Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
2) В тоже время механический материализм был односторонним в своих аргументах при обосновании основных философских проблем, так как опирался лишь на достижения одной лишь науки – механики.
3) Кроме того, материализм XVII ─ XVIII веков носил метафизический характер, ибо идея «развития» осталась за «кадром» этого материализма. Случайным ли было то, что материализм этого времени обрел метафизические черты? Отнюдь.
Ф.Энгельс в своей работе
«Л.Фейербах и конец
5. Еще один недостаток
Эти недостатки материализма XVII – XVIII вв. были преодолены третьей исторической формой материализма, созданной К. Марксом и Ф.Энгельсом – диалектическим и историческим материализмом.
К. Маркс и Ф. Энгельс явились теми философами, которые в XIX в. дали четкие, философско-диалектические ответы на те вопросы, которые поставила наука и практика того времени. В их философской концепции материализм и диалектика слились воедино.
И, таким образом, философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса предстало как диалектико–материалистическое учение о всеобщих законах развития и саморазвития природы, общества и мышления.
Законы развития мышления являются лишь отражением в адекватной форме объективных диалектических законов развития природы и общества, материи в целом.
Таким образом, современная философия открывает великие перспективы для синтеза материальных и идеальных, духовных и природных ценностей… Более того, проблема соотношения материального и идеального в современной философии XXI в. приобретает новые, плюралистические, возможности для решения возникающих при этом противоречий на пути гармонизации мира и самой философии.
3-й вопрос. Теоретическое и практическое значение философии.
Философия занимает особое место в системе научного познания, в системе частных наук, обусловленное ее предметным содержанием и философической сущностью.
Известный философ и математик Р. Декарт обратил внимание на то, что «философия одна только отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствует», «т.е. кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».
Мудрость философствования – это прежде всего стремление к познанию, поиск истины, требующий напряжения ума, интеллекта, всех духовных сил человека. Это путь, который каждый человек, а тем более студент университета, приобщаясь к философскому наследию великих философов прошлого и настоящего, все же должен пройти самостоятельно, творчески постигая вершины любомудрия.
Тем более, что постижение философии раздвигает горизонты человеческого мышления, интеллекта, способствуя его «выходу» за пределы обыденного и научного сознания и видения того, что скрыто за внешней оболочкой явлений.
Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан, тем более инженер или ученый, быть умным. Обязан сам везде и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за происходящее в мире.
И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Как говорил римский философ - стоик Сенека, «самое главное, чему может научить философия – это не только стойко переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе». Только тогда, человек, будет соответствовать своему человеческому призванию и предназначению.
Приходится констатировать, что «на протяжении всей истории культуры – пишет Н.А. Бердяев, - обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры, «ибо она мучается смыслом жизни и личной судьбы отдельного человека». Это происходит потому, что философия несет в себе критическое отношение к миру, в котором живет человек, что предполагает понимание этого мира не как некоего статичного, вечного бытия, а наоборот как мира изменчивого, противоречивого и развивающегося бытия. «Философское отношение к миру заключается в том, чтобы из существующих форм действительности вывести истинную действительность как должное и конечную цель (К.Маркс) и поэтому поиск противоречий в мире и их своевременное «снятие» позволит преобразовать мир в соответствии с присущими ему законами.
Изучить и усвоить философию – это значит сформировать у себя культуру философского мышления, в основе которой строгая доказательность, не допускающая субъективного произвола; умение отстаивать свою точку зрения, основанную на свободном и творческом восприятии мира, где угодно, когда угодно и перед кем угодно.
И, наконец, последнее в этой части лекции. Какие же основные функции выполняет философия в системе частных наук?
Можно ли на основе данных любой науки или совокупности наук объяснить причину единства и многообразия явлений природы, указать источники движения и развития бытия и мышления? Нет. Вот почему философия выполняет ряд основных функций в системе частных наук, способствуя их развитию: мировоззренческую, методологическую, прогностическую, культурологическую, оздоровительную.
1. Мировоззренческая функция.
Каждая из частных наук, занимаясь исследованием своего локального предмета, оставляет в стороне изучение мира как единой целостной системы, как единой, всеобщей истории развития природы и общества. Поэтому в этой ограниченности каждый из частных наук обнаруживается теоретическая и практическая потребность в философии как особом мировоззренческом знании, отражающим мир в целом.
2. Методологическая функция.
Потребность в философии как методологии возникает тогда, когда в науке появляются новые проблемы, новые задачи, а методы их решения отсутствуют. Поэтому, философия как методология способствует: 1) адаптации в науке, осуществить свободный поиск, если хотите, осуществить «выход» в межпредметное пространство человеческой деятельности;
2) объективной оценке состояния данной науки по сравнению с другими науками;
3) определению путей и тенденций развития данной науки;
4) анализу процесса возникновения и развития понятийного аппарата науки;
3. Прогностическая функция. Философия, предваряя исследования неизвестных науке фактов, дает как рациональную, так и иррациональную их трактовку через свои методы, обеспечивая видение перспективы и основных тенденций в развитии науки.
4. Культурологическая функция. Изучение и овладение философией позволяет человеку сформировать у себя культуру разумного философского мышления, что обеспечивает:
1) реальное умение
творчески оперировать
2) умение выдвигать, обеспечивать и подвергать аргументированной критике те или иные суждения оппонентов;
3) умение отделять
существенное от
4) умение раскрывать
взаимосвязи и
Овладение культурой философского мышления - это индивидуальный, самостоятельный творческий процесс развития каждого студента
Таким образом, практичность философии обусловлена тем, что она сознательно культивирует новые человеческие отношения к миру и друг к другу; учит умению себя ставить на место других, создать чувство консенсуса; более того, она, философия, дает модель решения современных проблем человеческого бытия, служа высоким нравственным ориентиром и идеалом бытия жизни.
Как заметил античный философ Эпикур, «пусть никто в молодости не откладывает занятий философией. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому – для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом; второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим», т.е. для Эпикура занятие философией – это путь человека к своему счастью.
Лекция № 4
Тема 3. ИСТОРИЯ И ЛОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
План
1. Социокультурные предпосылки
как определяющие основания в с
2. Основные этапы становления и развития философской мысли и специфика решения основных проблем.
На прошлых лекциях я говорил о том, что переход от дофилософских исторических форм мировоззрения к философскому и формированию философии как рефлексивно-понятийной формы знания, произошел не случайно.
В конце VII – начале VI в до н. э. в Древней Греции возникает такое социокультурное пространство, которое обеспечило и способствовало возникновению нового, рационального теоретического знания.
Что же представляет собой
это социокультурное
Каковы же в целом их особенности?