Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Буддисты полагают, что после 500 предшествующих перерождений грядущий Будда решил спуститься на землю и возвести людям путь к спасению.
Надо сказать, что буддизм сначала возник в Индии, а потом распространился по всему миру. В самой Индии он был вытеснен индуизмом.
Предание гласит, что первые тексты учения буддизма были написаны на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. После смерти Будды три его ученика поведали собравшимся людям основные принципы вероучения, которое делится на три части:
Канонический текст учения буддизма был создан в 1871г. в Бирме на специальном буддистском соборе, в котором приняли участие 2400 монахов.
В целом, основы вероучения буддизма отражены в религиозной литературе, которую можно разделить на два вида:
1) Каноническая литература, считающаяся откровениями самого Будды, переданными его учениками (в Индии и на Цейлоне) Она известна под названием «Трипитака», т.е. «тройная корзина» учений.
2) Неканоническая литература, связанная с комментариями и развитием основных положений буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ и направлений буддизма (неканонические произведения)
Каковы же важнейшие положения буддизма?
Поэтому высшей целью буддизм объявляет прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. Небытия. Но небытия особого рода, в котором достигается состояние освобожденности от земных условностей жизни.
2) Буддизм выдвинул теорию 4-х благородных истин. К ним относятся:
а) всякое существование есть страдание;
б) причина страданий заложена в самом человеке (сюда входят: жажда человеческой жизни, его наслаждений, власти, богатства и т.д.);
в) прекратить страдания можно путем подавления всякого желания и освобождения от жажды жизни;
г) указание «благородного срединного восьмиричного пути», состоящего из следующих праведных состояний:
1) праведного воззрения
2) праведного стремления
3) праведной речи
4) праведного поведения
5) праведного созерцания
6) праведного размышления
Итак, в учении о «четырех благородных истинах» изложена суть «своеобразной философии» буддизма. Как известно, во всех религиях мира противопоставляются два мира: земной и не земной, естественный и сверхестественный, посюсторонний и потусторонний…
Но буддизм доводит это противопоставление до логического конца, где рисуется мрачная картина мира, в которой радость живого существа несет в себе опасность будущих перерождений
В буддизме четко отражено то, что человек самостоятельно создает свою судьбу, форму каждого своего нового воплощения. Поэтому силой, которая осуществляет и определяет конкретные черты (характеристики) новых перерождений, выступает карма.
В буддизме она (карма) определена как совокупность всех поступков и помыслов человека во всех его предыдущих воплощениях.
Вместе с тем, человек в буддизме имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах и действиях. В этой частичной свободе и заложен, по буддизму, путь к спасению человека. Дело не в жертвах и обрядах, считают буддисты, - а в поведении самого человека; только в этом случае он может изменить свою дальнейшую судьбу, ибо сам мир – это иллюзия сознания человека.
Само сознание состоит из множества мельчайших частиц – дхарм, которые складываются (возникают) под воздействием кармы в определенный комплекс, создающий индивидуальное сознание данного перерождения и как следствие, его функцию - окружающий человека мир
3. Представляют определенный интерес взгляды буддизма на общественную жизнь, на место человека в мире, его цели и задачи в нем.
В буддизме, с одной стороны, - учение о страдании, о личной вине каждого человека должно примирять его с доставшейся ему долей в обществе, а с другой стороны, - учение о дхарме предполагает, что все существа равны, начиная с богов и заканчивая любыми животными, что служит основой для равенства людей в обществе.
В самом же учении буддизма не обнаруживается призывов или обоснований в необходимости социальных перемен; о политике в нем отсутствуют какие – либо высказывания.
Единственно и наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека считается выход за пределы реального общества, т.е. его вступления в монашеский орден «сангха», где окончательно порываются все связи с мирской жизнью.
Вступая в этот орден, человек обязан отказаться от семьи, собственности, соблюдать целомудрие, носить желтую тогу и жить на подаяния мирян. На монаха в этом случае налагается 253 запрета, которые он обязан выполнять в течение всей своей жизни.
В заключение, хочу подчеркнуть, что не только буддистские монахи исповедуют буддизм, но и мирские граждане, ибо буддистская мораль достаточно проста и доступна мирскому пониманию всех людей. Судите сами, что собой представляет «восьмиричный благородный путь», который должен исполнять человек:
1) «праведное воззрение» ─ это то, которое основывается на «четырех благородных истинах»;
2) «праведное стремление»
- решимость человека строить
свою жизнь по четырем истинам;
3) «праведная речь» - та, в которой человек не лжет и не сквернословит;
4) «праведное поведение» ─ такое, которое основывается на выполнении неукоснительном пяти моральных заповедей: а) отказ от преднамеренного убийства любого живого существа; б) отказ от воровства; в) отказ от лжи; г) отказ от супружеской неверности; д) отказ от употребления алкоголя;
5. «праведная жизнь» - это жизнь на честно заработанные деньги;
6. «праведное усилие»
- преодоление жизненных
7. «праведное содержание» - это сосредоточенное на уже достигнутом пути к спасению;
8. «праведное размышление»
- это обретение внутреннего
В целом, буддизм вызывает к себе положительное отношение своей проповедью честности, порядочности и миролюбия.
