Основные проблемы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:43, реферат

Краткое описание

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки.

Файлы: 1 файл

Основные проблемы философии.docx

— 20.47 Кб (Скачать)

 Основные проблемы  философии

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах  древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей  классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий  мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил  другой древнегреческий мыслитель  Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем  механика, химия, биология, юриспруденция  и другие специальные науки. Философия  все больше превращается в систему  общих знаний о мире, имея своей  задачей дать ответы на наиболее общие  и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем  происходит дифференциация внутри самой  философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия - учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

В современной философской  литературе формулируются такие  проблемы: Как дух соотносится  с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен  или бесконечен мир? В каком направлении  развивается Вселенная? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? и др.

Как и во всех частных  науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.

Что касается философских  проблем, то все они выражают и  представляют специфический предмет  философии, можно сказать, что они  его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления  и развития философии круг ее проблем  постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии - сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Термин «бытие»  взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения  не просто существования, а того, что  гарантирует существование человека и мира.

Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в  чем не нуждается, но, в чем нуждается  мир и человек. Поэтому категория  «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о  бытие как таковом, а не о бытие  тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Бытие есть единство форм и способов существования. Оно  представляет собой особенное специфическое  существование, которое характеризуется  определенным набором свойств. Основы современной философии. Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С.113.

Формы бытия и  соответствующие им способы существования  детерминированы фундаментальной  структурой мира. Прежде всего, выделяютматериальное бытие и идеальное бытие, которые являются самими общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытие, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т.е. существование находится внутри сознания человека.

Таким образом, существуют три концепции трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая  и субъективно-идеалистическая.

Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое, является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.

В третьей концепции  бытия - субъективно-идеалистической - бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в  своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную  и социальную действительность, и  нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношениеили иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии - проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в  состоянии ли наше мышление познавать  действительный мир, можем ли мы в  наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов  на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют также  течения, представители которых  отстаивают идеи об ограничении познавательных возможностей человека, неспособности  человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется  познание сверхразумное - инстинкт, мистическая  интуиция и тому подобные способы  познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии.

Отношение «мир - человек» теория познания рассматривает как  отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии  покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в  другое. В античной философии ответ  на этот вопрос разделил философов  на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

В переходные периоды  общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

Философским исследованием  природы ценностей занимается определенная отрасль философии - аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль  возникла в западной философии в  конце 19 начале 20 века как попытка  разрешить некоторые сложные  вопросы философии, относящиеся  к общей «проблеме ценности». Считалось, что эти вопросы (смысл  жизни, истории, направленность в основание  познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения  личности и общества и др.) не поддаются  научному анализу. Проблема ценности считается  областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.

Ценности выступают  ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей  находится ценностное отношение  человека к миру, т.е. ценностное отношение  возможно только там, где реально  присутствует человек, являющийся носителем  и субъектом ценностного отношения.

Основными аспектами  проблемы ценностей являются: соотношение  ценности и оценки, вопрос об объективности  ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации  ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.

Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они  характеристиками материального бытия, или характеризуют устройство нашего сознания?

каково отношение  пространства и времени к субстанции?

каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными  понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Существуют две  точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первая - субстанциальная - пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Вторая - реляционная - ее сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а  как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными  объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются  несуществующими. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. С. 312.

Данная проблема в некоторой мере была решена при  создании теории относительности в  начале XX века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе и заставила отказаться от субстанциальной концепции.

Кроме вышеперечисленных  можно выделит еще множество  проблем философии - антропологические, этические, эстетические и др. Все  проблемы философии являются всеобщными и вечными, - что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

Информация о работе Основные проблемы философии