Философия и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций

Краткое описание

Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.

Оглавление

Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51

Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116

Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194

Файлы: 1 файл

0122376_7836F_lekcii_po_filosofii_dlya_studentov_vuzov.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Сначала эта систематизация фиксировалась в виде понятий, а  затем  - в виде принципов и  законов

Понятийная форма мыслительной деятельности человека отражает наиболее общие и существенные свойства или признаки вещей, предметов и явлений (например, такие понятия как «человек», «общество», «наука» и т.д.) Как писал К. Маркс,  для философского сознания лишь постигнутый в понятиях мир есть действительный мир. Вместе с тем, понятийная форма, присущая только человеку, как правило, носит рефлексивный характер. Именно в рефлексии мы обнаруживаем превосходство человека над животным миром, его способность стать сознательным субъектом  деятельности. Выделяются два вида рефлексии:  обыденная (повседневная) и философская.

Под повседневной рефлексией мы понимаем способ размышления, направленный на анализ собственных мыслей, переживаний, эмоций, чувств, настроений…

Известный философ Тейяр  де Шарден в своей книге «Феномен человека» так определил рефлексию: - «это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающий своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь». И далее: «Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент… впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются, скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию».

В этом определении Тейяр  де Шарден показал сущность философской  рефлексии как способа размышления, с помощью которого осмысливаются  предельно всеобщие основания бытия и мышления, т.е. основной акцент сделан на то, что бытие  мира и человека имеет всеобщий характер, а их познание и самопознание  носит личностно – индивидуальный смысл. Подобного рода индивидуализация в виде рефлексии позволяет философски критически смотреть на мир и на результаты его познания (См: Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987 – с. 136

И наконец, быть может, самое  главное, что обнаруживается в философской рефлексии  - это попытка понять не только  чувственный, физический (вещественно – материальный) мир, мир понятийных форм, фиксируемых нашими мыслями, разумом, но и «выйти» за их пределы; понять трансцендентную и трансцендентальную сущность мира, сущность, которая скрыта от внешних органов чувств и понятийных форм, познаваемая только особым философско – рефлексивным мышлением, постигая тем самым духовную сущность сверхчувственного, запредельного человеческому сознанию мира, который сегодня обозначают и называют виртуальной реальностью.

Таким образом, философия  как рефлексивно понятийная форма  знания дает возможность понять мир  и самого себя в этом мире совсем по другому, нежели в обыденном  сознании или в  частных науках. А именно: она стремится выявить и определить в логико – понятийной форме наиболее всеобщие основания бытия и мышления, их основные тенденции (закономерности) функционирования и развития.

Почему же философия  как любомудрие заставляет человека по – иному рефлексировать мир? Очевидно, что это связано с самим  предметным содержанием философии.

Что же следует понимать под предметом философии? Он абсолютен, вечен, неизменен или, наоборот, он относителен, преходящ, изменчив? Если он изменчив, то, как вы думаете, что оказывает воздействие на подвижность предметного содержания философии?

Философски осмысливая эту проблему, следует понять предмет  философии через единство его противоположных состояний: устойчивости и изменчивости, абсолютного и относительного, объективного и субъективного…

В этой связи необходимо подчеркнуть, что содержание предмета философии формировалось исторически и логика его становления определялась социокультурным развитием  цивилизации, уровнем развития науки и человеческой практики.

Эволюция в предметном содержании философии осуществлялась от натурфилософии античности, когда в философии природы возникло единое, научно философское знание о мире в целом  через натурфилософию эпохи Возрождения и Нового времени в условиях постепенного выделения из нее научных областей знания в качестве самостоятельных дисциплин и диалектико–материалистической философии К.Маркса и Ф. Энгельса  во второй половине XIX в. В марксисткой  философии предметом философии становится изучение наиболее общих принципов и законов развития природы, общества и мышления, а сама философия предстала в качестве  методологии научного познания и практической деятельности.

В современной философии  начала  XXIв. предметом ее изучения становится окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой  приобретают особый смысл категории устойчивости, вероятности, неопределенности, самоорганизации, отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития.

Итак, предмет философии  не есть нечто застывшее, раз навсегда данное образование, а образование  развивающееся, имеющее свою собственную единую историю и логику развития бытия и мышления. Но при всех переменах и изменчивых состояниях в предмете философии сохраняется  преемственность в «видении» самого мира, его основ, оснований и сущности этого мира.

Как заметил еще Аристотель в своей  «Метафизике», что философия  – это наука, исследующая сущее  как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Это наука нетождественна  ни одной из так называемых частных наук, но ни одна из них не исследует общую и (всеобщую – А.А.) природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую – то часть его, исследуют то, что присуще этой части. А так как мы имеем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами  и причинами чего- то самосущего! Таким образом, уже древнегреческий философ Аристотель подметил, что предметом философии является сущее как таковое и наиболее предельны начала и причины (основания) всего того, что существует.

Итак, предметом философии является мир как единая, всеобщая  целостная система, как единая история природы и общества, в основании которой находятся и проявляются  всеобщие законы функционирования и развития. В этой связи предмет философии носит всеобщий и универсальный мировоззренческий характер. Ядром  предмета философии является философская рефлексия, в которой фиксируется и отражается отношение внутреннего опыта людей к внешнему, своего внутреннего мира к миру внешнему…

Философы древности  достаточно четко представляли себе, что любой познавательный процесс  невозможен без участия самого субъекта познания. Кроме того, в самом субъекте познания пытались увязать единство телесного, физического, материального и духовного (душевного), психического, идеального.

