- культ святых мест, связанных с событиями церковной  истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих (горы, водоемы, могилы «божьих угодников»). Святые места, как правило, весьма почитаемы, ибо, как считают богословы православия, в них появляется образ Богородицы;

- культ святых православной  церкви основан на вере  в  том, что некоторые люди, достойно проявившие  себя в жизни, получают божий дар чудотворения и способность оказывать воздействие на судьбы людей после своей смерти;

В православии сложилась  достаточно сложная иерархическая  система рекомендаций, к какому святому  следует обращаться при том или  ином заболевании  органа человеческого тела.  Так, например, при заболевании глаз следует обращаться к святому Никите и Симеону Праведному.

Особую традиционную значимость  в православии занимают  великие и престольные праздники. К великим относятся праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоанны Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. К престольным относятся такие праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, праздник Преображения и.т.д.

Информация о работе Философия и ее проблемы