Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:39, курс лекций
Будучи концептуально - теоретической основой мировоззрения, философия как любомудрие открывает перед студентами перспективы и духовные ориентиры для фундаментального философского осмысления мира и тех проблем, которые охватывают сферы будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Она позволяет концептуально освоить и усвоить теоретическое и философское наследие прошлого и настоящего, основные принципы, законы и категории, которые носят всеобщий, философский характер.
Введение 4
Модуль № 1
Дофилософские исторические типы мировоззрения: 6
миф, религия:
а) лекция № 1 6
б) лекция № 2 14
3. Общая характеристика философии и ее роли в развитии
человека и общества (лекция № 3) 32
История и логика становления и развития философской мысли
(лекция № 4) 47
История украинской философии (лекция № 5) 51
Модуль № 2
Философия бытия 63
а) лекция № 6 63
б) лекция № 7 80
7. Философия сознания (лекция № 8) 103
8. Философия человека (лекция № 9) 116
Модуль № 3
9. Философия общества (лекция № 10) 143
10. Философия познания 161
а) лекция № 11 161
б) лекция № 12 171
11. Философия ценностей и глобальные проблемы современности
(лекция № 13) 184
12. Заключение 193
13. Литература 194
Основателем даосизма считается Лао – Цзы, сочинение которого «Дао де дзин» и сегодня относится к наиболее сложным для понимания. Кстати, основным принципом, который заложен в этой книге, является философский принцип единства противоположностей.
В самом понятии Дао, переводимым как «путь», «дорога», отражены три момента:
а) основной принцип всего существующего;
б) мировой порядок;
в) истинный метод;
В конечном итоге, Дао означает некий невидимый всеобщий закон, который определяет весь мировой порядок, его всеобщую гармонию через деятельное, творческое начало.
Для даосизма добродетель выступает показателем истинной природы человека. В этой связи познание становится актуальным моральным принципом, реализация которого позволяет сформировать у человека такие качества как сострадание, смирение, бережливость.
Хотя даосизм заимствовал свое название от «дао», введенного Лао – Цзы, тем не менее его связь с ним носит весьма отдаленный характер. Основные принципы даосизма как религиозной формы отражены в книгах, созданных в XV в. – «О поступках и возмездии», и «О тайном благословении». В них идеи нравственности и магии стали определяющими.
В своем законченном виде даосизм воплотил в себе часть национального героического культа и культа природы с их таинственной магией и предсказаниями.
Основной Бог даосистов – Ю-ху-ан – шанди, который является священной первопричиной мироздания. Он воплощает в себе Небо. В даосизме обожествлены звезды, планеты. В пяти элементах миропорядка (а к ним даосизм относит металл, дерево, воду, огонь и землю) выделяются души. Культ самой природы проявляется в почитании священных деревьев, таких как акация, ива, сосна, персиковое дерево.
Кроме того, в даосизме мы обнаруживаем божеств, охраняющих человека, в зависимости от его профессии.
Согласно даоской традиции, места захоронения покойных не должны нарушаться и разрушаться; в противном случае, духи умерших людей будут жестоко мстить живущим.
В конечном счете, можно сделать вывод, что в даосизме отразились и соединились в полной мере культовая и магическая составляющие, имеющие свой особый и таинственный смысл.
3. Конфуцианство. Основателем его был мудрец из рода Кун, откуда и произошло Кон – цзы; затем это имя было неправильно истолковано как Кун фу - цзы, давшее имя Конфуций. Но тем не менее, Кун – фу -цзы прославлял превосходство и незыблемость традиционных религиозных верований, которые, с его точки зрения, приносят пользу людям. Он сам охотно посещал храм и требовал неукоснительного исполнения всех обрядов и трех тысяч правил приличия. С его точки зрения, нравственные правила поведения составляют фундамент человеческого бытия. Но сами эти нравственные правила и установления покоятся на божественных основаниях.
Сам человек предстает
в конфуцианстве в
Главный нравственный принцип конфуцианства – не делай другому человеку того, чего ты не желаешь себе!
