Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще.

Оглавление

1. Понятие бытия. Основные формы бытия..
2. Проблема субстанции в философии. Смысл и философское
содержание категорий «материя» и «дух», их соотношение.
3. Движение как способ существования материи
4. Пространство и время как формы существования материи.
5. Философское понимание проблемы единства мира.

Файлы: 1 файл

Бытие мира.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Представления, аналогичные взглядам Аристотеля, о пространстве и времени развивались в Новое время Лейбницем и Декартом. Ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных  и независимых начал бытия  не существует. Пространство – порядок расположения тел, время – порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов не первичные свойства, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями.

В отдельных философских направлениях, а также в классической физике  пространство и время отделялись от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения вещей. Наиболее ярко такой взгляд отстаивал И.Ньютон. Время он называл абсолютным и рассматривал его как обычную продолжительность, на которую проецируются изменения вещей. Представления об абсолютных пространствах и времени были неразрывно связаны с пониманием движения. Само  движение признавалось вторичным в отношении  покоя.

Для классической механики такой взгляд не имел значения, однако он содействовал формированию религиозных и идеалистических взглядов на пространство и времяj, поскольку они трактовались как внешние условия бытия вещей.

Марксистская философия (диалектический материализм) исходит из того, что пространство и время  являются атрибутами материи, формами её бытия, характеризуют материю в единстве.

Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает её протяжённость, структурность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей), а также их взаимодействие.

Время – философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Существование пространства и времени обусловлено существованием движущей материи. Поскольку все существующие в мире тела пространственно ограниченны именно тремя  направлениями, и самая плоская  из всех фигур всё же имеет  длину, ширину и высоту, то трёхмерность нашего пространства является  повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. Течение времени от прошлого к будущему выступает четвёртым измерением пространственно-временного континуума. Из этого следует, что для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Время образует не только временной порядок, но и обусловливает каузальный (причинный) строй Вселенной.  В качестве основных свойств пространства и времени выделяют бесконечность и неисчерпаемость пространства  и времени, трёхмерность пространства и, однонаправленность и необратимость времени. 

Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами  существования материи. Науке неизвестно бытие материальных систем  вне пространства и времени. Но пространству и времени присуща и противоположная характеристика – относи-тельность; она указывает  на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.

Относительность  пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Так, специальная теория  относительности исходит из того, что при приближении скорости движения тела  к скорости света  линейные параметры тела уменьшаются (сжатие стержня), а ритм времени замедляется. ОТО подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи, выявила, что они характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

 

5. Философское понимание проблемы единства мира.

 

Знакомясь с предыдущим материалом, мы приходим к пониманию того, что мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Из бесчисленного множества различных состояний и структурных уровней реальности (бытия) мы рассмотрели лишь только малую часть, наиболее видимую и доступную сегодня нашему познанию.

Но каждый из этих уровней, каждое  состояние, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения и т.п. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается, причем не только по пути становления и усложнения своей структуры, но и, наоборот – по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет  его количественные и качественные характеристики. Мир эволюционирует (совершенствуется в своём развитии) и инволюцио-нирует (деградирует и разрушается). Итак, с одной стороны, мир в своём многообразии неоднороден, а с другой – являет собою некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

В истории философии мы наблюдаем множество дискуссий и разногласий по поводу того, един ли мир, и если да, то в чём состоит это единство. Решение этой проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. Те, которые считают, что дух (Бог, вечные идеи, сознание и т.п.) является сверхприродным началом, отделённым от вещественной и протяжённой природы, на проблему единства мира  смотрят, разумеется, совершенно иначе, чем те, которые признают в качестве основы всего сущего вечную, несотворённую и обладающую различными атрибутами материю.

В первом случае речь идёт о так называемых идеалистах. Им мир представляется как бы в двух ипостасях: один – идеальный (истинный), а другой – вещественный, материальный (неистинный, так как сотворён Богом или является только видимостью, кажимостью для познающего субъекта). Здесь возможны различные позиции, как утверждающие единство мира, например, на основе его бытия или вселенской духовности, так и отрицающие такое единство.

В противоположность этой позиции сторонники материалистического монизма признают в качестве единственной субстанции материю, стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого. Они рассматривают его как самодовлеющий, ни в ком и не  в чём не нуждающийся для поддержания своего бытия. Он сам из самого себя порождает всё многообразие сущего.

Следует подчеркнуть, что из многих моделей единства мира наиболее обоснован материалистический монизм: его основное положение мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других. Первое: мир един, поскольку он субстанциален. Всё, что существует, есть субстанция или её свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи является отражение. Отражение существует на любом структурном уровне организации материи. Отражению присуще усложнение  форм. Наивысшей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из её важнейших свойств.