В философии духовность рассматривается как высшая сущность бытия, в которой отражается то вечное, что всегда имеет место во всем преходящем мире.

И последнее по этому  вопросу.

Философское видение мира позволяет нам констатировать, что мир - это сложное явление, в котором отражается сложная и противоречивая гамма противоположных сторон, предметов, тенденций.

Философски мыслимый мир – это  мир, в котором имеет место  единство единичного, индивидуально – личностного и общего, всеобщего бытия. Философски мыслимый мир – это мир, в котором обнаруживается единство устойчивости и изменчивости, абсолютного и относительного, возможного и действительного, позитивного и негативного и т. д.

Исходя из вышесказанного, видно, что такую сложную картину мира могла теоретически осмыслить только философия. Как и в любой науке, такое осмысление невозможно без применения особых методов познания. В данном случае роль идет о философских методах, без применения которых философия как теоретически обобщенная и рефлексивно – понятийная форма знания не могла бы состояться.

Как известно, философия изучает  не только субстанциональную сущность мира, но и его состояния: изменяется ли он или остается вечно и абсолютно неизменным; если изменяется, то какова сущность этих изменений, каким образом они происходят, возможно ли сочетание постоянства и изменчивости мира или нет и т.д. Другими словами, в компетенцию философского знания входит не только ответ на вопрос, каков мир, но и о том, как его познать, воздействовать на него, т.е. как возможна теория? В связи с этим, как и любая наука, философское учение имеет две стороны  - теорию и метод! Если теория раскрывает суть действительности, ее понимание тем или иным философом, то метод есть совокупность приемов и способов о путях познания и преобразования мира.

Какова же природа и назначение методов как научного, так и  философского познания? В чем их различие? И есть ли между ними связь?

  1. Прежде всего, методы познания отражают глубокую и всестороннюю связь субъективного и объективного аспектов, т.е. речь идет о наличествующей связи познающего субъекта  с познаваемым объективным миром.
  2. Кроме того, методы познания представляют собой идеальную (не чувственно воспринимаемую) модель («слепок») отражаемой действительности.
  3. Методы познания (как научные, так и философские) в содержательном отношении имеют в себе не простую, но подвижную систему элементов, которые влияют на познавательный процесс.

Так, в частности, в  содержании философских методов имеет место не только совокупность  принципов, законов и категорий, но и достигнутый уровень достижений частных наук, а также то, как решается основной вопрос философии тем или иным философом. [См.: Шептулин. Диалектический метод познания. – М., 1983.- С. 20].

  1. Основное предназначение методов познания – получение не упрощенного, а приращенного (нового) знания.
  2. Философские методы, в отличие методов частных наук, носят всеобщий и универсальный характер.

Что же такое «метод познания»?

Метод познания – есть осознанный и сознательно осуществляемый способ познания и преобразования мира, адекватный (наиболее точно соответствующий) природе исследуемого объекта.

Из этого определения  следует, что, с одной стороны, выбор метода познания всегда носит субъективный характер, т.е. осознанный и сознательно реализуемый  в практике познания, а, с другой стороны, этот выбор носит всегда объективный характер, т.е. не случайный, а детерминированный самим содержанием исследуемого явления.

В истории развития философской  мысли сложились два противоположных метода: диалектика и метафизика. В чем их суть?

Само слово «диалектика» происходит от греческого (dialegomai) – умение вести спор, беседу.

Под ней первоначально  древнегреческие философы понимали искусство ведения беседы или дискуссии путем обнаружения противоречий в суждениях собеседника, как средство достижения истины.

Позже, в античной философии, под диалектикой стали понимать метод, с помощью которого созерцательно констатировался  изменчивый и подвижный характер мира. В первую очередь, это было связано с именем древнегреческого философа Гераклита, который в своих работах «О природе вещей», «Об уме» и др. указал на сложную и противоречивую картину мира. До нас дошли известные его афоризмы: « Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др. Такого рода диалектика получила название «стихийной», ибо она «не доходила» до глубокого, теоретического анализа субстанциональных оснований бытия и мышления, а оставалась на позициях простой констатации фактов изменчивости бытия мира.

«Метафизика» происходит от греческих слов (meta ta fhiysika) – «после физики». А поскольку древние греки под «physis» понимали «природу», то дословно слово «метафизика» переводится как учение «после природы», т.е. то, что находится «по ту сторону природы».

В истории философии  метафизика имеет  значения: первое – с I в. до н.э. до XVII в. под метафизикой понимали ту часть философии, в которой излагалось учение об умозрительно постигаемых принципах бытия и мышления (Аристотель. «Метафизика»;  второе – с XVII по  XIII под метафизикой стали понимать метод, с помощью которого вещи, предметы и понятия о них рассматриваются вне взаимной связи, вне развития;  третье – XIX в., когда идея развития не отрицается, но само развитие понимается как простое уменьшение или увеличение сторон, свойств, признаков; развитие по прямой, или замкнутой линии, без скачков, без противоречий.

Другими словами, метафизика предстала  как метод, с помощью которого вещи, предметы и понятия о них рассматриваются через упрощенную модель развития; четвертое – XX - начало XXI в. – современная философия трактует метафизику уже в несколько другом контексте, связанным с теми огромными достижениями, которые имеют место в современной науке. Современная метафизика выступает как метод, с помощью которого исследователь выходит на уровень  сверхчувственного, трансцендентного понимания мира.

С XIX в. по настоящее время под диалектикой понимается метод, с помощью которого все вещи, предметы и понятия о них рассматриваются в их взаимной, всеобщей связи и развитии.

Информация о работе Философия и ее проблемы