Философия и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций

Краткое описание

Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.

Оглавление

Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51

Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116

Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194

Файлы: 1 файл

0122376_7836F_lekcii_po_filosofii_dlya_studentov_vuzov.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

2) В тоже время механический  материализм был односторонним  в своих аргументах при обосновании основных философских проблем, так как опирался лишь на достижения одной лишь науки – механики.

3) Кроме того, материализм  XVII ─ XVIII веков носил метафизический  характер, ибо идея «развития» осталась за «кадром» этого материализма. Случайным ли было то, что материализм этого времени обрел метафизические черты? Отнюдь.

 Ф.Энгельс в своей работе  «Л.Фейербах и конец классической немецкой философии» указал на то, что «метафизичность философии и науки в это время имела свое историческое оправдание. Прежде чем исследовать процессы, происходящие в явлениях, необходимо было исследовать явления  по своей сущности, независимо от других явлений». Поэтому в XIX в. метафизический способ мышления  оказался ограниченным и не способным понять мир как противоречивый процесс происходящих в нем изменений и преобразований, обусловленных развитием самой философии, науки и практики.

5. Еще один недостаток материализма  XVII вв. состоит в том, что его представители не поняли сложной, но социальной природы человека. В их глазах человек представал либо в виде некоего механизма либо абстракта, присущего отдельному индивиду.

Эти недостатки материализма XVII – XVIII вв. были преодолены третьей исторической формой материализма, созданной К. Марксом и Ф.Энгельсом – диалектическим и историческим материализмом.

К. Маркс и Ф. Энгельс явились  теми философами, которые в XIX в. дали четкие, философско-диалектические ответы на те вопросы, которые поставила наука и практика того времени. В их философской концепции материализм и диалектика слились воедино.

И, таким образом, философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса предстало как диалектико–материалистическое учение о всеобщих законах развития и саморазвития природы, общества и мышления.

Законы развития мышления являются лишь отражением  в адекватной форме объективных диалектических законов развития природы и общества, материи в целом.

  1. Современный материализм,  в отличии от предшествующих ему исторических форм, когда имела место резкая конфронтация  материализма и идеализма, отличается его диалогичностью с современными видами идеализма. Сегодня материализм признает возможность определяющей роли субъективного фактора в границах отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления в философии включили в себя различные элементы диалектики, не исключая при этом исключительно решающей роли социально – экономических условий в развитии человека и общества.

Таким образом, современная  философия открывает великие  перспективы для синтеза материальных и идеальных, духовных и природных ценностей… Более того, проблема соотношения материального и идеального в современной философии XXI в. приобретает новые, плюралистические, возможности для решения возникающих при этом противоречий на пути гармонизации мира и самой философии.

 

 

          3-й вопрос.   Теоретическое и практическое значение философии.

 

Философия занимает особое место в системе научного познания, в системе частных наук, обусловленное ее предметным содержанием и философической сущностью.

Известный философ и  математик Р. Декарт обратил внимание на то, что «философия одна только отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствует», «т.е. кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».

Мудрость философствования – это прежде всего стремление к познанию, поиск истины, требующий напряжения ума, интеллекта, всех духовных сил человека. Это путь, который каждый человек, а тем более студент университета, приобщаясь к философскому наследию великих философов прошлого и настоящего, все же должен пройти самостоятельно, творчески постигая вершины любомудрия.

Тем более, что постижение философии раздвигает горизонты  человеческого мышления, интеллекта, способствуя его «выходу» за пределы обыденного и научного сознания и видения того, что скрыто за внешней оболочкой явлений.

Каждый человек вовсе  не обязан быть философом в профессиональном смысле слова,  но он обязан, тем более  инженер или ученый, быть умным. Обязан сам везде и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за происходящее в мире.

И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Как говорил  римский философ - стоик Сенека, «самое главное, чему может научить философия – это не только стойко переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе». Только тогда, человек, будет соответствовать своему человеческому призванию и предназначению.

Приходится констатировать, что «на протяжении всей истории культуры – пишет Н.А. Бердяев, - обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры, «ибо она мучается смыслом жизни и личной судьбы отдельного человека». Это происходит потому, что философия несет в себе критическое отношение к миру, в котором живет человек, что предполагает понимание этого мира не как некоего статичного, вечного бытия, а наоборот как мира изменчивого, противоречивого и развивающегося бытия. «Философское отношение к миру заключается в том, чтобы из существующих форм действительности вывести истинную действительность как должное и конечную цель (К.Маркс) и поэтому поиск противоречий в мире и их своевременное «снятие» позволит преобразовать мир в соответствии с присущими ему законами.