II. Христианство
В I в. н.э. в восточной части Римской империи возникла новая мировая религия – христианство, которая затем распространилась по всему миру. Она зародилась в период разложения рабовладельческого общества и первоначально была формой выражения протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета.
К основным направлением христианского вероучения относятся: православие, католицизм и протестантизм.
Священной книгой христиан является Библия (от греч. слова ta biblia, что означает «книга». Библия – это целое собрание древних памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков, рядом авторов.
Главные или основные истины христианского вероучения связаны с Христом. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в Библию.
В них отражена одна цель – укрепить веру в Христа как в Мессию, спасителя, но в действительности речь шла о Христе веры, а не об историческом персонаже.
Согласно христианскому вероучению, главные законы, которые были провозглашены Иисусом Христом, отражены в моральных заповедях, т.е. в системе определенных нравственных представлений и теорий, тесно связанных с догматами христианского вероучения.
Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать отношения между людьми в семье, общине верующих, в обществе. Это – всем известные «заповеди блаженства» и другие нравственные наставления.
Главные же «нравственные законы» Нового завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, где провозглашается восемь заповедей блаженства. И. Христос учит тому, что заповеди Ветхого Завета уже реализованы или исполнены; поэтому пришло время царства небесного, где отсутствуют страдания и нищета людей, и где имеет место царство мира, радости и блаженства. Он не забывает «нищих духом»; блаженными Иисус Христос выделяет и так называемых «плачущих»
Короче говоря, для того, чтобы оказаться в царстве небесном, следует быть самому справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. «Благим будет тот, кто гоним за правду, как это было с пророками»
Если взять Евангелие от Луки, то в нем из (восьми) заповедей блаженства мы обнаруживаем четыре блаженства: бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, дополненные наказанием от Бога всем богатым и пресыщенным.
Если говорить об отношении Иисуса Христа к Ветхому Завету, то можно сделать вывод, что он стремился «сделать» его основные положения более универсальными. Так, например, в седьмой заповеди речь идет о прелюбодеянии. По мнению И. Христа, каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже как бы прелюбодействовал с ней в своем сердце». Кроме того, И. Христос отвергает всякую клятву перед Богом.
И последнее. Открыв Нагорную проповедь, мы обнаруживаем, что принцип мести уступает место принципу примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
И, наконец, заповедь любви к ближнему распространена и на врагов: «Не судите, да не судимы будете»; ибо любой человек имеет как положительные качества; так и свои недостатки. Поэтому Иисус предупредил: «Человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы так поступали с ним самим».
Если оценивать философски «Нагорную проповедь», то мы видим, что И. Христос выступает в двойственной ипостаси: в роли карателя и благодетеля. Насколько верна эта сентенция, вы узнаете, если прочтете ее и сделаете свои выводы.
а) Православие (правильное и праведное прославление Бога) – одно из важнейших направлений в христианстве, которое приписывает себе особую исключительность в нем.
Основу православия составляет ряд основных положений:
Надо сказать, что все основные положения православной веры объявляются богоявленными и вечными на все времена.
Кроме того, православие ведет постоянный спор с католиками и протестантами относительно догматов, в которых наблюдается, или, вернее, имеют место между ними расхождения. Так, православие критикует католицизм за догмат о чистилище, о непогрешимости Папы и телесном вознесении девы Марии на небо.
Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах – культовых действиях, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать божья», т.е. таким образом происходит оживление религиозного сознания.
Православие и католицизм признают существование 7 (семи ) Таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
Елеосвящение, как правило, совершается над больным человеком путем смазывания его деревянным маслом (елеем) с целью выздоровления больного человека.
СВЯЩЕНСТВО совершается при вступлении человека в духовный сан.
При исполнении христианских обрядов православная церковь требует постоянно молиться, обращаясь при этом к Богу или святым за помощью.
Особое место в христианских православных обрядах занимает система культов. Сюда следует отнести, в первую очередь, следующие:
- культ икон, через которые осуществляется связь с Богом;
- поклонение кресту как культовой реликвии;
- культ мощей;
- культ святых мест,
связанных с событиями
- культ святых православной церкви основан на вере в том, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни, получают божий дар чудотворения и способность оказывать воздействие на судьбы людей после своей смерти;
В православии сложилась достаточно сложная иерархическая система рекомендаций, к какому святому следует обращаться при том или ином заболевании органа человеческого тела. Так, например, при заболевании глаз следует обращаться к святому Никите и Симеону Праведному.
Особую традиционную значимость в православии занимают великие и престольные праздники. К великим относятся праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоанны Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. К престольным относятся такие праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, праздник Преображения и.т.д.