Второе – мир един по своей физической структуре. Наука установила, что на Солнце  и на других звёздах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. Постепенно, но неуклонно продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются одни и те же физические  виды реальности – вещество  и поле; наука уже изучает новый вид – антивещество и подошла к описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности и жизни человека являются работы современных биофизиков, биохимиков и психологов над пси-полями. Эти исследования возможно позволят прийти к к установлению более тесных связей индивидуального сознания с  миром в целом. В представление о вещественно-субстратном  единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная – это система бесконечного множества иерархически соподчинённых  систем, а она сама – тоже система, но особого рода: она в отличие от конкретных систем, бесконечна в пространстве и времени, она не закрытая, а открытая система.. Системность материи означает взаимосвязь конкретных систем: не связь любой из них с любой другой системой, а в конечном счёте всеобщую взаимосвязь. Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями и процессами, происходящими в нём. В основе любых связей – функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих – всегда находится причинность. Отношение причинности (детерминации) – это такая связь между явлениями, при котором одно явление вызывает к жизни другое явление (следствие).   Признаки причинной связи: временная последовательность, необратимость, однозначность, поро-ждаемость. В процессах детерминации (причинения) происходит перенос вещества, энергии, информации от причины к следствию. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи детерми-нации (причинения) (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четвёртое: мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим  физическим законам, а других единство обеспечивается химическими, биологическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира  по его законам раскрывает нам номологическое («nomos» - закон) единство мира. Пятое: мир един по своему происхождению. Свою «начальную точку» имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления. Всё многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый  «корень» - становление Солнечной системы.  В этом смысле (если брать за основу  космогоническую гипотезу, о её происхождении из раскалённой газовой туманности) огонь, действительно, предшественник и основа всех людей, всей эволюции Универсума. Итак, мир не плюралистичен в философском смысле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциальное, вещественно-субстратное, каузальное, номологическое и генетическое.

 

 

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями его, т.е. человек может познавать ее.

Качественное разнообразие материи представлено в ее видах:

Вещество - твердое, жидкое, газообразное, плазма и поле -электромагнитное, гравитационное, ядерное, торсионное.

Свойства материи: объективность, вечность, неисчерпаемость.

Движение – способ существования материи, любое изменение.

Свойства движения: Объективность (существование независимости от осознания его человеком), всеобщность (все предметы и явления материального мира находятся в движении), вечность (всегда было и будет),  абсолютность (существует  всегда, в любое мгновение).

Состояние покоя относительно. В движении предмет возникает, развивается, разрушается. Покой же фиксирует момент движения, в результате чего предмет на некоторое время сохраняет свое состояние, свою форму.( Пример: изменение цветка, цвета краски). Движение и покой находятся в диалектическом единстве. Изменение постоянно связано с устойчивостью, а покой изменчив. Покой – момент движения, т.е. он относителен, а движение абсолютно.

Движение как способ существования материи проявляется в разнообразных формах. 

Основные формы движения материи:

1) механическое – перемещение тел (предметов) в пространстве;

2) физическое – взаимодействие элементарных частиц (изучается физикой);

3) химическое – взаимодействие молекул и атомов (изучается химией);

4) биологическое – жизнь во всех ее проявлениях, форма существования белковых тел (изучается биологией);

5) социальное – связано с социальными изменениями.

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, выражающая сосуществование материальных объектов и порядок их взаимного расположения.

В мире все предметы и явления конечны, но совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Конечное и бесконечное представляют собой диалектическое единство. Природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным (Гегель). Единство конечного и бесконечного состоит в их взаимопревращении, в переходе конечного в бесконечного и наоборот.  Так неисчерпаемость электрона не есть бесконечность его деления и не имеет отношения к делимости. Она не связана только с одним направлением, упрощением или усложнением. Она есть его бесконечное превращение во все другое, есть его пребывание во всем другом и в то же время включение в себя другого, то есть конечное в бесконечном и бесконечное в конечном. Только в плане всеобщности связей, единства многообразия можно говорить о связи неисчерпаемости электрона с бесконечностью.

Свойства пространства: объективность, бесконечность, трехмерность (длина, ширина, высота).

Четвертым измерением считается время. Изменения во времени и пространстве тесно связаны между собой. Они находятся между собой в единстве. Категории пространство и время отражают лишь разные стороны единого процесса развития.

Время – это форма существования материи, выражающая последовательность сменяющих друг друга явлений, событий и их длительность.

Любой предмет, каким бы неизменным он не казался, изменяется во времени, хотя эти изменения могут быть малозаметными.

Свойства времени: необратимость, бесконечность, объективность.

Пространство и время – всеобщие формы существования материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи, и движение это происходит в пространстве и во времени.

Пространство и время относительны, так как их свойства изменяются в зависимости от условий. Так, с возрастанием скорости, с приближением к скорости света, длина тела сокращается, а время замедляется.

 

Вопросы на повторение

1. Что вы понимаете под категорией «БЫТИЕ»?

2. В чем вы видите различия между объективной реальностью и субъективной реальностью?

3. Назовите основные уровни бытия и объясните их значение.

4. Объясните понятие «субстанция».

5. Что вы понимаете под категорией МАТЕРИЯ? Какими свойствами она обладает?

6. Как изменялось понятие материи в истории философии?

       7. Какие вы знаете виды материи?

8. Дайте определение понятию «движение».

9. Каким образом взаимосвязаны между собой движение и покой?

10. Назовите и дайте характеристику основным формам движения материи. Как они

      взаимосвязаны между собой?

11. Назовите и дайте определения. формы существования материи.

12. Назовите  известны вам модели единства мира.

13. В чем суть материалистического монизма.

             

Темы докладов и рефератов:

 

  1. Категория «бытия» в философском учении Парменида.
  2. Представления о развитии в философии Гераклита.
  3. Натурфилософия эпохи Возрождения.
  4. Учение о материи в философии Джордано Бруно.
  5. Представления о материи в философии Нового Времени.

6.      Проблема материи в философии Ф.Энгельса.

7.      Проблема соотношения духа и материи в современной философской  

     мысли.

                                         

         Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-е 3-е, перераб. и доп.  

Информация о работе Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа