Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще.

Оглавление

1. Понятие бытия. Основные формы бытия..
2. Проблема субстанции в философии. Смысл и философское
содержание категорий «материя» и «дух», их соотношение.
3. Движение как способ существования материи
4. Пространство и время как формы существования материи.
5. Философское понимание проблемы единства мира.

Файлы: 1 файл

Бытие мира.doc

— 129.50 Кб (Скачать)


                     ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ,            

                                            МАТЕРИИ И  ДУХА.

  1. Понятие бытия. Основные формы бытия..

          2. Проблема субстанции в философии. Смысл и философское

содержание категорий  «материя» и «дух», их соотношение.

3. Движение как способ существования материи

          4. Пространство и время как формы существования материи.

5. Философское понимание проблемы единства мира.

 

 

1. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще.  В русском языке оно родственно словам быть, бывать, существовать, присутствовать, наличествовать. Все предметы, явления, процессы, отношения наделены свойством существования. При этом предметы и т.д. могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться «в возможности»). 

         Понятие бытие возникло из стремления познавать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренческий вопрос о том, что есть мир.

        Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Понятие бытие охватывает не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, сновидения, фантазии, заблуждения, устремления и т. п.

В понятии бытия происходит абстрагирование от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – существования. 

Таким образом, под бытием понимается всеохватывающая реальность. Бытие есть все то, что существует. Оно включает в себя и Дух и Материю как единое начало.

Сокровенное знание Востока утверждает, что Дух не имеет проявления вне покрова Материи, что дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал духа и материи в едином элементе – Духоматерии. Эзотерическая философия рассматривает материю как « состояние духа», другими словами уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух – «известное состояние материи», ее завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и  нет формы, которая не служила бы выражением для жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой.

В «Письмах Махатм», в которых выражена доктрина Востока, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может иметь ни начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и не один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она должна всегда была существовать, ее материал – вечное изменение форм, комбинаций и свойств но ее принципы или элементы абсолютно неразрушимы» (Чаша Востока с 29-30).

Бытие – это философская категория, которая означает всеохватывающую реальность материальную и духовную.

Философия раскрывает различные виды существования в их единстве и целостности. Вместе с тем, она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия.

Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие (см. с.5).

Объективная реальность охватывает все, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность – это сознание, мышление, духовный мир человека, переживания, мысли человека и т.п.

Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности.

Актуальное бытие – то, что существует в данный момент.

Потенциальное бытие – возможное.

Бытие человека представляет взаимосвязь и единство четырех составляющих его измерений: физического (природно-телесного), психического (чувственно-эмоционального), социально-исторического и духовно-энергетического (сознательно-творческого, разумно-культурного).

Бытие человека как духовно-эволюционного, космического существа уникально.

 

Проблема субстанции в философии. Смысл и философское

содержание категорий  «материя» и «дух», их соотношение.

 

В предыдущих двух вопросах мы уяснили, что вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность, с одной стороны – это различные области мира, фрагменты действительности. Но с другой стороны, между ними есть нечто общее, прежде всего, то, что они существуют и условием их единства является бытие. Факт бытия, факт существования может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего. Для обозначения понимания глубокого единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция  как философское понятие обозначает внутреннее единство  многообразия конкретных вещей, свойств и отношений, событий и процессов,  посредством которых  и через которые она и существует. Согласно Гегелю, субстанция  есть «некое бытие во всяком бытии». Понятие субстанции выражает наиболее фундаментальную, саму себя определяющую основу и сущность бытия. Субстанция  есть обозначение  внутреннего единства реальности безотносительно к её многообразным проявлениям.

Первоначально в древней философии буддизма, исходя из учения Упанишад, было выдвинуто новое теоретическое положение: всё есть одно. Европейская философия также  самостоятельно пришла к этому выводу через античную философию. Так,  Фалес (VI в. до н.э.) – первый европейский философ поставил фундаментальный вопрос: что является началом всех начал? Сам же он и ответил: таким первоначалом является вода. Всё многообразие мира возникло из воды. Его ученик Анаксимен пытался свести все бесконечное многообразие мира к другому общему чувственно-конкретному началу – воздуху, Гераклит – к огню. В целом в греческой ионийской философии ни одно из начал не было достаточным для объяснения всего существующего. Однако следует подчеркнуть, что античные философы  пришли к мысли, что, несмотря на изменения тел, в них должно быть нечто устойчивое, которое сохраняется  при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанции (лат: substantia – сущность). Мыслители считали: различные тела могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима. Она лишь меняет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она причина самой себя и основание всех изменений. Понятие субстанции выражало убеждение в единстве мира.

В поисках более глубокого описания и понимания бытия  мира следующее поколение древнегреческих философов-материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Великий философ Анаксагор (V в. до н.э.) пошёл ещё дальше: он  считал, что в основе всех вещей лежат гомейомерии – «семена» всевозможных веществ – они также качественно многообразны как и вещества природы. У Анаксимандра (VI в. до н.э.) мы находим  более обобщённое и абстрактное понимание материи. Он не сводил начало всех начал к стихиям. Первоначалом всех вещей у него выступает апейрон. Апейрон есть неопределённая бесконечная материя; она неисчерпаема по формам своего проявления и находится  в непрерывном изменении. Любая вещь  есть форма проявления бесконечного апейрона. Бесконечность пространства и времени представляет собой одно из проявлений апейрона. Апейрон неограниченно простирается  в пространстве и существует вечно во времени. Бесконечное есть начало всех вещей: в едином проявляется  многообразие, а многообразие едино в  своей основе. Таким пониманием первоначала всех вещей у Анаксимандра сделан качественно новый шаг вперёд – шаг к абстрагированию, к отвлечению от непосредственной наглядности, отвлечению от чувственно-конкретного начала.