Хотя сам Кун - цзы, из своего жизненного опыта, вынес то, что в массе своей большинство людей в нравственном отношении «испорчены», тем не менее провозгласил гуманистическую идею о добрых свойствах человеческой природы. Если человек будет следовать и поступать в соответствии со своей природой, то он свободно станет доброжелательным.
В разработанной системе добродетелей основополагающим связующим принципом явился принцип субординации, т.е. соподчинение и подчинение детей родителям, младших - старшим, подчиненных – начальнику и. т. д. При этом, семейные отношения и государственное устройство - высший тип добродетели. Примечательно, что сам Кон – цзы указывал на необходимость всеединства религии и образования. Впоследствии, в XIX русский философ В.С. Соловьев в своих «Чтениях о богочеловечестве» обосновал диалектику человеческого единства истинной науки, истинной религии, истинной философии.
4) Синтоизм. Эта национально – государственная форма религии возникла в Японии, и сохранилась по сей день. Идеи религии синто отражены в «Записках по древней истории» (Койки), написанных в 712г. н.э.
Согласно Койки, изначально существовали Небо и Земля, а затем уже появились Парные божества, которые, в конечном счете, сыграли существенную роль в творении мира.
Надо сказать, что дела религии в Японии были взяты под жесткий государственный контроль в 1868 г, когда появился Указ о неразделимом единстве религиозных ритуалов и государственного устройства. Было создано управление по делам небесным и земным. Земным богом, конечно, почитался сам император Японии. С этого времени, т. е. с 1868 года, синто стала национально – государственной религией Японии.
Обращает на себя внимание то, что в синто имеет место несколько его уровней, определяемых объектами и субъектами культа. Так, династийный синто является достоянием императорской семьи. Для остальных японцев общим культом явился и является культ императора. Далее следует Храмовый и Домашний Синто, отразивших поклонение общим, локальным и родовым богам. Основными культами являются: культы огня (в ноябре во дворах храмов зажигают торжественные огни), культы камней со странными рисунками, культы сакуры как священного дерева, культы животных (петуха, лисицы, крысы).
Вообще, самой характерной чертой синто является самобытное толкование нравственных добродетелей; националистические тенденции и характеристики занимают в нем особое место.
Кстати, национальная традиционность синто позволила достичь Японии потрясающих успехов в области ее социокультурного развития. Японцев отличало и отличает поныне трудолюбие (самое страшное наказание у японцев – это наказание безделием), жизнерадостность, послушание и уважение к старшим и т.д. На формирование этих качеств огромное влияние оказал в Японии синтоизм как национально – государственная религия.
5) Иудаизм примечателен тем, что на его основе возникло христианство как одна из мировых религий. Кроме того, иудаизм и поныне сохранил свои каноны. В основной канон входят Танах, ветхозаветная часть Библии, и Талмуд, основой которого является Пятикнижие, или Тора.
К основным положениям иудаизма следует отнести:
1. веру в единого бога Яхве;
2. веру в приход мессии;
3. веру в бессмертие души и существование загробного мира, где душа человека получает воздаяние за совершенное на земле;
Вера в приход мессии - спасителя, который явится, чтобы свершить праведный суд и воздать людям должное за их грехи.
В дни мессии мир будет как бы обновлен, результатом чего люди будут жить до 1000 лет; исчезнут болезни, войны, ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть, а природа одарит людей своей щедростью и изобилием. Согласно иудаизма, у мессии будут предвестники (всего 9), главным из которых явится Илья Пророк.
В понимании человека сторонники иудаизма склоняются к дуалистической точке зрения, полагая в нем существование противоположных начал: позитивного и негативного, доброго и злого.
Если формой проявления добра, позитивного выступает душа, то формой проявления зла, негативного является тело. Основная цель человека – всесторонне заботиться о своей душе и избавляться от грехов, что нашло отражение в обрядах.
Разумеется, наиболее существенным и прагматичным обрядом стала молитва и ношение амулетов. Кроме того, можно выделить обряды обрезания, омовения. Не исключены здесь и магические обряды, такие как капорес, луляв и ташлих.
