Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще.

Оглавление

1. Понятие бытия. Основные формы бытия..
2. Проблема субстанции в философии. Смысл и философское
содержание категорий «материя» и «дух», их соотношение.
3. Движение как способ существования материи
4. Пространство и время как формы существования материи.
5. Философское понимание проблемы единства мира.

Файлы: 1 файл

Бытие мира.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Философы-материалисты и ученые – естествовоиспытатели обычно связы-вали материю со свойством иметь массу. Мы подошли к следующим обобщениям:

1. Какие бы точки зрения и концепции на материю не высказывались в истории философии, все они (философы-материалисты домарковского периода) сводили материю к состояниям или проявлениям вещества, т.е. к веществу. Если даже сказать: материя есть вещество, будет ли это философским определением материи? Можем ли мы поставить знак равенства между материей и веществом? Сегодня это суждение о равенстве будет неверным, ибо физика с конца 19 века стала изучать полевой вид материи. 

2. Прежняя – (домарксовская) материалистическая философия отрывала материю как субстанцию от форм её проявления: это означает, философия (господствующая её тенденция на то время) допускала: с одной стороны, могут существовать отдельные образования, а, с другой стороны, может существовать материя сама по себе., т.е. материя в чистом виде, то, из чего состоят материальные вещи. Был и другой путь в подходе к пониманию материи: можно найти последний предел, последний уровень организации материи, который имеется везде.

3. Материя мыслилась как физическая, природная  реальность. А это означало, раз материализм должен объяснить сознание из материи, т.е. он должен вывести сознание из природного бытия, т.е. сознание есть плод лишь природы, биологического.

4. Сознательное преодоление всех указанных выше недостатков старого материализма было осуществлено диалектическим материализмом  Маркса, Энгельса и Ленина. Они свершили следующий шаг: создали последовательное, целостное учение о материи. Это третий этап в эволюции взглядов на материю относится к ХIX в. В этот период времени в естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку.

По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

Материя – понятие, философская категория, считал Ф. Энгельс, которая отражает, обозначает своим содержанием то общее, что характерно  всем вещам и явлениям окружающей среды, –  объективность их существования.

Материя не существует вне вещей, как что-то положенное рядом. «Материя как таковая, – считал Ф. Энгельс, - это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых существующих материй, не является чем-то чувственно существующим». Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях – вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. Это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф. Энгельсом материи как абстракции, философской категории.

Новое понимание материи позволило К.Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать принцип материалистического понимания истории, понять диалектику материи и сознания, показать эти категории как очень широкие. Такое новое, расширенное понимание  философской категории материи позволило марксистам (всем последователям материалистической диалектики) углубиться не только в сущность отношений человека к миру, но и приблизиться  к космической сущности самого человека. Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание – закономерный результат этого развития. Мир един.

Диалектико-материалистические представления о материи позволили прийти к следующим выводам: 1) материя бесконечна не только в количественном, но и в качественном отношении; материя – активное начало мира, ей присущи противоречивость и самодвижение; 2) материя первична в отношении к сознанию, которое является результатом развития материи;   3) мир, частью которого является человек, – это материальный  мир, состоящий из различных вещей и явлений, что возникают и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

Значительный вклад в понимании философской категории «материи» внёс В.И. Ленин на рубеже ХIX-ХХ вв. В этот период развития науки  возник кризис в естествознании, главным образом в физике. В чём была причина, сущность кризиса в естествознании? Несмотря на распространение диалектико-материалистических идей, господствовали метафизические, механистические взгляды на основу мира, который по-прежнему считался неделимым. Но тем не менее на рубеже веков несостоятельность таких взглядов становилась всё более и более понимаемой передовыми учёными.  Делимость атома, открытие электрона как составной части атома, рентгеновских лучей, явление  радиоактивности, создание  А. Эйнштейном специальной и общей теории относительности не находили объяснения с позиций метафизического материализма. Выражение «кризис в естествознании» не совсем точно характеризует ситуацию. Естествознание (а также и физика) развивались довольно успешно. Кризис наблюдался в философском осмыслении новых открытий. Прежнее понимание материи не могло «работать» по той причине, что вместе с таким видом материи, как вещество, был открыт другой её вид – поле. Более того, эти виды материи не только взаимосвязаны, но и при определённых условиях преобразуются один в другой. Вещество охватывает только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. Фотоны, нейтроны и другие элементарные частицы массы покоя не имеют. Именно по этой причине к ним нельзя применить старое метафизическое понимание материи.

На основе диалектического анализа В.И. Ленин сделал вывод, что «материя не исчезает», а исчезает тот предел, до которого мы знали материю, так как единственное её «свойство» – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. В.И.Ленин дал философское определение категории «материи»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Данное определение  философское, так как в отличие от естественно-научных определений, оно абстрагируется  от каких-либо конкретных характеристик  материи, её видов и свойств. Данное определение фиксирует только факт существования объективной реальности, независимой от нашего сознания. Это предельно широкое определение  в философском плане  выполняет определённую методологическую роль: оно позволяет говорить о материи вообще, безотносительно к возможному открытию новых, ещё неизвестных её свойств, видов и форм и связывая материю с такими её атрибутами (неотъемлемыми свойствами), как субстанциональность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время.