Однако, дошла  и сохранилась до ХХ века, повлияв на развитие всего естествознания, особенно физики,   точка зрения других мыслителей античной философии – древних атомистов: Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. В древнегреческом атомизме (возник в V в. до н.э.) была осуществлена синтезирующая попытка найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому. Всё многообразие действительности объясняется атомами и пустотой; атомы – конечные частички, на которые может быть разложен наблюдаемый мир вещей. Атом –  в переводе с древнегреческого «неделимый». Атомистическая теория убедительно подкрепляла воззрение о материальном единстве мира, которое составляет основу материалистического монизма. Наиболее глубокую разработку атомистической теории дал Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Атомы, по Демокриту, различаются между собой лишь формами, которые могут быть бесконечно многообразными. Атомы вечно движутся в пустом пространстве, а пустота – необходимое  условие их движения. Различие качеств тел обусловлено многообразием количественных сочетаний атомов. Атомистическое представление является более общим, ибо прежние взгляды включены в него как частные случаи, т.к. вода, воздух, огонь, земля состоят из атомов. Но атомизм также сводил материю  к конкретным вещественным частицам (теоретически – это абстракция).

В целом можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия, философия русского космизма, эзотерическая философия Учителей Востока.

Атомисты стремились найти и выделить в природе материю в виде единообразной телесной субстанции, из которой как из строительного материала образованы все предметы. Атомистическая теория по существу предприняла  попытку совместить изменчивость и неизменность, устойчивость материального мира вещей, конечность и бесконечность, временный характер вещей и вечное начало. Все вещи могут приходить и уходить, появляться и исчезать, а атомы вечны и неизменны. Атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно себе представить развитие различных областей естествознания без атомистики.

Только характеристика материи как субстанции позволяет выявить взаимосвязь и единство её атрибутов. Понимание субстанции может быть различным  –  это может быть и материя (в философии материалистов), и дух (в филосоии объективных идеалистов), материя и дух (в философии -дуалистов), и духоматерия (в эзотерической философии Учителей Востока – Учителей мудрости).

Субстанция – это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести  понятие материи до понятия субстанции – значит, доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нуждается во внешних источниках  движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т. д.

В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие философы разделились на монистов, дуалистов и плюралистов. Объяснение, понимание единства мира, исходя из материальной субстанции, называется материалистическим монизмом. Когда в качестве исходного начала в понимании мира берётся дух, сознание, мысль, то есть идеальное начало, то такое учение называется монистическим идеализмом.

Вопрос о материи является центральным вопросом всей материалисти-ческой  философии на протяжении всей истории философии. Если материализм стремился обосновать способность материи производить многообразие в мире, то идеализм, наоборот, стремился развенчать материю, принизить её, низвести её к мёртвой и пассивной. Так, известный субъективный идеалист Джордж Беркли (1710 г.) ставил сознательную цель разрушить понятие материи, а тем самым привести к краху весь материализм. Идеализм стремился доказать, что материя не может быть субстанцией, утверждая при этом, что нет иной субстанции кроме духа. Материализм на протяжении всей истории философии стремился разработать учение о материи; естественно, у него есть немало заслуг. Домарксовские философы-материалисты высказали многие глубокие положения о материи, которые сохраняют своё значение и в современном знании: положение об абсолютности материи как субстанциальной основы всех явлений, её несотворимости и неуничтожимости,  вечности существования во времени и бесконечности в пространстве, объективности и независимости её от сознания. Выдающиеся философы-материалисты исходили из идеи безусловной познаваемости материи, возможности раскрытия  человеком её свойств и законов для объяснения всех явлений, какими бы сложными они не казались (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Френсис Бэкон, Т. Гоббс, М.Ломоносов, Дж. Толланд, П.Гольбах, Д.Дидро,  К.Гельвеций, Л.Фейербах, А. Герцен, Н.Чернышевский). Но всё же сам материализм оказался неспособным дать вполне последовательное научное решение вопроса о материи. Это объясняется тем, что старый материализм (домарксовский) страдал существенным недостатком: метафизичностью мышления, т.е. старый материализм был по своему существу метафизическим материализмом. Как же сказалась эта метафизическая ограниченность в отношении к материи? Первое: старый материализм не сумел дать универсальное определение материи, которое было бы способно вместить  в себя всё многообразие её проявлений. Здесь была совершена та ошибка, которую мы часто делаем, которую мы  допускаем сами по отношению к оценке близких, знакомых, друзей, даже любимых нами людей. Мы считаем, что наши знания о них полные и исчерпывающие. Второе: ошибка старого материализма состояла ещё и в том, что он часть принимал за целое. (См. выше: вода, воздух, огонь, земля. Следует напомнить:  Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Гераклит, Демокрит и т.д.). Так, всё многообразие мира объяснялось Гераклитом Эфесским сгущениями и разряжениями одной субстанции – огня. У атомистов всё многообразие действительности объяснялось атомами и пустотой. Атомы есть конечные частички, на которые может быть разложен наблюдаемый нами мир. Все вещи могут приходить и уходить, появляться и исчезать, а атомы остаются вечными и неизменными.

Информация о работе Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа