Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Кроме того, в религии (а это, может быть, самое главное) мы обнаруживаем попытку человека ответить на вопросы, возникавшие в процессе осмысления сложной, противоречивой картины мира и своего собственного бытии - вопросы вечности…
Одним словом, в религии отражается как реальный мир со своими проблемами, так и иллюзорный мир для неверующего (надприродный, сверхестественный).
Неотъемлемой частью любой религии является культ как форма реализации, в повседневной практической деятельности, символических действий в виде обрядов, ритуалов, богослужения, постов, молитв и т.д., через храмы, церкви, священные реликвии и т.д.
Какие же основные функции в обществе выполняет религия?
1. Основной функцией религии является иллюзорно – компенсаторная. Для верующего человека, хоть и в иллюзорной форме, она компенсирует тяготы земного бытия человека, что обеспечивает «выход» из тяжкой действительности на уровень райской жизни, где существует свобода и равенство для людей. Главная идея любой религии – идея Бога, через которого компенсируются идеи гуманизма, человеческих отношений к Богу и людей друг к другу.
2. Мировоззренческая функция религии состоит в том, что она, религия, стремится создать особую картину мира, картину мира особой социальной жизни, где подчеркивается место и роль человека в системе природы и общества, создать схемы разумного общественного бытия.
3. Регулятивная функция религии состоит в том, что она создает «свою» систему норм и ценностей , в которой вера в сверхестественное начало является абсолютной и незыблемой.
4. Интегративная функция религии нацелена на объединение в ней только одноверцев и единоверцев.
5. Коммуникативная функция религии означает поддержку связей между верующими через реализацию единства религиозных действий, особых отношений между верующими и.т.д.
Главное то, что роль религии
в обществе неоднозначна. Но тем
не менее, сегодня историческая миссия
религии как формы
Одним словом, религия возникла как результат специфических закономерностей, возникающих в человеческой истории, она отразила и воплотила в себе всю эту специфику через конкретно – исторические этапы и формы своего существования и развития.
Поэтому, религия есть фантастически образное отражение мира в сознании человека, в котором происходит его удвоение на мир естественный, природный, посюсторонний и мир сверхестественный, надприродный, потусторонний. Связующим звеном между ними является Бытие Бога, формой реализации которого выступает система культов.
ЛЕКЦИЯ 2
4. Конкретно – исторические формы религиозных верований:
а) ранние формы верований в доклассовом обществе: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия:
б) национально - государственные религии:
зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.
в) космополитические мировые религии: буддизм, христианство, ислам,
Ранние формы религиозных верований носят весьма разнообразный характер. К ним мы относим такие как фетишизм, тотемизм, анимизм, магию.
Остановимся кратко на характеристике каждой из них.
Одной из древнейших форм является фетишизм, как почитание неодушевленных материальных вещей и предметов, которые якобы обладают сверхъестественными свойствами или признаками. Подобного рода наделение сверхъестественными характеристиками неодушевленных природных явлений было неслучайным. Почему? Дело в том, что сами вещи и предметы мыслились как самостоятельные сверхъестественные существа, являющиеся домом божества.
Наиболее древними фетишами явились природные объекты – как правило, это были необычной формы скалы, камни, растения и. т. д.
Так, и по сей день в долине Барадо, около Дамаска (столица Сирии) существует дубовая роща, которую называют «местом пожеланий. Во исполнения пожеланий, высказанных в этой роще над специально принесенным кувшином, один раз в году паломник направляется в рощу и благодарит ее посредством разбивания другого кувшина (Подобного рода места существуют почти у всех народов мира).
Или, скажем, в России (Кабардино – Балкария), на границе России и Грузии, есть гора Улутау, которая обладает очень мощной энергетикой. Чтобы мечты у человека сбывались, он должен подняться на эту гору, взять в руки несколько камней небольших, загадать желания и потом разбросать их.
Как свидетельствуют очевидцы, желания загаданные сбываются.
Кроме того, и сегодня в развитых религиях мы обнаруживаем элементы фетишизма.
Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. В качестве материала служили непривычной формы камни, ветви деревьев и.т. д.
Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком. Тогда он приобретал форму идола, статуи. Постепенно эти фетиши стали выполнять функции амулетов, оберегов, талисманов. Они служили как бы своеобразной «охранной грамотой» для человека от действий нечистых сил и нечистых духов, заполняющих, по мнению первобытных людей, все окружающее их пространство.
Но есть духи, которые могут благоприятно влиять на жизнь людей – это духи умерших предков, которые сохраняют, якобы, «связи с живущими людьми». Культ предков до сих существует, особенно, в заупокойных обрядах (поминальные дни и др.) Кстати, это мы обнаруживаем и в Библии.
Кроме того, в большинстве древних стран люди, оплакивая смерть близких им людей, занимались самоистязанием (Древняя Греция, Древний Израиль, скифы, гунны и т.д.) Эти обычаи самоистязания говорят о вере людей в посмертное существование человеческой души и их стремление сохранить с ней дружеские отношения. Культ предков сохранился и сегодня, он оказывает огромное влияние на жизнь людей в современных обществах.
Тотемизм.
О сущности тотемизма в философской литературе до сих пор идут дискуссии. С чем это связано? В одних теориях тотемизм рассматривается в качестве средства организации общества; в других – полагается, что тотемизм был попыткой первобытного человека классифицировать окружающего его предметы и явления.
