Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:45, реферат
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и не собственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Введение……………………………………………………………..3
1.Категория бытия. Иерархия и формы бытия………………………...4
2.Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время,
отражение, системность, развитие)…………………………………..12
3.Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)…….16
Заключение………………………………………………………21
Библиография……………………………………………………….22
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет
прикладной
биотехнологии
Кафедра философии и политологии
Реферат
«Проблема бытия в философии»
Москва
2009 г.
Содержание.
Введение………………………………………………
отражение, системность, развитие)…………………………………..12
Заключение…………………………………………
Библиография……………………………………
Введение
Нас, людей, как мыслящих существ, естественно интересует вопрос: как возник наш человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возможным? Что представляет собой реальный предмет, реальный мир? Каково его бытие? Мы, конечно, уверены в том, что бытие есть, но на чем основывается подобная уверенность? И что такое “бытие есть”?
Проблема бытия, разработанная в немецкой философии примерно в середине XVIII века, просуществовала в заданном немецкой классикой виде почти 200 лет, и инициировала постановку многих фундаментальных проблем философии; к ним принадлежат вопрос об отношении мышления к бытию, идея активности мышления, тема противоречий в мышлении и бытии и т.д. В середине XVII — начале XVIII вв. понятие бытия еще не сформировалось; философское внимание в этот период было сосредоточено на понятии природы. Сначала это была природа, тесно связанная с актом божественного творения, вследствие чего зачастую сливалась с Богом, как, например, Бог-природа у Спинозы. Однако допущение такого нераздельного единства позволило уже ввести в природу самодвижение, признать развитие ее по имманентным законам.
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и не собственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Без
превращения природы в бытие
и определения самого понятия
«бытие» мышление не могло бы быть
понято как теоретический, познающий
разум, а философия
– сформироваться
как логика науки.
Любое
философское рассуждение
1.
Категория бытия. Иерархия
и формы бытия
Человек,
представляющий собой открытую систему,
может существовать и функционировать
только во взаимосвязи с окружающим
миром, осуществляя с ним вещественный
обмен. Важное значение в раскрытии взаимосвязи
человека и мира, выявлении их сущности
и проявления этой сущности в действительности
имеет категория «бытие». Одной
из задач философии становится доказательство
истинности знания и поэтому обоснование
бытия. Речь идет о внешнем критерии истинности,
т.е. о бытии, существующем реально и независимо
от мышления
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Антитезой бытия является ничто.
Бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например, самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы долго оно не продолжалось, приходит к концу и переходит в небытие как данная качественная определенность, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.
В философии бытие является категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи
для человека чем-то внешним, преднайденным,
бытие налагает определенные ограничения
на его деятельность, заставляет соизмерять
с ним свои действия. Вместе с тем бытие
является источником и условием всех форм
жизнедеятельности человека. Бытие представляет
не только рамки, границы деятельности,
но и объект творчества человека, постоянно
изменяющего бытие, сферу возможностей,
которую человек в своей деятельности
превращает в действительность.
Понятие
бытия многосторонне и сложно.
Истолкование бытия претерпело сложное
развитие. Его общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистического
подходов. Первый из них толкует основания
бытия как материальные, второй – как
идеальные.
Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.
Первый период – мифологическое истолкование бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).
Третий
период начинается с философии И.
Канта; бытие рассматривается как
нечто связанное с
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Он провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Бытие, по Пармениду, никогда не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.
Парменид
не отрицал чувственного мира, но доказывал,
что для его философского и научного осознания
мало одной чувственности. Считая критерием
истины разум, он отвергал ощущения из-за
их неточности.
Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ «реки, в которую нельзя войти дважды», поскольку в каждый момент она все новая.
Становление
возможно только в виде непрерывного
перехода из одной противоположности
в другую, в виде единства
уже сформировавшихся
противоположностей. Так, у Гераклита
едины жизнь и смерть, день и ночь, добро
и зло. Противоположности пребывают в
вечной борьбе, так что «раздор есть отец
всего, царь всего». В понимание диалектики
входит и момент относительности (относительность
красоты божества, человека и обезьяны,
человеческих сил и поступков и т. п.), хотя
он и не упускал из виду того единого и
цельного, в пределах которого происходит
борьба противоположностей.
Взгляды третьих основываются на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.
Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».
Важнейшей
частью философской системы Платона
является учение о трех основных онтологических
субстанциях (триаде): «едином», «уме»
и «душе». Основой всякого бытия является
«единое», которое само по себе лишено
каких-либо признаков, не имеет частей,
то есть ни начала, ни конца, не занимает
какого-либо пространства, не может двигаться,
поскольку для движения необходимо изменение,
то есть множественность. К бытию не применимы
признаки тождества, различия, подобия
и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать,
оно выше всякого ощущения, мышления. Красота
жизни и реального бытия для Платона выше
красоты искусства. Бытие
и жизнь есть подражание
вечным идеям, а искусство есть подражание
бытию и жизни, то есть подражание подражанию.
Следующий шаг делает Аристотель. Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).
Христианство
проводит различие между божественным
и сотворенным бытием, между богом
и миром, который сотворен им из ничего
и поддерживается божественной волей.
Человеку предоставлена возможность свободного
движения к совершенному, божественному
бытию. Христианство развивает античное
представление о тождестве бога и совершенства
(блага, истины и красоты). Средневековая
христианская философия в традициях аристотелизма
различает действительное
бытие (акт) и возможное
бытие (потенция), сущность и существование.
Всецело актуально только бытие бога.
Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции бытия XVII – XVIII веков. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.
Исходным
в трактовке бытия для всей философии
и науки этой эпохи является понятие
тела. Это связано с развитием механики
– главной науки XVII – XVIII веков. В свою
очередь, такое понимание бытия послужило
основой естественнонаучного представления
о мире в то время. Период классической
науки и философии можно охарактеризовать
как период натуралистически-