Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Таким образом православие, как впрочем и христианство в целом, имеет многовековую историю и сложившиеся традиции, которые действительно вошли в кровь и плоть общеевропейской культуры.
Очевидно, что высшие побуждения многих поколений людей, их устремленность улучшить жизнь свою и общества в целом своим фундаментом имели основы этого вероучения. Православие органично интегрировалось в жизнь славянских народов (русского, украинского, белорусского и т.д.) и продолжает и ныне существовать и развиваться. Нельзя игнорировать, или, тем более, сбрасывать и забывать ту роль православия, которую она сыграла в становлении и обеспечении единства общества.
б) Протестантизм
Протестантизм как одна из ветвей христианства возник в конце XVIв, в эпоху так называемой Реформации, которая явилась первой решающей силой европейской зарождающейся буржуазии против основ феодализма.
Мартин Лютер (1483 – 1546г) был первым, кто выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и человеком. Он полагал, что человек может спастись только путем веры, которая непосредственно даруется Богом без помощи церкви. Поэтому, учение о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа стало одним из центральных догматов христианства.
Лютеранской Реформацией было провозглашено учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом, об упразднении обособленного сословия и статуса священнослужителей, устранение монахов, прелатов римской курии, т.е. всей дорогостоящей церковной иерархии.
Примечательным является то, что был отвергнут авторитет папских декретов и посланий.
Поэтому единственным авторитетом было признано «Священное Писание». Мирская деятельность стала рассматриваться как служение Богу.
Организационные формы современного протестантизма различны: от церкви как государственного учреждения в Швеции до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры).
В XIX в. возникают и ныне существуют в мире различные формы проявления протестантизма: адвентисты, Свидетели Иеговы, «Армия спасения», пятидесятники и.т.д.
Вывод, который напрашивается сам собой, заключается в том, что протестантизм является тем направлением в христианстве, которое выступило против «святости церкви» и дороговизны культовой системы, сложившейся в христианстве к XVI веку, а сама мирская деятельность стала почитаться как форма служения Богу.
Другими словами, протестантизм сыграл свою особую роль в творческом развитии христианского вероучения, хотя освободить его от догматизма не удалось
в) Католицизм – представляет собой третье направление христианства, наиболее многочисленное и организованное по своей сути.
Центром католицизма является Ватикан, город – государство, в котором находится резиденция Папы Римского. Ватикан имеет все атрибуты власти. Светская власть Папы Римского была установлена Лютеранским договором 1929г. между правительством Муссолини и Папой Пием XI .Затем в 1947г эти соглашения были отражены в Итальянской конституции.
Система папской курии четко отлажена и работает как вечно заведенный механизм. Проблемы, поднимаемые в католицизме, отражаются Папой Римским в его энцикликах, которые представляют собой философско – обоснованные теоретические положения.
Особенностью католицизма является то, что, разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифологических откровений, признает «исхождение духа Святого» не только от Бога – Отца (как учит православие), но и от Бога – Сына.
Католики незыблемо
верят в существование
Источником своего учения они считают не только Библию, но и Предание, традиционность церкви как незаменимый Культ, решения вселенских соборов и энциклики папы.
Таким образом, можно сказать, что широкое и экзальтированное почитание Богородицы, учение о ее небесном Вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды своеобразного искусства для воздействия на верующих, абсолютное почитание различного рода реликвий, культы мучеников, святых и блаженных, строго централизованная организация во главе с Папой - далеко не полный перечень отличительных особенностей Католицизма в системе Христианского вероучения.
в) ИСЛАМ
Ислам является одной
из самых «молодых» мировых
Основными причинами его возникновения можно выделить следующие – разложение родоплеменного общественного строя, кризисы в экономической и политической жизни обострили ситуацию, что привело к появлению тенденции к объединению и созданию устойчивых и мощных государств в социокультурном отношении.
Поэтому для реализации этой цели потребовалось создание мощной субидеологической системы, коей явился ИСЛАМ.
Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда, человека, отличавшегося незаурядными способностями идейного вождя и политического организатора. Он родился в Мекке в 570г., а умер в 632г. Дух пророчества на Мухаммеда снизошел в 40 лет.
Коран является Священной книгой, в которой освящены и отражены Божественные откровения. Название Корана происходит от слова «Карай», что в переводе с арабского означает «читай». Он состоит из 114 глав (сур). Каждая Сура состоит из стихов или аятов (знамений, чудес).
Коран, таким образом, представляет собой собрание или свод законов, установлений, традиций, сказаний, легенд, преданий…
Другим источником веры мусульман – суннитов после Корана является Сунна, в которой, наряду с религиозными догматами и поучениями о всесилии Аллаха, содержатся различного рода моральные поучения, изложенные принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине и власти и.т.п. Положение Корана и Сунны служат основой Шариата как формы мусульманского права.
С точки зрения ислама, все люди рассматриваются с позиции только одного критерия – их следованиям заветам Бога. Это находит проявление в жизни – они делятся на правоверных и неверных ,заблудших.
Следует обратить внимание на следующие основные положения ислама:
Одним из определяющих догматов является догмат о предопределении в мире, ибо все зависит от воли Аллаха. Поэтому человек должен идти по жизни своим путем, терпеть и не роптать на невзгоды бытия.