В самом общем виде тотемизм отражает в себе веру в таинственную, своего рода, мистическую родственную связь между определенной группой людей и определенными видами растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное становилось и являлось тотемом для данной группы людей. Члены группы, тотемом которой становился, например, медведь, считали себя медведями, а медведей – членами своей группы. Таким образом как бы наглядно воплощалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных.
Тотем – это своеобразный символ, обозначающий единство рода или определенной группы людей. Потому отношения между людьми строились по принципу: «Свой» и «Чужой». Например, мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу (иногда это происходило и происходит во время религиозных праздников как обозначение единства рода или строго определенной группы людей).
Если скажем вспомнить украшения племени индейцев, то они, как правило, состоят из перьев птиц – тотемов (орлов, ястребов, и др.).
С тотемом связано табу – понятие, в котором отражается характер строгих запретов, ставших священными. Если имели место нарушения табу, то следовали серьезные наказания за это, невзирая на лица.
Первейшее назначение тотема – оказывать помощь всем тем, кто находился с ними в родственных отношениях, т.е. в этом случае основная функция тотема – защитная.
Если с самого начала запреты имели логическое толкование, то со временем они приобретают мистический характер (у древних греков, например, Зевс, оборачивается быком или лебедем, Аполлон – дельфином и т.д.)
В целом, принадлежность конкретного тотема какому – либо роду проявлялось, в частности, в особенностях одежды, головного убора, прически и т.д.
Анимизм – (от лат – anima – душа) – более высшая форма первобытных верований, в которой мы обнаруживаем веру в существование духов или души или всеобщей духовности природы. Иными словами, речь идет о вере в существование у материальных объектов надприродных двойников. По сути, как тотемизм, так и фетишизм возможны лишь при условии одушевления всего окружающего мира живыми существами и разумом.
Анимизм как бы наделяет духами весь мир; все предметы и явления имеют как бы «свою» душу.
В более поздние времена анимизм выделяет наличие единой души в мире. Наиболее ярко анимизм проявляется в языческих верованиях у древних славян, греков и др. Ни один родник, ни одно дерево не оставалось неодушевленным. Наделяя весь мир духами и душами, древний человек искал надежные способы общения с ними. Постепенно появляются специалисты, занимающиеся общением с потусторонним миром, появляются шаманы и шаманизм в целом, путем особой психотехники общения (В России, например, шаманизм распространен в Алтайском крае и в северных областях Сибири). Шаманы, знахари, колдуны и др. вырабатывали особые приемы воздействия на земной и потусторонний миры, искали возможность «заглянуть» в их прошлое и будущее, что нашло отражение в таких ранних формах религиозных верований как магия и мантика.
Магия представляет собой мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких «непостижимых» манипуляций. Круг и способы воздействий были достаточно широки и объемны. В качестве способов магических воздействий могут быть: слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия. Магия представляет собой очень сложное образование; как, правило, она носит общую направленность, имеет непростые психологические и ментально – латентные целевые установки.
Главная цель магии – соединить человека с иным миром; вызвать у этого мира доброжелательное к человеку отношение, облегчить процесс взаимодействия с ним.
Вступая в иллюзорные отношения с миром духов, человек хотел заранее узнать результаты своего будущего, что нашло отражение в мантике - в мнимом воображаемом искусстве угадывания настоящего и будущего хода событий в жизни человека. Эта вера в возможность угадывания будущего сохраняется и в наши дни. Особенно преуспевает подобного рода «специалист», если он выходит на уровень проникновения в энерго – информационное поле как отдельного человека, так и Вселенной в целом.
Таким образом, ранние формы религиозных верований ставили своей целью соединить в некое гармоническое единство мир человеческий и мир природный. Здесь обнаруживаются разные формы этого единения. Но самое главное, что нужно понять студентам: в подобного рода одушевлении и наделении мира сверхъестественными характеристиками надо «видеть» как негативные, так и позитивные стороны.
б) национально – государственные религии: зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.
1) зороастризм. Его основатель - древнегреческий пророк Зороастр (Заратустра),.., живший примерно в VIII – VII вв. до н.э., т.е. практически в одно и то же время с Буддой и чуть раньше Конфуция. Основы этого учения отражены в древнейшей священной книге «Авесте». Поэтому религия древних персов еще носит название «авестизм».
Основная направленность этого учения ─ ее рационалистический характер, а в качестве его основных черт можно выделить следующие:
Именно эти черты или характеристики позволили Дарию сделать эту религию государственной. Кроме того, в ней огромное значение придавалось очищению природы и человека, и в первую очередь – очищению души путем безвозмездного, добровольного участия граждан в общественно – полезных работах на благо государства.
В целом, зороастризм нес в себе своеобразный протест против существующего социального строя и защищал строго определенный идеал устройства общества, основанный на справедливости (разумеется, в границах понимания того времени)
2) даосизм.
В середине первого тысячелетия до н. э. в Древнем Китае начинается формирование таких национально – государственных форм религиозных верований как даосизм и конфуцианство.
Их фундаментом становится культ предков и традиции. Вообще, традиционализм является отличительной чертой китайского общества от его возникновения и до сегодняшних дней. Нравственным идеалом как в даосизме, так и в конфуцианстве стала достойная человека жизнь на земле по установленным Божеством законам.