Особый интерес в иудаизме представляют праздники, которые, как правило, отмечаются по лунному календарю. К ним относятся Пасха, шебуот, суккот (праздник кущей), Судный день (иом – кипур). С предшествующим ему днем нового года, который отмечается в начале сентября, пурим (жребий), появившийся после возвращения иудеев из Вавилонского плена, ханука, (день обновления храма), субботний день, как день отдыха.
Все культовые правила призваны приблизить верующего человека к тем идеалам, которые отражены в священных книгах. Основные принципы поведения зафиксированы в десяти заповедях, которые Моисей, якобы, получил из рук самого Бога.
Первые три запрещают иметь иных богов, кроме Яхве, четвертая – касается субботнего дня, 6 остальных - правила поведения людей в обществе – почитание своих родителей, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего. Здесь весьма «почетное место» занимает формула «око за око, зуб за зуб.»
В моральных поучениях иудаизма земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах. И лишь основной тезис остается для иудаизма проблемным на все времена: о богоизбранности еврейского народа.
Индуизм (Индия)
В индуизме существует ограниченное число общепринятых религиозных догматов: авторитет Вед, учение о карме и переселении душ, богоустановленность каст.
Вся остальная религиозная жизнь отдана на попечение религиозных просветителей – гуру, а культ обслуживается жрецами – брахманами.
Поэтому в Индии существует огромное число религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приемы достижения просветления и познания божественной сущности.
Тантризм и йога соседствуют с военными религиозными организациями. Индуизм оказал большое влияние на духовную жизнь других народов, когда они ознакомились с религиозной философией Индии и видами религиозной практики (йогой).
Джайнизм.
Джайнизм насчитывает 14,3 млн. верующих.
Возник в Индии в VI в., до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму который абсолютизировал кастовые традиции.
Джайнизм представлял интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Его последователи поклоняются 24 пророкам. Последний – Джина – победитель. В джайнизме существует 5 истин: не убей, не говори неправды, не кради, не привязывайся к земным вещам, будь непорочным (для монахов).
Джайнизм характеризуется верой в переселение душ, учением о карме, о периодичности появления пророков.
Джайнизм выступает против кастового строя; в нем имеет место учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, реализация брахманистских обрядов – вот неполный перечень положений джайнизма.
Сегодня джайнизм проповедует реформаторские идеи классового общества: выступают против насильственной эксплуатации человека, против накопления богатства.
Сикхизм
Основан Нанаком (1469 – 1539гг), сыном торговца из касты Кшатриев.
Религиозно – философская система сикхизма за 5,5 столетий менялась, но основные догматы остались неизменными.
Основной канон сикхов – «Грантх – Сахиб»
Центральная идея – это идея Бога, как самоочевидной реальности, не требовавшей доказательства. «Суди про одного Бога» - постоянно повторял гуру.
Основы сикхского единобожия следует искать в монотеистических традициях самого индуизма, откуда он вышел.
Индийские мыслители Романувша (16 в) XVI в. Нимбарна (XVII в), Мадхва (XVIII в), Чантанье (XV в), были сторонниками сикхизма, которые выделяли: 1) связь между – любовью и братскими отношениями с людьми; 2) свободу силы и свободу души у человека; 3) злодеяние, скупость, ненависть, любовь – таковы отрицательные и положительные черты человека; 4) оптимизм сикхов – является главным их отличительным признаком.
в) Космополитические мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Рассматриваемые мировые религии имеют достаточно древнее происхождение
Так 1) Буддизм возник в VI в., до н. э. и насчитывает 400млн. верующих;
2) Христианство возникло в I в. н.э. и насчитывает свыше 1,7 млрд. верующих. В самом христианстве существует три основных направления - православие, протестантизм и католицизм.
3) Ислам возник в VII в.н.э. и насчитывает свыше 940 млн. верующих.
Что отличает и в чем особенности буддизма, как и двух других мировых религий?
I. Буддизм
Буддизм является одной из трех мировых религий, получивший распространение среди населения стран Центральной, Восточной и Юго – Восточной Азии.
По мнению буддистов, каждый человек, достигший высшей святости, может стать Буддой, т.е. просветленным.
Один из Будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни, поведал людям учение о спасении, и поэтому под термином «Будда» обычно подразумевается именно Шакьямуни.