Какова нравственная доктрина мусульман?
Стержнем ее является концепция универсальности норм морали из Корана для всех времен и народов. С точки зрения ислама, человек по своей природе порочен, поэтому только страх божьего наказания может заставить человека вести себя правильно и праведно.
Высшим нравственным долгом для мусульманина является служение Богу, его восхваление. Личное счастье, при этом, должно быть привнесено в жертву служения Аллаху.
Нравственность поступков людей оценивается с точки зрения побуждения в служении Аллаху.
В исламе особую, если не великую, роль играет религиозная обрядность (5 пять раз в день мусульманин обязан совершать молитву), принимать участие в реализации различных праздников, постов, обрядов, совершать паломничество.
Мусульманский пост месяца рамазан любопытен тем, что во время его прохождения нельзя ничего ни есть, ни пить с раннего утра до наступления темноты, не делать в эти часы никаких пакостей, не купаться и.т.д.
Ураза – байран, курбан – байрам (праздник жертвоприношения), мурадж (праздник вознесение пророка на небо), маулюд (день рождения пророка) и пр. ─ вот далеко не полный перечень ритуалов, которые обязаны исполнять все мусульмане.
В Украине ислам имеет достаточно давнюю историю. Он сосредоточен главным образом в Крыму, когда во времена Золотой Орды он был исламизирован. Только в XVII веке в Бахчисарае насчитывалось около 32 мечетей. Преследование татарско–исламской общины Крыма в советские времена привело к их депортации.
В настоящее время на территории Крымского полуострова Украины происходит возрождение крымско–татарского населения с имеющимися пока негативными тенденциями. Но процесс этот, связанный с возращением, в конечном счете, необратим.
Таким образом, в современном мире Ислам представляет собой достаточно значимую политическую силу, с которой приходится считаться современным, экономически развитым странам. Не учитывать этот факт в современной политике нельзя…
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕМА: Общая характеристика философии и ее роли в развитии человека и общества
ПЛАН
ФИЛОСОФИЯ возникает на определенном этапе развития человеческого общества, а именно, в период разложения родового общественного строя и возникновения классового, рабовладельческого общества. Если мировоззрение, как и сознание вообще, возникают из практического отношения человека к миру, то философия возникает из познавательного отношения к миру, т.е. когда познавательное отношение отделяется от практического и, таким образом, познавательная, интеллектуальная деятельность превращается в отдельную, относительно самостоятельную сферу человеческого труда.
Дело в том, что практически выделившись из природы, человек не сразу осознает своего способа деятельности или своего способа существования. Для этого должны были сложиться строго определенные социокультурные условия, необходимые для возникновения исторических типов мировоззрения и философии как особом типе мировоззрения и как специфической, рефлексивно – понятийной формы знания.
Возникшее в конце VII- начале VIвв. до н.э. в Древней Греции новое социокультурное пространство способствовало теоретическому выделению человека из природы и, тем самым, осознанного отношения к действительности, в основе которого была сформулированная философами идея о существовании естественной объективной закономерности в самом мире.
Так, уже в предфилософских учениях Древнего Китая обращалось внимание на то, что все в мире подчинено естественному закону «Дао», который мы не видим и не слышим, но каким-то образом подчинены ему.
В Древней Греции идея о наличии естественной закономерности в мире нашла отражение в философии Гераклита в виде понятия «logos». Он дал этому понятию 27 определений, полагая, что логос постигается не чувствами, а разумом. «Logos» дословно переводится как «слово», «ум», «учение». Как писал сам Гераклит, «мудрость состоит в том, чтобы прислушиваться к природе и поступать в соответствии с ней», т.е. в соответствии с наличествующими в ней законами.
На базе объяснения сущности естественной закономерности вещей и началось отрицание как мифологического, так и религиозного мировоззрения; произошел переход от мифа к логосу: возникла философия как любовь к мудрости (от греч. phileo – любовь, Sophia – мудрость).
Мудрыми стали считаться те положения и выводы, которые носили не только мировоззренческий характер, но и имели особый, разумно – возвышенный смысл, противоположный обыденному сознанию, смысл, направленный на рационально – теоретическое осмысление мира.
Р. Декарт, французский философ XVII в., в своих «Началах философии» определил философию как занятие мудростью, под которой понимал «не только благоразумие в делах, но так же и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет саму жизнь, оно служит сохранению здоровья, а так же открытиям во всех науках» т.е. Р. Декарт четко указал на то, что философия – не абстрактное знание, оторванное от самой жизни, а наоборот, тесно связанное с жизнью каждого отдельного человека, в ту или иную историческую эпоху.
Таким образом, 1) выделение познавательной деятельности в отдельную, относительно самостоятельную сферу человеческого труда привело к появлению философии; 2) вторым важнейшим фактором в становлении философии явилось теоретическое выделение человека из природы, что нашло отражение в идее естественной закономерности в мире с соответствующими отсюда последствиями как для становления и развития как самой философии, так и науки.
Философия возникла как рационально – теоретическая форма мировоззрения, воплотившая в себе максимально – систематизированные и теоретически обобщенные представления человека о мире в рефлексивно – понятийной форме.