Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:45, реферат
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и не собственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Введение……………………………………………………………..3
1.Категория бытия. Иерархия и формы бытия………………………...4
2.Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время,
отражение, системность, развитие)…………………………………..12
3.Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)…….16
Заключение………………………………………………………21
Библиография……………………………………………………….22
Материя
– это философская категория для обозначения
объективной реальности (бытия), которая
дана человеку в его ощущениях, но существует
независимо от них. Свойства материи, без
которых она не может существовать, называются
атрибутами. Бытию присущи такие атрибуты,
как движение, пространство, время, отражение,
системность, развитие, которые могут
быть абсолютными и/или относительными
и неразрывно связаны между собой.
Мир находится в постоянном движении. Движение – это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий.
Быть в движении – значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире.
Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо – оно абсолютно, непреложно и всеобще; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм – оно вместе с тем и относительно. Формы и виды движения многообразны, каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция, или материя.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.
В
бесконечном потоке никогда не прекращающегося
движения сущего всегда присутствуют
моменты устойчивости, проявляющиеся
прежде всего в сохранении состояния движения,
а также в форме равновесия явлений и относительного
покоя. Покой – это состояние движения,
которое не нарушает качественной специфики
предмета, его стабильности. Как бы ни
изменялся предмет, пока он существует,
он сохраняет свою определенность.
Отсутствие движения – покой – всегда
имеет только видимый и относительный
характер. Обрести абсолютный покой значит
перестать существовать.
Все материальные тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части то или иной системы.
Пространство
– форма бытия материи, выражающая протяженность
составляющих ее объектов, их строение
из элементов и частей; это форма координации
сосуществующих объектов, состояний материи.
Оно заключается в том, что объекты
расположены вне друг друга (рядом, сбоку,
внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и
т.д.) и находятся в определенных количественных
отношениях. Порядок сосуществования
этих объектов и их состояний образует
структуру пространства.
Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени.
Время
– это форма бытия материи, выражающая
длительность протекающих процессов,
последовательность смены состояний в
ходе изменения и развития материальных
систем; это форма координации сменяющихся
объектов и их состояний. Оно заключается
в том, что каждое состояние представляет
собой последовательное звено процесса
и находится в определенных количественных
отношениях с другими состояниями. Порядок
смены этих объектов и состояний образует
структуру времени.
Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени, так же, как и движения.
Огромный
вклад в разработку научных представлений
о связи пространства
и времени с движущейся
материей внес Н. И. Лобачевский. Он выдвинул
идею неэвклидовой геометрии и пришел
к выводу: свойства пространства не являются
всегда и везде одинаковыми и неизменными.
А созданная в ХХ веке А. Энштейном теория
относительности вскрыла конкретные связи
пространства и времени с движущейся материей
и друг с другом, выразив эти связи строго
математически в законах специальной
и общей теории относительности. Одним
из выражений связи пространства и времени
с движением материи является тот факт,
обнаруженный теорией относительности,
что одновременность событий не абсолютна,
а относительна. Для осмысления этого
факта также используется понятие системы
отсчета, относительно которой ведется
наблюдение.
Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть сложными и простыми. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части относительны. Например, атом представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого – молекулы. Молекула, в свою очередь, есть часть некоторого большего целого – к примеру, организма животного, который есть часть еще большего целого – планеты Земля, и т.д. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого, одной системы – Вселенной.
По характеру связей различные системы делятся на три основных типа:
Никакая
область знания не может обойтись
без категорий части и целого.
Исследуя какое-либо целое, мы путем
анализа выделяем в нем соответствующие
части и выясняем характер связей
между ними.
Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному.
Развитие – это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.
Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, движение организма невозможно от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие двойственно: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое. Между старым и новым есть и сходство (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.
Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем – переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Или система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.
Принцип
развития имеет огромное значение:
правильное понимание истории развития
явления, вещи, объекта помогает уяснить
его суть, проникнуть в его сущность.
Отражение
по отношению к атрибутам бытия означает
то, что все они тесно взаимосвязаны между
собой и в определенных условиях могут
даже перетекать друг в друга. Без объяснения
понятия времени трудно объяснить понятие
движения в пространстве, целостные системы
и их части развиваются (в том числе
и во времени и пространстве), и т.д.
Так переходят друг в друга и другие философские
категории: случайное становится необходимым,
единичное – общим, количественные изменения
влекут за собой изменения качества, следствие
превращается в причину, и т.д. Эта текучая
взаимосвязь категорий есть обобщенное
отражение взаимосвязи явлений действительности.
Не существует и не может существовать
какой-либо одной неподвижной системы
категорий и атрибутов, данной раз и навсегда.
В связи с развитием мышления и философской
науки, из отражения старых возникают
новые категории (например, информация),
а старые наполняются новым содержанием.
Итак,
пространство и время, как атрибуты
существования материи, атрибуты бытия
абсолютны. Но поскольку это формы
движущейся материи, то они относительны,
они обусловлены ею, как форма своим содержанием,
и каждый уровень
движения материи характеризуется
своей пространственно-временной
структурой, составляет
определенную иерархическую
систему бытия, достаточно
сложную в своем развитии
по пространственно-временным
характеристикам и отражающуюся
на восприятии мира
в целом.
(законы и категории
диалектики)
Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того, как человек миллиарды раз сталкивался с реальными причинно-следственными, пространственно-временными отношениями вещей, их качественной и количественной стороной. Содержание категорий изменчиво, но без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.
Рассмотрим несколько основных категорий и законов бытия.
Всеобщая связь и взаимодействие. В мире нет ничего стоящего особняком; любой предмет – звено в бесконечной цепи. Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные, и др. Связь – это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано. Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют между собой. Одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая – производной, определяемой.
Исследования различных форм связей и взаимодействия – первостепенная задача познания. А познание мира убеждает нас в том, что в мире повсюду имеется некий порядок, правильность. Выражением связи между предметами занимается закон. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Различают законы:
Единичное, особенное и общее. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Например, есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни самому себе. Чистое тождество существует только в абстракции. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Общее – это единое во многом. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием некоего общего качества, присущего всем героическим поступкам.
Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; а понятие «славянин» выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное – к понятию «человек».