Изучить и усвоить  философию – это значит сформировать у себя культуру философского мышления, в основе которой строгая доказательность, не допускающая субъективного произвола; умение отстаивать свою точку зрения, основанную на свободном и творческом восприятии мира, где угодно, когда угодно и перед кем угодно.

И, наконец, последнее  в этой части лекции. Какие же основные функции выполняет философия в системе частных наук?

 

Можно ли на основе данных любой науки или совокупности  наук объяснить причину единства и многообразия явлений природы, указать источники движения и развития бытия и мышления? Нет. Вот почему философия выполняет ряд основных функций в системе частных наук, способствуя их развитию: мировоззренческую, методологическую, прогностическую, культурологическую, оздоровительную.

1. Мировоззренческая функция.

Каждая из частных  наук, занимаясь исследованием своего локального предмета, оставляет в  стороне изучение мира как единой целостной системы, как единой, всеобщей истории развития природы и общества. Поэтому в этой ограниченности каждый из частных наук  обнаруживается теоретическая и практическая потребность в философии как особом мировоззренческом знании, отражающим мир в целом.

2. Методологическая функция.

Потребность в философии как методологии возникает тогда, когда в науке появляются новые проблемы, новые задачи, а методы их решения отсутствуют. Поэтому, философия как методология способствует: 1) адаптации в науке, осуществить свободный поиск, если хотите, осуществить «выход» в межпредметное  пространство человеческой деятельности;

2) объективной оценке  состояния данной науки по  сравнению с другими науками;

3) определению путей  и тенденций развития данной  науки;

4) анализу процесса  возникновения  и развития понятийного аппарата науки;

3. Прогностическая функция. Философия, предваряя исследования неизвестных науке фактов, дает как рациональную, так и иррациональную их трактовку  через свои методы, обеспечивая видение перспективы и основных тенденций в развитии науки.

4. Культурологическая функция. Изучение и овладение философией позволяет человеку сформировать у себя культуру разумного философского мышления, что обеспечивает:

1) реальное умение  творчески оперировать понятиями;

2) умение выдвигать, обеспечивать и подвергать аргументированной критике те или иные суждения оппонентов;

3) умение отделять  существенное от несущественного,  главного от второстепенного;

4) умение раскрывать  взаимосвязи и взаимозависимости  между явлениями и тем самым, определять основные тенденции  и закономерности функционирования и развития мир;

Овладение культурой  философского мышления  - это индивидуальный, самостоятельный творческий процесс  развития каждого студента

  1. Оздоровительная функция. Философия как рефлексивно – понятийная форма знания направлена на раскрытие в человеке его универсальных сил и способностей, «выход» его на высший уровень саморазвитии индивида, «заряжает» человека оптимизмом, и как писал Р. Декарт, служит сохранению здоровья.

Таким образом, практичность философии обусловлена тем, что она сознательно культивирует новые человеческие отношения к миру и друг к другу; учит умению себя ставить на место других, создать чувство консенсуса; более того, она, философия, дает модель решения современных проблем  человеческого бытия, служа высоким нравственным ориентиром и идеалом бытия жизни.

Как заметил античный философ Эпикур, «пусть никто в  молодости не откладывает занятий  философией. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому – для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом; второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим», т.е. для Эпикура занятие философией – это путь человека к своему счастью.

 

 

 

Лекция № 4

 

Тема 3. ИСТОРИЯ  И ЛОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 

План

 

1. Социокультурные предпосылки  как определяющие основания в становлении и развитии философии.

2. Основные этапы становления  и развития философской мысли  и специфика решения основных проблем.

 

На прошлых лекциях  я говорил о том, что переход  от дофилософских исторических форм мировоззрения к философскому и  формированию философии как рефлексивно-понятийной формы знания, произошел не случайно.

В конце VII – начале VI в до н. э. в Древней Греции возникает такое социокультурное пространство, которое обеспечило и способствовало возникновению нового, рационального теоретического знания.

Что же представляет собой  это социокультурное пространство? Вообще, здесь следует оговориться, что не только философия, но и наука, вся система человеческой деятельности имеет в своей основе строго определенные, конкретно – исторические, социокультурные предпосылки своего возникновения и дальнейшего развития (к ним относятся: экономические, социальные, политические и духовные).

Каковы же в целом  их особенности?

  1. В содержательном отношении в них входят экономические, социальные, политические, духовные условия или предпосылки.
  2. Социокультурные условия носят, как правило, конкретно – исторический характер, определяемый господствующим способом производства материальных благ.
  3. Рассматриваемые условия по своей природе имеют латентный (скрытый) и невербальный (т.е. не выраженный в логико – понятийной форме) характер. Эта латентность и невербализованность создает о</s

Информация о работе Философия и ее проблемы