Домарксовские материалисты стремились определить материю исходя из бытия природы самой по себе, безотносительно к сознанию. Ленинское определение материи включает диалектико-материалистическое разрешение основного вопроса философии, фиксирует первичность материи (сознание есть отражение объективного мира) и отражённую природу сознания (познаваемости мира). Таким образом, понятие материи одновременно выполняет и гносеологическую и онтологическую функции, поскольку: 1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2) логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3) материальная деятельность – источник познания и достоверности  знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности. Диалектико-материалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для  естествознания, но и для социальной практики.

 

Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные  системы материального и духовного мира, расширяют наши представления о структуре и свойствах материи.

         Здесь возникает вопрос, как совместить изменчивость и неизменность материального мира вещей, конечность и бесконечность, временный характер вещей и вечное начало?

Именно, сокровенное знание Востока (Учителей Востока – Махатм) утверждает, что Дух не имеет проявления вне покрова Материи, что дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал духа и материи в едином элементе – Духоматерии. Эзотерическая философия рассматривает материю как «состояние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух – «известное состояние материи», ее завершение. «Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и  нет формы, которая не служила бы выражением для жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой».

         В «Письмах Махатм», в которых выражена доктрина Востока, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может иметь ни начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и не один из атомов её никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она должна всегда была существовать, её материал – вечное изменение форм, комбинаций и свойств но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы» (Чаша Востока. с 29-30). «Изучение и постижение окружающего человека мира может всё время углубляться, но никогда не может быть исчерпано до конца, ибо за ним стоит Беспредельность. Так, одни и те же явления можно изучать бесконечно, постоянно углубляя знание, но постичь их во всей всеобъемлемости  их сокровенной сущности  невозможно. Человек, эволюционируя, всё время открывает всё новые и новые аспекты Мироздания, обогащая и расширяя сознание. Конца же познавания мира нет. Ступени  познания Космоса ведут в Беспредельность и теряются в ней.

 

Бездонная сущность любого явления жизни приводит пытливый ум к вратам Беспредельности. И тут начинается истинное познавание, ибо только признание Беспредельности приводит к правильному пониманию сущего. Материя вечна и вечна жизнь, и правильно утверждается формула научного знания, что «ничто в природе не исчезает и не рождается вновь», сменяя лишь только внешние формы  своего выражения. (Учение Живой Этики).

 

3. Движение как способ существования материи

 

Движение – способ существования материи, любое изменение.

Свойства движения: Объективность (существование независимости от осознания его человеком), всеобщность (все предметы и явления материального мира находятся в движении), вечность (всегда было и будет),  абсолютность (существует  всегда, в любое мгновение).

Состояние покоя относительно. В движении предмет возникает, развивается, разрушается. Покой же фиксирует момент движения, в результате чего предмет на некоторое время сохраняет свое состояние, свою форму.( Пример: изменение цветка, цвета краски). Движение и покой находятся в диалектическом единстве. Изменение постоянно связано с устойчивостью, а покой изменчив.  Покой – момент движения, т.е. он относителен, а движение абсолютно.

Движение как способ существования материи проявляется в разнообразных формах. 

Основные формы движения материи:

1) механическое – перемещение тел (предметов) в пространстве;

2) физическое – взаимодействие элементарных частиц (изучается физикой);

3) химическое – взаимодействие молекул и атомов (изучается химией);

4) биологическое – жизнь во всех ее проявлениях, форма существования белковых тел (изучается биологией);

5) социальное – связано с социальными изменениями.

 

  4. Пространство и время как формы существования материи.

 

В нашей повседневной практике  пространство и время  – это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.

Осваивая мир, человек первоначально воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне. На этом уровне материя, движение, пространство и время  неотделимы друг от друга. Никто и никогда не воспринимал ни чистого пространства, ни чистого времени, материальные тела вне пространства и времени  не представимы. С этими выводами согласится каждый, однако не каждый сможет ответить на вопрос, что же такое пространство и время? Этот вопрос действительно труден, ибо сама философия  на протяжении более чем двухтысячелетнего периода своего развития искала на него ответ.

В истории философии существовали две конкурирующие между собой концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальник субстанциональной концепции – Демокрит ( по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные (субстанциональные) сущности, не зависимые ни от ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввёл представление о реальном существовании пустоты как вместилища атомов. Согласно учению Демокрита и его последователей Эпикура и Лукреция Кара, пространство – объективно, однородно, бесконечно. Оно пустое вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформу-лировнао Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной (от лат. relatio – отношение) концепции. Аристотель отрицал существование пустоты как таковой. Пространство – это система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Эти две тенденции в истолковании пространства и времени получили своё развитие в дальнейшем. Более ХХ веков просуществовала субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Ньютоново пространство  как неподвижное, непрерывное, однородное и трёхмерное вместилище материи в сущности Демокритово. Время по Ньютону –однородная, равномерная, вечная и неизменная «чистая» длительность. В классической механике пространство и время – объективные данности, которые всё в себя вмещают и ни от чего не зависят. Ньютон говорил об абсолютном времени, которое «само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Информация о работе Философия бытия. Проблема субстанции, материи и духа